ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ

Начальник 9 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС по Республике Адыгея

капитан внутренней службы

А.А. Триш

«____» __________ 2022г.




МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по дисциплине «психологическая подготовка» с личным составом дежурных караулов ПСЧ №9 с 04.05-07.05.2022г
Тема №3 Экстренная допсихологическая помощь при попытке суицида
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 45 мин.
Цель занятия: изучить предложенную тему
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ:

В.М. Аллахвердов

Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
Основные понятия, клинико-психологические характеристики суицидального поведения (СП)

В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств. Еще 30-40 лет назад в научной литературе шли активные дискуссии, посвященные обсуждению вопроса, является ли самоубийство социальным и психологическим феноменом или же оно в большей степени вызвано влиянием биологических факторов. Проведенные в последние десятилетия исследования способствовали признанию биопсихосоциального подхода к объяснению самоубийств. В соответствии с данным подходом суицидальное поведение возникает в результате комплексного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, действующих на разных системных уровнях и в тесной взаимосвязи друг с другом.

Суицидология – междисциплинарная область научного знания, изучающая причины суицидального поведения и пути его профилактики.

Основным понятием суицидологии является понятие суицида (от лат. sui – себя, caedo – убивать, уничтожать); под ним понимают акт лишения себя жизни. при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознанно. в последние годы в литературе получил распространение термин парасуицид, обозначающий преднамеренное самоповреждающее поведение, которое повышает риск смерти, но человек при этом осознанных действий не совершает, его намерение умереть может отсутствовать или является амбивалентным.


Различают следующие формы суицидального поведения: суицидальные мысли (тенденции), суицидальные попытки и завершенные суициды.

Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции – более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом. Понятие абортивной суицидальной попытки обозначает случаи, когда индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта.

В суицидальном поведении принято выделять следующие этапы: предсуицидальный этап, этап реализации суицидальных намерений, и постсуицидальный этап – в случае, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом

Как видно в схеме, суицидальное поведение возникает в результате комплексного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, действующих на разных системных уровнях и в тесной взаимосвязи друг с другом.

Суициды чаще совершаются лицами, в анамнезе которых выявляются признаки предрасположенности к суицидальному реагированию. Предрасположенная личность попадая под воздействие психотравмирующей ситуации, в качестве которой обычно выступают ситуации социального отвержения (разрыв отношений с близким человеком), утраты (смерть близкого человека), и ситуации, связанные с невозможностью соответствовать собственным высоким стандартам (потеря работы, выход на пенсию, и как следствие, снижение социального и экономического статуса).

А.Г. Амбрумова отмечает, что для правильного понимания суицидального поведения необходимо ответить на два вопроса: почему человек совершил суицид и зачем он это сделал. Ответ на первый вопрос предполагает анализ условий существования суицидента: жизненной ситуации, его состояния и переживаний, приведших к совершению суицидального акта. Ответ на второй вопрос предполагает изучение мотивов суицидального поведения, целей, которых человек хотел достичь, когда совершал суицидальный акт.

Проблеме мотивации суицидального поведения посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. В отечественной психологии наибольшее распространение получила классификация В.А. Тихоненко, согласно которой выделяют пять ведущих мотивов СП:



«призыв»,

«протест»,

«избегание»,

«самонаказание»,

«отказ».

Суицидальные реакции (СР) по типу «призыва». К данной группе относят случаи, когда индивид хочет привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку.

СР по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. Подобные действия обычно не планируются, носят характер «коротких замыканий», нередко совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

СР по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации).

СР по типу «самонаказание». К данной группе относятся суициды, которые совершаются под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе.

СР по типу «отказа». Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования, человек руководствуется стремлением умереть, прекратить свое существование.

Экстренная психологическая помощи при попытке суицида

Психическое состояние накануне суицидальной попытки и после нее бывает неоднородным, что обуславливается разнообразным сочетанием индивидуально-личностных и ситуационных факторов, создающих множество вариантов.

Если вы обнаружили, что перед вам сидит потенциальный суицидент, у которого уже есть план и назначен срок, все подготовлено, ни в коем случае нельзя его отговаривать (каждый человек имеет право самостоятельно принимать решения), но также нельзя игнорировать эту тему, необходимо прояснить ее досконально.

