ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЕСТНИК Социальные и гуманитарные науки 2018/1 177
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ECONOMICS AND RIGHT
УДК 34.01
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Догадойло Е.Ю.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
При Президенте Российской Федерации, Москва
ECONOMIC SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS
OF THE MAIN LEGAL FORMS OF IMPLEMENTATION AT THE PRESENT STAGE
Dogadoylo E.Yu.
Russian Academy of Folk economy and public service
under the President of the Russian Federation, Moscow
В статье анализируется содержание форм реализации экономического суверенитета
Российской Федерации на современном этапе экономического и политического развития.
Ключевые слова: экономический суверенитет, ресурсный суверенитет, формы реализации суверенитета.
The article analyzes the content of the forms of realization of the economic sovereignty of the
Russian Federation at the present stage of economic and political development.
Keywords: economic sovereignty, resource sovereignty, forms of realization of sovereignty.
Экономический суверенитет России – это свойство Российской Федерации как современного государства, при этом данная характеристика российского государства является неизменной, а проявлением ее как внутри территории государства, так и за ее пределами являются суверенные государственные права и обязанности в сфере экономики. Реализацией прав российского государства, обоснованных его экономическим суверенитетом, является возможность регулировать экономические отношения в форме издания нормативно-правовых актов и добиваться их реализации
(применения, соблюдения и использования) в том числе через применение механизма государственного принуждения (то есть осуществлять юрисдикцию в экономической сфере). Экономический суверенитет Российской Федерации определяется как
«фактор утверждения адекватной исторической роли России в вертикальном структурировании нового геополитического порядка» [1]. При определении экономического суверенитета как формы полновластия Российской Федерации в экономической сфере жизни современного общества особую важность имеют концепты суверенитета Л.А. Тихомирова (суверенитет как категория, фиксирующая признаки верховного властвования) и Г. Еллинека (суверенитет не может быть разделен, увеличен или уменьшен, а может быть разделена лишь компетенция власти). Экономический суверенитет Российской Федерации необходимо рассматривать не только с точки зрения предельности объема данного суверенитета, но и как подлинный источник организации власти в экономической сфере, где она
Тувинский государственный университет
_____________________________
178 предстает в виде системы полномочных органов власти и управления в экономической сфере общества.
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации выделены сферы реализации государственного суверенитета Российской Федерации в экономических отношениях:
- экономический суверенитет (Определения Конституционного Суда РФ от
08.06.2000 N 118-О; от 08.06.2000 N 165-О; от 19.05.2009 N 596-О-О; от 19.01.2010 N
87-О-О; от
12.05.2011
N
737-О-О; от
05.07.2011
N
924-О-О;
ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П; Определения
Конституционного Суда РФ от 02.11.2011 N 1447-О-О; от 17.11.2011 N 1621-О-О);
- фискальный суверенитет (Определение Конституционного Суда РФ от
07.12.2010 N 1572-О-О);
- налоговый суверенитет (Определение Конституционного Суда РФ от
19.05.2009 N 757-О-О; Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-
П).
В научной литературе в составе экономического суверенитета специалистами выделяются такие его составляющие, как фискальный (налоговый) суверенитет, таможенный суверенитет, торговый суверенитет, денежный (валютный) суверенитет и др. [2].
Реализация экономического суверенитета
Российской
Федерации основывается на следующих конституционных принципах:
• право денежной эмиссии;
• принцип единства экономического пространства;
• принцип свободного перемещения товаров и услуг;
• принцип единой валюты на территории Российской Федерации;
• принцип единой системы налогов и сборов.
Можно выделить следующие необходимые направления реализации экономического суверенитета Российской Федерации:
1) возможность Российской Федерации определять направления своей экономической политики и одновременно способность осуществлять ее;
2) независимость Российской Федерации в экономической сфере;
3) экономическая самодостаточность и экономическая безопасность
Российской Федерации;
4) сбалансированность экономических интересов Российской Федерации с экономическими интересами других государств;
5) контроль Российской Федерации за всеми экономическими ресурсами.
Каждый из этих элементов находит отражение в действующих нормах российского права. Так, сбалансированность экономических интересов Российской
Федерации с экономическими интересами других государств базируется на нормах международного права [3], регулирующих «создание системы международных экономических отношений на основе суверенного равенства, взаимной и справедливой выгоды и тесной взаимосвязи интересов всех государств» и устанавливающих, что одним из принципов, на которых регулируются экономические,
ВЕСТНИК Социальные и гуманитарные науки 2018/1 179 а также политические и другие отношения между государствами является взаимная и равная выгода в таких отношениях [4]. А реализация экономического суверенитета
Российской Федерации так же основывается на суверенном и неотъемлемом праве
«выбирать свою экономическую систему» [4].
Экономический суверенитет государства означает возможность российского государства определять свою компетенцию в экономической сфере, однако он не является абсолютным, он связан императивными нормами международного права и нормами российской Конституции. Поскольку экономический суверенитет государства закрепляется как свободный и постоянный [4] над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, то контроль Российской
Федерации за всеми экономическими ресурсами [5] опосредует права Российской
Федерации в области экономического суверенитета.
