Файл: Покажите действие принципа майевтики Сократа на конкретном примере Эталон решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю;
•Бытие как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.
гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания, рассматривая их в контексте человеческого бытия. В развитии философии гносеология играла ведущую роль, поскольку обосновывала и оценивала различные характеристики бытия, определения природы, общества и человека, нормы и критерии научного познания.
Его объектом является непосредственно данная действительность. А формой — ощущения, восприятия и представления. Ощущения считаются главной единичкой, источником познания. Трактовка природы ощущений в истории философии обусловила противоположные течения в гносеологии — сенсуализм
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Объектом философской антропологии является человек, его положение в окружающем природном и социальном мире. Предметом философской антропологии являются способы рефлексии по поводу этих фундаментальных вопросов.
Объектом философской антропологии является человек, его положение в окружающем природном и социальном мире.
-
Насколько моральные нормы способствуют профессиональной деятельности? Аргументируйте свой ответ на примере понятия И. Канта «категорический императив».
Эталон решения: понятие категорический императив означает высшую степень проявления морального закона, когда индивид совершает поступок вне зависимости от ситуации, но исходя из чувства долга. Примером этого может быть профессия врача, в рамках которой специалист сталкивается с различными аспектами своей работы, в которых действие является необходимым вне зависимости от восприятия ситуации самим врачом.
-
Используя законы диалектики, проанализируйте противоречие человека в отношении своего здоровья.
Эталон решения: примером может служить пара категорий форма и содержания. Человек может внешне выглядеть совершенно здоровым, но состояние его внутренних органов может оставлять желать лучшего, то есть форма не соответствует содержанию. Обратный пример: человек средних физических данных может обладать значительной выносливостью.
-
Могут ли свойства самосознания противоречить друг другу? Рассмотрите на примере.
Эталон решения: излишняя склонность к рефлексии как форме самоанализа может служить причиной низкой самоооценки; неспособность учиться на ошибках прошлого (ретроспекция) негативно влияет на способность планировать свои поступкив настоящем (антиципация).
-
Проведите сравнительный анализ понимания принципа разделения властей Дж. Локком и Ш. Монтескье.
Д жон Локк впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Он считал, что законодательную власть надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Монтескьё развил идею разделения властей, выделил 3 ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть должна принадлежать народу, выбирающему парламент, где представлены состоятельные слои населения; исполнительная — монарху, назначающему правительство, а судебная власть — независимым судьям.
-
Сравните восприятие антропоцентризма и гуманизма в философии эпохи Античности и Возрождения.
-
Рассмотрите на примере возможности применения личной тектологии в профессиональной деятельности.
В соответствии с фундаментальными предпосылками тектологии, два и более элемента, включённые в единый процесс, могут при особой организации (организованности) превосходить по эффективности функционирование этих же элементов по отдельности, а могут и уступать отдельной работе, мешая друг другу
Характерной чертой теории равновесия Богданова является утверждение, что противоположности должны сбалансировать, уравновесить друг друга и только таким путём достигается устойчивое состояние системы.
В развивающихся системах одновременно действуют две противоположные тенденции:
1. Повышение устойчивости вследствие интеграционных процессов, стремление к равновесию.
2. Понижение устойчивости, вызванное появлением «системных противоречий».
Например: работая в операционной врач хирург и операционная медсестра помогая друг другу будут выполнять работу быстрее чем если бы каждый делал все по своему не согласовывая друг с другом.
-
Сравните философские взгляд ключевых представителей западничества и славянофильства на историческую судьбу России.
-
Проанализируйте использование таких ключевых признаков философии как антропоцентризм, гуманизм и плюрализм в медицине
Антропоцентризм – это философский подход, ставящий в центр мировоззрения концепт «человек» и разрабатывающий и обосновывающий всю систему взглядов на мир и общество, исходя из этой категории. Как общий принцип медицинской науки и практики антропоцентризм означает:
- самоценность человека, его жизни и здоровья;
- именно человек, его жизнь и здоровье выступают главным критерием истины в медицинской деятельности;
- человек как исходный пункт, главный объект и цель медицинского познания;
- целостное восприятие и понимание человека как единства биологического и социального, материального и духовного, соматического и психического;
- уважение к человеку, к его автономности, правам и свободам, к его личности;
- гуманность, милосердие и сострадание – основа отношения медика к человеку.