В любой психотравмирующей ситуации суицидогенные факторы индивидуального риска взаимодействуют с антисуицидальными личностными факторами. Следует отметить, что данные факторы, препятствующие реализации суицидальных намерений, коренятся, прежде всего, в ценностной сфере личности. Антисуицидальные факторы также образуют определенную систему, в которую входят, в частности, следующие компоненты:

интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близ­ким;

поддержка семьи и друзей


родительские обязанности (дети нуждаются во мне, я должен жить ради них);

выраженное чувство долга, обязательность (например, я пообещал другу, что никогда не покончу с собой);приверженность религии, религиозные представления о греховности самоубийства;

четкое осознание социальных требований, зависимость от общественного мнения (если я попытаюсь покончить с собой, меня станут считать слабым, никчемным);представление о неиспользованных жизненных возможностях;наличие творческих планов, стремление к самоактуализации и самореализации;

наличие эстетических критериев — нежелание выглядеть некра­сивым даже после смерти;

боязнь физического страдания.

социальный опыт,опыт решения проблем,финансовая стабильность.

Чем большее количество антисуицидальных факторов активизируется у субъекта в ситуации конфликта, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятна реализация суицидальных намерений, и наоборот.Поэтому, в первую очередь, необходимо активизировать антисуицидальные факторы.После этого необходимо договориться, что например до следующей встречи человек подождет, не будет совершать самоубийство. Добейтесь от него обещания.

Далее необходимо обеспечить постоянный «контроль» за человеком. Необходимо, чтобы рядом с ним постоянно находился кто-то, лучше близкий человек. Кто-то кто в случае кризиса сможет помочь человеку и если что удержать от суицида. Нельзя ни на секунду оставлять человека одного. Об этом и нужно договориться.

Основ­ное в помощи — сориентировать потенциального самоубийцу на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. И здесь существует целый ряд действенных приемов.

Выслушивание («вентиляция мозгов»)

Это самый первый и самый главный прием. На просьбу объяснить причину выхода на суицидное решение проблем человек эмоционально выплескивает весь обрушившийся на него жизненный негатив (нелады в личной жизни, неудачи в бизнесе, конфликт с начальством, плохое самочувствие…). Он выговаривается, ему становится легче, и мысли о самоубийстве отступают на второй план. Идея выслушивания состоит в том, чтобы человек, во-первых, высказался и тем самым «облегчил душу», чего иногда бывает достаточно для облегчения его состояния; во-вторых, сам нашел альтернативное решение своих проблем.


Банализация (снятие синдрома исключительности)

Человек обычно склонен думать, что его проблемы — это нечто совершенно исключительное, из ряда вон выходящий случай, и человечество еще не нашло, как с ними справиться. Если про­сто указать ему, что у многих людей такие же проблемы и у многих витают такие же мысли, однако они и не думают пре­творять их в действие (то есть обесценить ситуацию, сделать ее обычной, заурядной), то человек успокаивается (он не одинок со своими негативами и сомнениями).

Эстетический подход

Очень действенный, хотя и довольно примитивный способ воз­действия на красивых, ухоженных женщин, следящих за своим внешним видом. Нужно рассказать им, как они будут выглядеть в случае того или иного варианта самоубийства. Наглотается таблеток — синюшный цвет лица и тела, вокруг следы рво­ты… Повесится — головка набок, язык высунут, под телом лужа мочи (сфинктер перестает выполнять свою функцию)… И так далее по каждому варианту самоубийства.

Напоминание о детях

Покончить с собой в принципе волен каждый. Но нужно по­мнить и о своих детях. Каково им будет в школе, во дворе? Все будут показывать на них пальцем и говорить, что их отец (мать) — самоубийца. Такую нагрузку на психику, особенно детскую, выдержать очень трудно. Тебе это нужно? Подожди немного со своим решением — пусть дети подрастут, закончат школу, станут самостоятельными, зрелыми людьми. Вот тогда …

Напоминание о родителях

А ведь родители твои еще живы. Ты подумал, как они воспримут твое самоубийство, как им будет горько и обидно? Пред­ставь себе, что твой ребенок так кончает свою жизнь. Что бы ты чувствовал? Да и вообще противоестественно, когда родители переживают своих детей. Конечно, бывают и несчастные случаи, и тяжелые болезни — тогда все понятно. Но твое самоубийство для них будет настоящим шоком. И еще — не забывай, что на Руси испокон веков считалось, что самоубийство — величай­ший грех. Самоубийц запрещается отпевать в церкви, а хоро­нят их только за кладбищенской оградой.

Взгляд из будущего (обесценивание ситуации в масштабах жизни)

На примерах из своей жизни можно показать, что, оглядываясь назад, и вы страдали и портили себе и другим нервы из-за ка­кой-то ерунды. Предложите посмотреть на происходящее из будущего, отступя года на два. Человек, возможно, и сам будет удивлен малым масштабом своих сегодняшних невзгод по сравнению с той жизнью, которая уже прожита. Можно напомнить и выражение Екклезиаста: «Все — суета сует и томление духа».