Файл: Этапы и основные черты русской философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Итоговый контроль

по дисциплине «Философия»
на тему: Этапы и основные черты русской философии



ФИО студента

Тимофеева Анастасия Сергеевна

Направление подготовки

Социальная работа

Группа

СРБ-Б-04-3-2022-А


Клин 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………........…3 ГЛАВА I. ОСБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ……………….. ……...4

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ......6

1.Ранний период развития философии XI-XVII в.

Древняя и Средневековая Русь……………………………………..……......……6

2. Философия Просвещения в России (XVIII в)…………………..……....…..….8

3. Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)…………….10

Заключение…………………………………………………………………...……14

Список используемых источников………………………………………….……15

ВВЕДЕНИЕ
Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений - в конечном счете, не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут
получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х- ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня.

Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия базировалась на достижениях античной мысли. В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивала то, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями.

Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама.

Вторая особенность русской философии, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. В русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии.

Третья особенность:русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Она не занимается познанием мира, вопросы ставятся по отношению к человеку. Ее религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.

Для русской философии человек есть микрокосм (понятие человека как вселенной в миниатюре), который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности.



В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. Русская философия обращается к социальной проблеме: «Как сделать человека лучше?»

Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема «правды», ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, а в целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании

Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов «правда» - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии, которая подчеркивается исследователями ее истории, является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ


  1. Ранний период развития философии XI-XVII в.

Древняя и Средневековая Русь.
Отечественная философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X века). Первый период в ее развитии пришелся на XI-XVII вв.  В рамках этого длительного исторического времени происходило становление русской философии, и ее идейных потоков, обретение философией национального своеобразия.


Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в  летописях,как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в "Повести временных лет" были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о крайне важности бороться со злом и творить добро. В "Слове о полку Игореве" осмысливались социальные отношения того времени, формулировались нравственные основы общественной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству.

Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариона (XI век). В его "Слове о законе и благодати" центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России. В "Молитве" Иларион рассматривал природу человека, подчеркивал ее нестойкость и греховность. Это порабощает человека "земными" заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Важно заметить, что для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, великое и благое. Свободная воля ведь порождает не только добро, но и зло, и в связи с этим всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В период укрепления Московского государства (XIV — XVI вв.) в русской философской мысли появились и натурфилософские учения.Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцание природы и с помощью молитв. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца.

В развитие таких представлений большой вклад внес, в частности, Нил Сорский. Он проповедовал идею нравственного восхождения личности по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов святитель относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость. Все они означают ту или иную степень отпадения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим представителем  движения за отказ монастырей на право владения собственной землей, за ведение монахами аскетического образа жизни.

В XIV — XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек.Οʜᴎ способствовали развитию религиозно-философских представлений о человеке, укреплению русской духовной культуры и национального самосознания.


В это же историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосии Косой и др.) критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всœех людей перед Богом и светской властью.

В XIV — XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключилась на осмысление социально-политической и историософской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и устном народном творчестве, а также в философии.

Сторонником сильного государства был и известный общественный деятель своего времени И.С. Пересветов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формой государственности является неограниченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые властные полномочия, и в своих действиях вправе даже применять военную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы формирующегося в стране русского дворянства. Напротив, А. М. Курбский был сторонником ограничения власти монарха и осуждал деспотичную власть.

Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках выделились важнейшие идейные потоки отечественной философской мысли — историософский, религиозный и нравственный.

В последующем эти тенденции дополнились новым содержанием, и это обогатило национальную философию. Хотя в XI — XVII вв. философия еще не обрела самостоятельность как отрасль культуры, она уже стала изучаться в некоторых церковных учебных заведениях.
2. Философия Просвещения в России (XVIII в)

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры, наук и ремесел.

В это время был учрежден Московский университет, а в нем основан и философский факультет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители. В философии все больше утверждался европейский тип мышления, рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н. Татищев, Феофан Прокопович, А.Д. Кантемир, И. Т. Посошков, которых называли "ученой дружиной" Петра Великого. Οʜᴎ отстаивали крайне важность независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укреплению позиций науки в общественной жизни.