Файл: Артикуляционные признаки звуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Артикуляционные признаки звуков


  1. Наличие преграды в ротовой полости

    Гласные (нет преграды)

    Согласные (есть преграды)

    [А], [О], [Э], [И], [У], [Ы]

    Все остальные

  2. Участие мягкого неба

    Носовые (воздух проходит через нос)

    Ротовые (воздух проходит через рот)

    [М], [Н], [М’], [Н’]

    Все стальные гласные и согласные

  3. Участие голосовых связок гласные, согласные (звонкие-глухие, сонорные – [М], [Н], [Р], [Л], [Й])

При образовании гласные, согласные сонорные и звонкие – связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется

При образовании глухих согласные – голос. связки раскрыты, не вибрируют, голос не образуется

  1. Подъем средней части языка

Подъем средней части языка – образование мягких звуков

НЕПАРНЫЕ

Твердые

Мягкие

[Ж], [Ш], [Ц]

[Ч], [Щ], [Й]

  1. Место образования

ГУБНО-ГУБНЫЕ – [Б], [Б’], [П], [П’], [М], [М’]

ГУБНО-ЗУБНЫЕ – [В], [В], Ф, [Ф]

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

 [Т], [Д], [Н], [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], [Л], [Л’], [Р], [Р’]

 [C], [C’], [З], [З’], [Ц], [Т’], [Д’]

СРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ – [Й]

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ – [К], [К’], [Г], [Г’], [Х] [Х’]

  1. Способ образования

СМЫЧНО-ВЗРЫВНЫЕ – [Б], [Б’], [П], [П’], [Д], [Д’], [Т], [Т’], [Г], [Г’], [К], [К’]

СМЫЧНО-ПРОХОДНЫЕ – [М], [М’], [Н], [Н’], [Л], [Л’]

СМЫЧНО-ЩЕЛЕВЫЕ (АФФРИКАТЫ) – [Ц], [Ч’]

ЩЕЛЕВЫЕ – [В], [В], [Ф], [Ф], [З], [З], [С], [С], [Х], [Х], [Ш], [Щ],[Ж], [Й]

ДРОЖАЩИЕ (ВИБРАНТЫ) – [Р], [Р’]






  1. Словник категориально-терминологического аппарата логопедии.






Термин

Определение

Источник информации

1

Логопедия



Это специальная логопедическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания .

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

2

Принцип логопедии

Общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушения речи

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

3

Метод

Отрегулированное по определенному принципу скоординированного взаимодействия педагога и детей, направленное на достижение конкретных задач коррекционно-педагогической работы

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

4

Логопедическое занятие



Основная форма логопедического воздействия, на которой систематически осуществляется развитие и коррекция всех компонентов речевой функциональной системы

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

5

Норма речи

Общепринятый вариант употребления языка в процессе речевой деятельности при сохранных психофизиологических механизмах речи

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

6

Нарушения речи



Отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующий речевому общению и ограничивающий возможности социальной адаптации человека.

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

7

Нарушение речевого развития

Искажение процесса речевого онтогенеза, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевого аппарата

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

8

Дислалия


Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

9

Дизартрия


Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

10

Ринолалия



Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

11

Афония, дисфония

Отсутствие или нарушение голоса, обусловленное органической или функциональной недостаточностью голосообразовательного аппарата

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

12

Брадилалия

Патологически замедленный темп речи, обусловленный преобладанием процессов торможения над возбуждением

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

13

Тахилалия

Патологически убыстренный темп речи, обусловленный преобладанием процессов возбуждения над торможением

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

14

Заикание



- Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

- Нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

15

Алалия



Отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

16

Афазия


Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражениям головного мозга

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

17

Дисграфия (Агрофия)



Частичное или полное специфическое нарушение процессов письма, обусловленное несформированной высшей психологической функцией (ВПФ)

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

18

Дислексия (Алексия)



Частичное или полное специфического нарушение процессов чтения (после 7-ми лет)

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

19

Дисорфография

Частичное нарушения усвоение правил орфографии

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

20

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)


Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов произношения фонем

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

21

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)


Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

22

Общее недоразвитие речи (ОНР)


Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой функциональной системы.

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

23

Профилактика нарушений речи

Совокупность медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения речевого расстройства, ослаблении возникшего речевого нарушения и предупреждения на этой основе сопутствующих и вторичных речевых/неречевых нарушений, а также предупреждение возможных рецидивов нарушений

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

24

Речь

Продукт психической деятельности человека и результат взаимодействия разных мозговых структур

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»

25

Прикус

Взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюсти

Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность»