Файл: Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы реализовать основания и условия социального обеспечения, привести их в действие, требуется соблюдение соответствующей юридической процедуры.
Различие этих двух категорий нужно усматривать и в другом. Говоря о юридических фактах в праве социального обеспечения, мы ограничиваемся только рамками данной отрасли, в то время как социально-обеспечительные факты могут быть связаны и с иными отраслями права. Например, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа государственной службы (ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), а категории граждан, относящихся к государственным служащим, порядок прохождения государственной службы и ряд других отношений регулируются нормами административного права. С этой точки зрения понятие «социально-обеспечительный юридический факт» является более широким, поскольку простирается за пределы отрасли права социального обеспечения. В данном случае используется несколько иной по отношению к терминам «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» подход: во внимание принимается взаимосвязь права социального обеспечения с другими отраслями и более широким по объему признается то понятие, которое выходит за пределы права социального обеспечения. В первом же случае мы изначально ограничивались только отраслью права социального обеспечения.
.2 Фактические составы в праве социального обеспечения (понятие, виды и юридическое значение)
Как писал в свое время М.М. Агарков, «чаще всего юридическое отношение возникает, изменяется или прекращается не в результате единичного факта, а в результате определенной совокупности фактов». Эта совокупность юридических фактов получила в науке название фактического состава. Для того чтобы определиться в их сущности, видах и роли в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений, необходимо рассмотреть, по меньшей мере, три вопроса:
) понятие фактического состава,
) разновидности фактических составов,
) правовые последствия, порождаемые незавершенными фактическими составами (то есть такими, в которых процесс накопления отдельных фактов еще не закончен).
Фактическим составом является система юридических фактов, в совокупности влекущих юридические последствия, которые выражаются, как правило, в обеспечении динамики правового отношения (его возникновении, изменении, прекращении). Фактический
состав представляет собой именно систему, а не просто конгломерат различных юридических фактов. В подтверждение этого можно указать на следующие системные свойства фактического состава.
Прежде всего, фактическому составу присуща расчлененность на элементы. Такими элементами выступают отдельные юридические факты. Во-вторых, для фактического состава характерна не только расчлененность на элементы, но и особые связи между ними. В фактическом составе элементы включены в систему материальных (объективных) отношений и, как все явления материальной действительности, находятся во взаимодействии (например, стаж и возраст)
неразрывно связаны между собой). С другой стороны, учитывая материально-идеальный характер юридических фактов, они связаны между собой юридическими связями, причем иногда довольно сложными. В-третьих, фактический состав как целое обладает новым, уникальным свойством, каким не обладает ни один из его отдельно взятых элементов.
Круг событий, входящих в подлинный состав, предусматривается догадкой законный нормы либо ряда норм. В практической деловитости чрезвычайно принципиально буквально найти составляющие состава, подключить в него все нужные и достаточные юридические факты(то имеется верно определить возникшие дела). Ошибкой станет как вложение в состав бесполезного вещества, этак и пренебрежение факта, имеющего либо способного обладать юридическое смысл. К примеру, для назначения трудящийся пенсии сообразно возрасту необходимо не наименее 5 лет страхового стажа, а для общественной пенсии такого требования не известно, следственно, отказ в назначении общественной пенсии сообразно фактору неимения у личика страхового стажа неправомерен, этак как основан на ложном включении в подлинный состав бесполезного юридического факта. Следует подметить, что все составляющие фактического состава имеют юридическое смысл для пришествия правовых последствий, а поэтому все они являются юридическими фактами. К примеру, высказывание о назначении такого либо другого вида общественного снабжения при неимении предусмотренных законодательством оснований и критерий его предоставления ни малейшего права на приобретение поддержке либо содержания со стороны страны не предоставляет; чтоб такое преимущество появилось, обязаны быть все составляющие фактического состава. Естественно, это не значит, что все составляющие состава одинаковы сообразно собственной юридической силе и значению. На наш взор, основания и условия - предоставления общественного снабжения как бы «стоят впереди», тогда как факты процедурного нрава носят подвластный, не такой важный нрав, содействуют реализации первых.