Гуманизм – это рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом человека. Гуманизм – человечность, любовь к человеку, вера в его безграничные возможности и способности к самосовершенствованию. Гуманизм в медицине – это уважение к личности через милосердие и сострадание!
Медицинский плюрализм – существование внутри одной медицинской системы или одного общества различных медицинских традиций.
Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии. Плюрализм – благо состоит из нескольких видов по природе ценных вещей (дружба, красота, любовь).
-
Рассмотрите возможность использования принципа майевтики Сократа в профессиональной деятельности и повседневном общении.
Эталон решения: суть данного метода в получении истины путём задавания корректно сформулированных, уточняющих вопросов. Примером может служить сбор анамнеза у пациента, предшествующий постановке диагноза.
-
Проанализируйте возможность использования нелинейного мышление в творчестве и научной деятельности.
В творчестве и научной деятельности можно использовать нелинейное мышление в поиске и реализации инновационных, не апробированных ранее подходов, к изучению материального и духовного мира, выходящего замки традиционного понимания общенаучных теоретических основ бытия.
Относительно творчества, в частности, нелинейное мышление проявляется в готовности к появлению нового, к выбору из альтернатив, к неожиданной акселерации и разрастанию структур объекта или динамической системы.
То же самое можно сказать и по отношению к современной научной деятельности. Благодаря использованию данного типа, в истории происходили научные революции и поддерживалась активная эволюция научного прогресса.
Имеется много примеров открытий и изобретений при которых было использовано нелинейное мышление такие как автомобиль (Г.Форд), лампа Эдисона, теория что земля вращается вокруг солнца.
-
Ф. Бэкон в своей философии выделял несколько типов заблуждения. Рассмотрите различия между ними на конкретных примерах.
Учение Бэкона разрешает двуединую задачу – критически проясняет
источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости и
указывает на правильные методы овладения истиной.
Поскольку знания, получаемые нами, не всегда бывают истинны, то
предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, очищение разума человека от заблуждений. Эти препятствия на пути познания он называет
идолами и выделяет 4 их вида:
1) идолы рода, согласно Бэкону, проистекают из общих пороков человеческого восприятия мира. Речь здесь идет, прежде всего, о склонности людей воспринимать природу по аналогии с собственной жизнью. Именно этой склонностью Бэкон объясняет привнесение в природу целевых причин. Другим ярким примером идолов рода Бэкон считает склонность людей к обобщениям, не подтвержденным фактами.
2) Если идолы рода проистекают из недостатков общей человеческой природы, то идолы пещеры, согласно Бэкону, порождаются особенностями каждого отдельного человека. Каждый смотрит на мир как бы из своей пещеры, которая возникает вследствие особенностей индивидуальной физиологии, воспитания, судьбы и пр.
3) Другие виды идолов имеют у Бэкона сугубо социальные корни, а именно возникают из человеческого общения. Прежде всего это идолы рынка или площади, связанные с языком. Слова же, отмечает Бэкон, устанавливаются сообразно разумению толпы, поэтому плохое и нелепое установление слов буквально осаждает разум. Иначе говоря, люди принимают слова за представителей самих вещей, тогда как значения слова устанавливаются ими самими и часто чисто произвольно. А в результате не разум повелевает словами, а наоборот, слова начинают повелевать разумом, порождая, тем самым, «идолы рынка».
4) И, наконец, идолы театра, которые коренятся в существующей науке и, в первую очередь, философии. Эти идолы, согласно Бэкону, связаны с философскими системами, которые, подобно театру, создают вымышленные миры. Указанные идолы происходят из различных философских догм и превратных доказательств, так же в пример можно взять систему Аристотеля и схоластику, слепую веру, которая
оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, – это, по его мнению, своего рода «философский театр»
-
Итальянский философ Н. Макиавелли считал мораль качеством, препятствующим эффективности профессиональной деятельности. Приведите аргументы за и против этой точки зрения.
Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Было бы, неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь безнравственности. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены целям политики.
За точку зрения:
• Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет все что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия. Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства.