Файл: Реферат По дисциплине "Использование систем внутрисудовой связи" На тему "Авторулевые".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Севастополь

Реферат

По дисциплине: “Использование систем внутрисудовой связи”

На тему: “Авторулевые

Выполнил

Студент группы ЭСЭУ- 43

Петров А.В.

Проверил

Бурцев В.К.

Севастополь 2023

Определение и основные элементы авторулевых
Прежде всего, необходимо дать определение понятия авторулевой. Авторулевой - прибор, предназначенный для автоматического управления судовым рулевым приводом и, следовательно, автоматически, без участия рулевого матроса, удерживающий судно на заданном курсе. Авторулевой также производит повороты и изменения курса на заданную величину. В соответствии с полученным от датчика авторулевого сигналом рулевой привод совершает перекладку руля на определенный угол в сторону, противоположную уходу судна с курса. Как только судно начнет возвращаться на заданный курс, авторулевой отведёт руль, затем, удерживая его, переложит руль в противоположную сторону.
Основной режим работы авторулевого

Авторулевой это навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе, который представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна.

Обычно в нормальных условиях плавания судно рыскает вправо и влево на одно и то же число градусов. Но в других условиях плавания бывают случаи несимметричного рысканья. Так, в штормовую погоду при качке на волнении, когда судно постоянно рыскает в каждую сторону на разное число градусов, у авторулевого предусмотрена регулировка его чувствительности на изменение курса от рысканья. Подобная регулировка позволяет судну в штормовую погоду совершать небольшие отклонения от курса. Наиболее распространенный тип авторулевого, устанавливаемого на судах среднего и крупного тоннажа, - автоматический бесконтактный рулевой (АБР). Основной прибор АБР - пульт управления устанавливается в рулевой рубке.


Пульт управления содержит все основные элементы автоматического устройства и регулирования. На верхней крышке в центре пульта расположен репитер гирокомпаса и аксиометр заданного положения руля. Слева расположены переключатель видов управления с двумя положениями «Автомат» и «Следящее» и рукоятка регулятора чувствительности, справа - рукоятка регулятора тахометра. Кроме того, на крышке пульта находятся две сигнальные лампы, показывающие режим работы авторулевого. Спереди пульта имеется штурвал, предназначенный для перекладки руля при работе авторулевого в следящем режиме и для управления изменением курса при работе в режиме автоматического управления.

В комплект авторулевых типа АБР входят два выносных поста управления (ВПУ), которые устанавливаются на крыльях мостика. ВПУ дают возможность непосредственно с мостика осуществлять резкие повороты судна в случае необходимости. После прекращения действия ВПУ судно автоматически выходит на ранее заданный курс.

Автоматические рулевые имеют ряд преимуществ по сравнению с ручным управлением. Авторулевой обеспечивает более точное удержание на курсе в различных условиях плавания и уменьшает величину и число перекладок руля, что дает заметное сокращение пути. Авторулевые значительно облегчают труд матросов.

В последнее время на транспортных судах устанавливают авторулевые новых типов: АРМ-2 для малых и АТР для средне- и крупнотоннажных транспортных судов.

Все системы автоматического управления курсом судна, построенные на базе отечественных авторулевых АР, АТР, «Аист», работают в режиме стабилизации судна на заданном прямом курсе. По мере развития и совершенствования методов программированного плавания эти же авторулевые могут быть использованы для обеспечения работы систем автоматического управления курсом судна в режиме слежения, когда судно не только следует заданным прямым курсом, но и автоматически выходит в расчетное время на новый заданный курс, совершая переход с одного курса на другой с заданной угловой скоростью поворота.

Авторулевые АР, АТР предназначены для работы в комплексе с гирокомпасами типа «Курс» и гироазимут-компасами «Вега», а авторулевые «Аист» также и с гирокомпасами «Амур». Авторулевые АР, АТР и «Аист» устанавливаются на вновь строящихся судах. Они имеют комбинированный пульт управления, совмещающий схемы автоматического и штатного управления. Все приборы, входящие в комплект авторулевых, имеют постоянную готовность к работе и рассчитаны на непрерывную эксплуатацию в течение плавания любой продолжительности.



История авторулевых
Первые попытки автоматизации рулевого устройства судна относятся к прошлому столетию. Так, в 1892 году в Германии был выдан патент на автоматическое рулевое устройство, работающее от магнитного компаса. Первый практически пригодный для эксплуатации на судах электромеханический авторулевой был разработан фирмой «Аншютц» (Германия) вслед за созданием морского гироскопического компаса и запатентован в 1921 году Конструкция и схема этого авторулевого оказались настолько удачными, что он используется на судах до настоящего времени практически без изменений. Затем авторулевые (в то время их называли гирорулевые) стали выпускать фирмы АЕГ (Германия), «Сперри» (США), «Браун» (Англия), предприятие «Электроприбор» (СССР) и др. В настоящее время большинство технически развитых стран мира серийно выпускают авторулевые, работающие как от гироскопических, так и от магнитных датчиков курса. Эти системы спроектированы с учетом установки их на судах различных типов, начиная от прогулочных катеров до самых крупных пассажирских лайнеров и супертанкеров.

Однако системы автоматического управления движением судна с простейшими законами управления не являлись совершенными. В начале 1970-х годов начались интенсивные работы по созданию новых, более эффективных систем. Это было связано с резким ростом цен на топливо для судовых силовых установок, необходимостью повышения безопасности мореплавания в условиях интенсивного судоходства, а также строительством крупнотоннажных и скоростных судов, автоматическое управление которыми при использовании авторулевых с традиционным законом управления не обеспечивается или осуществляется неудовлетворительно.