К правам Российской Федерации в области экономического суверенитета относятся:
право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами;
право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике;
право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность («в этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обязательств, которые это государство считает уместными»)
[4];
право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах;
право объединяться в организации производителей первичного сырья для развития своей национальной экономики и достижения стабильного финансирования своего развития и для достижения своих целей содействовать обеспечению неуклонного развития мировой экономики.
В сфере экономики экономический суверенитет реализуется, в том числе посредством государственного управления. Однако, наряду с «традиционными формами управления, такими как нормативное правовое регулирование, лицензирование, стандартизация, разрешительная, регистрационная деятельность»
[6], в российском государстве реализуются и специфические формы:
- реализация экономического суверенитета в процессе управления интеграционными процессами по созданию единого экономического пространства
(правовой основой формирования и деятельности единого экономического пространства являются международные договоры и решения органов единого экономического пространства, заключаемые и принимаемые с учетом интересов и
Тувинский государственный университет
_____________________________
180 законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права). Необходимо учитывать использование таких форм реализации экономического суверенитета как наличие сфер экономики деятельность в которых государство поддерживает и субсидирует, и такую форму государственного управления, как административный договор;
деятельность создания саморегулируемых организаций (саморегулируемые организации) [7] как некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определенной отрасли производства товаров (работ, услуг), реализующие контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере общественной жизни государства на самих участников рынка;
увеличение роли государственно-частного социального партнёрства [8] (с одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности).
В целях нормативного закрепления и развития форм реализации экономического суверенитета в современных экономических условиях можно выделить такие направления как:
1) принятие на уровне Правительства Российской Федерации нормативных актов, в которых необходимо сформулировать, определить и разграничить конкретную компетенцию всех субъектов государственной власти и управления в области обеспечения экономического суверенитета России; внести соответствующие дополнения и изменения в положения о данных органах и организациях;
2) принятие обобщающих нормативных актов Правительства Российской
Федерации, определяющих систему обеспечения и реализации экономического суверенитета России, ее сущность, функции, задачи и основные принципы деятельности, а также устанавливающих координацию деятельности отдельных министерств и федеральных органов исполнительной власти в данной области.
Формы реализации экономического суверенитета Российской Федерации в условиях финансовой глобализации, когда осуществляется трансграничное движение финансовых потоков и трансакций, а финансовый компонент приобретает доминирующий характер в развитии глобальной экономики, должны быть направлены на достижение суверенной конкурентоспособной позиции национальной экономики, посредством поддержания финансовой самостоятельности, основанной на банковской суверенности, инвестиционной независимости и валютном суверенитете
Российской Федерации, и «ориентированной на выбор модели финансового поведения на основе национальных экономических приоритетов при сохранении самостоятельности в принятии стратегически важных решений».
Реализация экономического суверенитета Российской Федерации в различных формах должна быть направлена на формирование внутригосударственной российской системы капиталов и труда в качестве конкурентоспособной компоненты
ВЕСТНИК Социальные и гуманитарные науки 2018/1 181 глобальной экономики [9]. При этом, развитие национальной интегративной самодостаточной хозяйственной целостности Российской Федерации в рамках большого экономического пространства должно быть связано с такой формой реализации экономического суверенитета как структурное участие Российской
Федерации в глобальных экономических процессах. Реализация экономического суверенитета в современных экономических условиях предполагает переход к инновационному и диверсифицированному экономическому развитию Российской
Федерации, для чего необходимо:
- формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
- модернизация традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств;
- постепенное формирование конкурентоспособного эшелонированного инновационного сектора в российской экономике, ориентированного на создание и развитие макротехнологий на базе частно-государственно-партнерства.
В современных экономических условиях реализация экономического суверенитета Российской Федерации предполагает движение в направлении достижения экономической суверенности российского государства и его национальной экономики, что определяется на основе достижения инновационности, конкурентоспособности и диверсифицированности экономики России [10].
Российское государство, выступая гарантом социально-экономических общенациональных интересов, тем самым посредством форм реализации экономического суверенитета государство осуществляет деятельность по поддержанию национального расширенного воспроизводственного механизма.
Российское государство является основным субъектом реализации национального экономического суверенитета, консолидирующим все интересы, возможности, механизмы, инструменты общественной экономической системы. Однако, важно, что российское «государство не единственный институт, заинтересованный в сохранении экономической суверенности, оно тесно взаимодействует с институтами частного бизнеса и гражданского общества, и только это взаимопартнерство, основанное на взаимопонимании, взаимодоверии, сотрудничестве и взаимопомощи может дать необходимую комплексность и системность подхода к суверенному социально- экономическому развитию общества [11].
Формой реализации экономического суверенитета является финансовая самостоятельность Российской Федерации как базовое условие достижения экономической суверенности национальной экономики. В современных экономических условиях усиления интеграционных процессов, транснационализации и трансграничности финансовых потоков абсолютная финансовая обособленность российского государства трансформируется в относительную финансовую самостоятельность, которая предполагает наличие взаимозависимости российской экономики с другими национальными экономиками, мировыми финансовыми рынками, международными финансовыми институтами, при этом нормативное закрепление возможности и способности самостоятельного принятия финансовых решений, формирования такой модели финансовой системы, которая бы отвечала