Файл: 1. Законодательство в сфере экономики, действующее на предприятиях сервиса и фирменного обслуживания, их применения в условиях рыночного хозяйства страны..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наряду с нормативно-правовыми актами источниками гражданского права являются обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). В основном обычаи делового оборота применяются в таких сферах предпринимательства, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.
2. Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д.
Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:
- установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
- регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности
- антимонопольное регулирование
- регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации
- установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.
а) Лицензирование
Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права.
Смысл лицензии заключается в том, что лицензирующие органы получаю возможность контролировать соблюдение лицензиатами установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии. При этом устанавливается срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в данный срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
б) Антимонопольное регулирование
Существует мнение, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается — ведь одним из краеугольных камней этой экономической системы является именно свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь показала несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.
Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями — появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, привлекающих сбережения граждан и т.д.
Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция — один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Противоположность конкуренции – монополия (от греч. продаю один), т.е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства — представляет опасность, которую трудно переоценить. Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаются антимонопольным законодательством, относящимся к сфере административного права.
Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции (распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить вред другому предпринимателю, либо нанести ущерб его деловой репутации, введение потребителей в заблуждение относительно свойств и качества товара.)
К основным нормативно-правовым актам в сфере антимонопольного регулирования относятся: Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г., ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009г.
в) Стандартизация и сертификация
Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни и здоровья граждан, обеспечение их качества, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации и сертификации.
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Реализация на территории РФ продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, возможна только при наличии специального документа – сертификата соответствия.
Государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, при выявлении нарушений вправе принимать меры административного воздействия на нарушителя, включая наложение штрафов и запрещение реализации продукции.
Основным нормативным актом в данной сфере правового регулирования является ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г.
г) Иные направления публично-правового регулирования
Административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства. КоАП РФ предусматривает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом, так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики.
Наиболее опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности.
Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность налоговое законодательство. Оно хоть и не определяет прав и обязанностей в сфере предпринимательских отношений, но может воздействовать на них опосредованно – путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д.
Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя свои собственные задачи, преследуют общую цель – создать условия для нормального функционирования рыночного механизма.
3.Субъекты ПД: общая характеристика и виды. Индивидуальное предпринимательство: понятие, создание, правосубъектность. Юридические лица: понятие, признаки. Создание, реорганизация, ликвидация.
В настоящее время индивидуальное предпринимательство является одним из самых распространенных видов бизнеса. Оно позволяет гражданам самостоятельно управлять своими финансами и работать на себя.
Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, осуществляющее предпринимательскую деятельность на свой страх и риск. Для его создания нужно подготовить определенный набор документов, включающий в себя заявление о государственной регистрации, паспорт и ИНН.
Главными преимуществами индивидуального предпринимательства являются возможность самостоятельно определять свой график работы, независимость от работодателя и высокий уровень доходов. В то же время, индивидуальный предприниматель не имеет правовой формы, что означает, что его деятельность и персональные средства совпадают. В качестве правосубъекта, индивидуальный предприниматель имеет ряд прав и обязанностей, включающих в себя уплату налогов и взносов, открытие банковского счета и ведение бухгалтерского учета.
Таким образом, создание индивидуального предпринимательства может быть отличным выбором для тех, кто желает работать на себя и иметь свободу в принятии решений. Однако, следует помнить о необходимости работы над авторитетом и улучшения своих навыков.
4.Правовое положение коммерческих организаций.
Коммерческие организации – это юридические лица, созданные с целью получения прибыли. Правовое положение коммерческих организаций регулируется гражданским и налоговым законодательством.
Коммерческая организация может создаваться в форме закрытого или открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, производственного кооператива и других форм. Вне зависимости от формы, коммерческая организация имеет свои правовые обязанности и права.
Одним из важных правовых обязанностей является регистрация коммерческой организации в Федеральной налоговой службе. Это позволяет получить свидетельство о регистрации, которое необходимо для заключения договоров и осуществления иных юридически значимых действий.
Коммерческая организация также обязана соблюдать налоговое законодательство, оплачивать налоги в соответствии с установленными сроками и размерами. Нарушение налоговых обязательств может привести к штрафам и даже ликвидации организации.
Однако, коммерческая организация имеет и свои права. Так, она может заключать договоры, пользоваться имуществом, принимать на работу сотрудников, участвовать в торгах и т.д. В случае нарушения ее прав, организация имеет право обратиться в суд за защитой своих интересов.
Таким образом, правовое положение коммерческих организаций является важной частью их деятельности. Соблюдение законодательства и правил бизнеса помогает избежать недоразумений и обеспечивает успешную работу организации.
Термины и определения: предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, юридическое лицо, коммерческие организации, унитарные и корпоративные юридические лица, публичные и непубличные общества, дочернее хозяйственное общество, реорганизация, ликвидация, несостоятельность (банкротство), представительство, доверенность.
Задания:
-
Запишите в тетради основные понятия: предпринимательская деятельность, юридическое лицо, коммерческая организация, унитарные корпоративные юридические лица, представительство, доверенность. -
составьте схему: «классификация юридических лиц» с указанием критериев. -
составьте таблицу: «Сравнительная характеристика коммерческих организаций»
Предпринимательская деятельность, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от владения имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или