Одним из основных направлений решения этой проблемы являлось создание автономных адаптивных авторулевых. Адаптивные авторулевые обеспечивают оптимальную в определенном смысле настройку параметров системы без участия человека-оператора при изменении состояния объекта управления и внешних условий плавания (скорости хода, осадки судна, состояния погоды, глубины под килем).

Общие характеристики

Все суда транспортного флота в настоящее время оборудуются системами автоматического управления (САУ) курсом судна. Основным элементом САУ является прибор управления (авторулевой).

При правильной настройке авторулевой обеспечивает снижение потерь ходового времени до 3% за счёт более точного удержания судна на заданном курсе и уменьшения тормозящего действия корпуса и руля. Углы перекладки руля при автоматическом управлении на 20 - 30% меньше, чем при ручном.


В 80-х годах появился новый тип авторулевого - адаптивный, имеющий автоматическую настройку параметров схемы при изменении внешних условий плавания или скорости судна. Это обеспечивает оптимальный режим работы системы без участия человека-оператора.

Адаптивные авторулевые используются главным образом на крупнотоннажных судах для улучшения их управляемости, особенно при движении с малой скоростью, на мелководье и в стеснённых условиях плавания.

В настоящее время большинство транспортных судов оборудовано обычными бесконтактными авторулевыми отечественного производства типа АБР, АР, АТР и «Аист», а также иностранного АЕГ (ФРГ), РФТ (ГДР), «Аркас» (Дания), «Декка» (Великобритания) и др.

В соответствии с международными требованиями системы автоматического управления курсом должна обеспечивать:

переход с ручного управления на автоматическое и наоборот, с помощью не более чем двух органов управления за время не более 3с при любом положении пера руля.

переход с автоматического на ручное управление при любых неисправностях в системе автоматического управления;

фильтрацию сигналов управления для уменьшения числа кладок руля от рысканья при волнении;

При переходе с ручного управления на автоматическое авторулевой должен автоматически вывести судно на заданный курс.

В соответствии с требованиями Конвенции «Солас - 74» необходимо не более чем за 12 ч до отхода судна в рейс производить проверку работы как основных, так и аварийных каналов управления рулём. При этом должны быть проверены основной и вспомогательный рулевые приводы, система дистанционного управления рулевым приводом, посты управления рулём на ходовом мостике, аварийное энергопитание, указатели положения руля, аварийная сигнализация, работа автоматических ограничителей угла перекладки руля, а также работа средств связи мостика с румпельным отделением.

Необходимо по меньшей мере раза 3 в мес. проводить учения по аварийному управлению рулём, включая непосредственное управление из румпельного отделения по командам с ходового мостика.

В особо опасных в навигационном отношении районах каналы управления рулём левого и правого бортов должны работать одновременно.

Устройство авторулевых

САУ курсом судна состоит из прибора управления (ПУ), который обычно называется авторулевым, рулевого привода (РП) с управляющим органом - рулем, судна как объекта регулирования (ОР), а также внутренней (OC1) и внешней (ОС3) обратных связей


Прибор управления системы представляет собой вычислительное устройство, построенное на электромеханических и электронных элементах и вырабатывающее сигналы управления, пропорциональные по величине углу и угловой скорости отклонения судна от заданного курса. В отечественных авторулевых, кроме того, имеется интегрирующее устройство, вырабатывающее сигнал, устраняющий снос судна при несимметричном рыскании.

На пульте управления авторулевого размещаются все необходимые органы настройки, контроля и управления системы.

На большинстве современных судов в качестве рулевого привода используются электрогидравлические рулевые машины, обеспечивающие перекладку руля со скоростью примерно 2,5-3 град/сек.

При одновременном включении насосов левого и правого бортов скорость перекладки руля увеличивается до 5 град/сек, что положительно влияет на управляемость судна, особенно на малом ходу.

Внутренняя обратная связь в системе осуществляется с помощью устройства, механически связанного с баллером руля и вырабатывающего электрический сигнал, пропорциональный углу поворота руля.

Внешняя обратная связь обеспечивается гирокомпасом, который преобразует изменение курса судна в угол поворота сельсина-датчика курса, связанного с сельсином-приемником в авторулевом.

Все существующие системы автоматического управления курсом судна, независимо от конструкции отдельных звеньев, работают по принципу отклонения, т. е. в авторулевом непрерывно сравниваются фактическое и заданное значения курса и вырабатывается сигнал управления. Под действием этого сигнала рулевой привод перекладывает руль и возвращает судно к заданному курсу. Сигнал внутренней отрицательной обратной связи останавливает перекладку руля, а затем возвращает руль в среднее положение. Сигнал, пропорциональный скорости поворота судна, повышает чувствительность авторулевого при отклонении судна от заданного курса и обеспечивает сдерживание при возвращении на заданный курс.

Системы автоматического управления курсом удерживают судно на прямом заданном курсе в любую погоду при скорости хода более 5 узлов, а также позволяют изменять заданный курс при введении градусной поправки.

При правильной настройке авторулевой позволяет экономить до 3% ходового времени за счет более точного удержания судна на заданном курсе и уменьшения тормозящего действия корпуса и руля; углы перекладки руля при автоматическом управлении на 20-30% меньше, чем при ручном.