ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Артикуляционные признаки звуков
-
Наличие преграды в ротовой полости
Гласные (нет преграды)
Согласные (есть преграды)
[А], [О], [Э], [И], [У], [Ы]
Все остальные
-
Участие мягкого неба
Носовые (воздух проходит через нос)
Ротовые (воздух проходит через рот)
[М], [Н], [М’], [Н’]
Все стальные гласные и согласные
-
Участие голосовых связок гласные, согласные (звонкие-глухие, сонорные – [М], [Н], [Р], [Л], [Й])
При образовании гласные, согласные сонорные и звонкие – связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется
При образовании глухих согласные – голос. связки раскрыты, не вибрируют, голос не образуется
-
Подъем средней части языка
Подъем средней части языка – образование мягких звуков
НЕПАРНЫЕ
Твердые | Мягкие |
[Ж], [Ш], [Ц] | [Ч], [Щ], [Й] |
-
Место образования
ГУБНО-ГУБНЫЕ – [Б], [Б’], [П], [П’], [М], [М’]
ГУБНО-ЗУБНЫЕ – [В], [В], Ф, [Ф]
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
[Т], [Д], [Н], [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], [Л], [Л’], [Р], [Р’]
[C], [C’], [З], [З’], [Ц], [Т’], [Д’]
СРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ – [Й]
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ – [К], [К’], [Г], [Г’], [Х] [Х’]
-
Способ образования
СМЫЧНО-ВЗРЫВНЫЕ – [Б], [Б’], [П], [П’], [Д], [Д’], [Т], [Т’], [Г], [Г’], [К], [К’]
СМЫЧНО-ПРОХОДНЫЕ – [М], [М’], [Н], [Н’], [Л], [Л’]
СМЫЧНО-ЩЕЛЕВЫЕ (АФФРИКАТЫ) – [Ц], [Ч’]
ЩЕЛЕВЫЕ – [В], [В], [Ф], [Ф], [З], [З], [С], [С], [Х], [Х], [Ш], [Щ],[Ж], [Й]
ДРОЖАЩИЕ (ВИБРАНТЫ) – [Р], [Р’]
-
Словник категориально-терминологического аппарата логопедии.
№ | Термин | Определение | Источник информации |
1 | Логопедия | Это специальная логопедическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания . | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
2 | Принцип логопедии | Общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушения речи | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
3 | Метод | Отрегулированное по определенному принципу скоординированного взаимодействия педагога и детей, направленное на достижение конкретных задач коррекционно-педагогической работы | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
4 | Логопедическое занятие | Основная форма логопедического воздействия, на которой систематически осуществляется развитие и коррекция всех компонентов речевой функциональной системы | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
5 | Норма речи | Общепринятый вариант употребления языка в процессе речевой деятельности при сохранных психофизиологических механизмах речи | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
6 | Нарушения речи | Отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующий речевому общению и ограничивающий возможности социальной адаптации человека. | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
7 | Нарушение речевого развития | Искажение процесса речевого онтогенеза, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевого аппарата | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
8 | Дислалия | Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
9 | Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
10 | Ринолалия | Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
11 | Афония, дисфония | Отсутствие или нарушение голоса, обусловленное органической или функциональной недостаточностью голосообразовательного аппарата | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
12 | Брадилалия | Патологически замедленный темп речи, обусловленный преобладанием процессов торможения над возбуждением | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
13 | Тахилалия | Патологически убыстренный темп речи, обусловленный преобладанием процессов возбуждения над торможением | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
14 | Заикание | - Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата - Нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
15 | Алалия | Отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
16 | Афазия | Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражениям головного мозга | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
17 | Дисграфия (Агрофия) | Частичное или полное специфическое нарушение процессов письма, обусловленное несформированной высшей психологической функцией (ВПФ) | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
18 | Дислексия (Алексия) | Частичное или полное специфического нарушение процессов чтения (после 7-ми лет) | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
19 | Дисорфография | Частичное нарушения усвоение правил орфографии | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
20 | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) | Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов произношения фонем | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
21 | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) | Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
22 | Общее недоразвитие речи (ОНР) | Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой функциональной системы. | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
23 | Профилактика нарушений речи | Совокупность медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения речевого расстройства, ослаблении возникшего речевого нарушения и предупреждения на этой основе сопутствующих и вторичных речевых/неречевых нарушений, а также предупреждение возможных рецидивов нарушений | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
24 | Речь | Продукт психической деятельности человека и результат взаимодействия разных мозговых структур | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |
25 | Прикус | Взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюсти | Лекции по предмету «Введение в логопедическую специальность» |