Файл: Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе. Задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе.

Задачи.

Образовательные.

  1. Содействовать формированию знаний о составе воздуха и горении веществ.

  2. Способствовать закреплению понятий: оксиды, реакция горения.

  3. Продолжить формирование умений: составлять формулы оксидов и уравнения химических реакций, производить вычисления по формулам веществ.

Развивающие.

  1. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на основе переработки информации.

  2. Развитие наблюдательности, познавательного интереса, самостоятельности.

  3. Способствовать развитию общеучебных умений.

Воспитательные.

  1. Продолжить воспитание положительной мотивации учения.

  2. Продолжить формирование мировоззренческих идей (познаваемость мира).

  3. Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей).

  4. Воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока. Урок изучения нового материала

Ведущие методы. Словесный, наглядный.

Структура урока.

  1. Организационный этап.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Проверка усвоения.

  5. Информирование о домашнем задании.

Организационный этап.

Мы начинаем урок химии. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки. Какое у вас настроение?

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

  1. Состав воздуха.

История открытия состава воздуха.

В 1774г англ. учёный Джозеф Пристли открыл самый распространённый на Земле элемент- кислород. Пристли открыл важнейшие свойства кислорода. Загадка воздуха была на пороге открытия.

Но Пристли был в плену у теории флогистона. Это была неверная теория химика Шталя(1659-1734),который считал, что существует воображаемое вещество флогистон, являющееся составной частью всех горючих тел. В процессе горения вещества теряют флогистон. При горении флогистон проявляется в виде огня. С помощью этой теории неверно объяснялся процесс горения веществ.


В 1774-1777г франц. учёный Антуан Лоран Лавуазье провёл опыты, положившие начало опровержению теории флогистона. Лавуазье обладал редким даром объединять новые факты, открытия других и свои собственные опыты в одно целое. В 1777г Лавуазье формулирует положения кислородной теории горения:

1.вещества→простые и сложные

2.воздух-смесь двух простых веществ : кислорода(участвует в горении, обеспечивает дыхание, « кислород»-рождающий кислоты, это название дал Лавуазье) и азота (безжизненный)

3.горение –это химическое взаимодействие вещества с кислородом

4.в организме тоже происходит горение( медленное окисление),в результате выделяется СОи энергия (выделение СОЛавуазье наблюдал при горении угля и алмазов).Изучил химическую сторону дыхания. Кислородная теория горения стала стала толчком первой химической революции.

Во время великой французской революции Лавуазье оказался одной из жертв разгула якобинского террора. Научные заслуги не были приняты во внимание. 8 мая 1794г нож гильотины оборвал жизнь величайшего учёного. «Понадобилось лишь одно мгновение,чтобы отрубить эту голову ,но ,быть может,и столетия будет мало,чтобы создать подобную ей,»-сказал его современник.

А самое первоначальное открытие кислорода принадлежит китайскому учёному VIII| в. Мао – Хоа, который за 1000 лет до Лавуазье, установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание.

В учебнике (Диаграмма – состав воздуха)

Учащиеся записывают в тетрадь, только формулы:

  1. Состав воздуха.

  • Кислород – 21 %

  • Азот – 78 %

  • Благородные газы (Ar и др.) – 0,94 %

В конце XIX века ученым удалось уточнить состав воздуха. Кроме азота и кислорода, в состав воздуха входят благородные (инертные) газы.

Показать в ПСХЭ. БЛАГОРОДНЫЕ ГАЗЫ (инертные газы, редкие газы), хим. элементы VIII гр. периодич. системы: гелий (Не), неон (Ne), аргон (Аr), криптон (Кr), ксенон (Хе), радон (Rn). 

Кроме того, в воздухе содержатся углекислый газ – оксид углерода(IV) и водяные пары, процентное содержание которых зависит от местных условий (например, морской воздух очень влажный).

Учащиеся записывают в тетрадь:

  • Углекислый газ, оксид углерода (IV) – 0,03 %

  • Водяные пары – до 3 %

Таким образом, воздух – это смесь газов.



Мы сейчас рассматривали состав воздуха над незагрязненной территорией. В большинстве же городов мира воздух загрязнен. То, чем он засорен, на ладони не ощутить, глазом не увидеть, но ежегодно на головы жителей городов падает до 100 кг загрязняющих веществ.

оксид азота (I), оксид азота (II), сернистый газ – оксид серы (IV), сероводород – Н2S, угарный газ – оксид углерода (II), соединения свинца и ртути, табачный дым, пыль, сажа, микроорганизмы, пыльца.

Каковы пути поступления этих примесей в воздух?

извержение вулканов,

лесные пожары,

заводы,

сжигание топлива: бензин в моторах /выхлопные газы/, уголь в топках электростанций, дрова в печи, двигатели самолётов

Что делается для защиты окружающей среды в нашей местности?

- Высокие трубы обезвреживают газы,

- фильтры – поглотители в трубах,

- очистные сооружения,

- безотходное производство,

- экологически чистое топливо,

  1. Свойства воздуха.

Физические и химические

Учащиеся перечисляют. Делается запись в опорный конспект. Воздух – смесь газов, без запаха, без цвета, прозрачен, немного растворим в воде, имеет малую плотность. “При нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается”. Теплопроводен.

  1. Горение.

Сделайте вывод. При горении простых и сложных веществ образуются … (оксиды).

? Р + ?O=? Р2O5

?Mg + O2 =?ZnO

S + O= SO2

Некоторые реакции горения приносят пользу человеку, другие – не желательны. Следовательно, необходимо контролировать протекание химических реакций и знать условия их возникновения и прекращения.

  1. Условия возникновения и прекращения горения.

Учащиеся самостоятельно изучают условия возникновения и прекращения горения (стр. 63).

  1. Подведение итогов. Обобщение.

Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов.

Верно ли утверждение, что мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ? (неверно, мы вдыхаем и выдыхаем воздух)