Предназначение процедуры, как станет показано в предстоящем, содержится в том чтоб снабдить законное и аргументированное пришествие материально-правовых последствий. возраст, увечность, кратковременная нетрудоспособность и т. д.); иными словами, социально-обеспечительный факт объясняет пришествие материально-правовых последствий, указывает, сообразно какой-никакой фактору и при каком условии (критериях) мещанин вправе обретать муниципальную содействие либо оглавление. Потому к социально-обеспечительным фактам невозможно отнести высказывание нуждающегося и документ органа общественного снабжения о предоставлении определенного вида снабжения (это, сообразно крупному счету, факты вспомогательного нрава, какие необходимы для законного и обоснованного пришествия материально-правовых последствий).
Таковым образом, 1-ое из указанных мнений просторнее другого сообразно размеру, так как подключает еще юридические факты процедурного права значительные, социально важные происшествия. Сообразно юридическим фактам разрешено осуждать о проводимых в государстве преображениях, главных направленностях и целях его политики и т. д. К примеру, в настоящее время для страны приоритетное смысл владеет усовершенствование демографической ситуации, что отображается в таковой доборной мерке госпомощи семей, имеющих деток, как исходный (домашний)
Как уже отмечалось, в праве социального обеспечения фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение. Например, для возникновения правоотношения, связанного с получением трудовой пенсии по возрасту, необходимо наличие следующих обстоятельств:
) достижение установленного пенсионного возраста;
) наличие не менее 5 лет страхового стажа;
) заявление гражданина о назначении пенсии;
) решение территориального органа Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии. Только в совокупности эти факты влекут соответствующие правовые последствия. Исходя из предоставительно-обязывающего характера норм права социального обеспечения, все юридические факты по их месту в фактическом составе можно разделить на две группы.
Во-первых, это объективные основания социальной алиментации. Это такие факты, которые обусловливают необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения; «жизненные обстоятельства, закрепленные в нормах права, вызывающие потребность доставления благ и услуг на алиментарных началах, а не по труду». К числу подобных фактов следует отнести достижение определенного возраста, болезнь, утрату заработка, страховой стаж необходимой продолжительности и т. д. Именно эти факты порождают необходимость в социальном обеспечении и служат критерием классификации социального обеспечения на отдельные виды (пенсии, пособия, социальные и медицинские услуги, льготы и компенсации, предоставление предметов первой необходимости). Эти факты как раз и являются социально-обеспечительными фактами.
Во-вторых, для предоставления социального обеспечения также необходимы и обязательны такие процедурные юридические факты, как обращение нуждающегося субъекта и решение органа социального обеспечения, которые будут подробно рассмотрены в дальнейшем.
В этой связи интересно отметить, что практически во всех зарубежных странах для получения тех или иных видов социального обеспечения также необходимы фактические составы, причем составляющие их элементы нередко совпадают с теми, которые используются в российском законодательстве. Особенно ярко это проявляется на примере пенсионного обеспечения. Для возникновения права на пенсию по возрасту необходимо достижение определенного возраста, наличие страхового (трудового) стажа установленной продолжительности, обращение за назначением пенсии и акт органа социального обеспечения. Различаются лишь конкретные требования к возрасту и стажу: в Германии, например, пенсионный возраст для мужчин и женщин установлен в 65 і лет, а минимальный страховой стаж - 5 лет; в Италии пенсионный возраст для мужчин равняется 65 годам, а для женщин - 60, тогда как страховой стаж должен составлять не менее 20 лет; в Швейцарии для выхода на пенсию мужчины должны достигнуть 65, а женщины - 64 лет, при этом необходим страховой стаж не менее одного года. На этом примере хорошо видно, что право вообще и право социального обеспечения в частности должно соответствовать сложившимся в обществе отношениям (уровню экономического развития, качеству медицинской помощи, средней продолжительности жизни и т.д.). Высокий уровень жизни стран Западной Европы позволяет устанавливать довольно высокую планку для выхода на пенсию, тогда как в условиях нашего государства предложения об увеличении пенсионного возраста, когда даже сейчас значительная часть граждан до пенсии просто не доживает, звучат по меньшей мере кощунственно1.
В то же время в каждой стране присутствуют свои национальные особенности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Так, в Финляндии существуют две системы пенсионного обеспечения по возрасту. Государственная пенсионная система обеспечивает пенсиями при условии проживания в стране определенное время (ценз оседлости) и гарантирует минимальный доход. Пенсионное страхование, связанное с работой (трудовые пенсии), обеспечивает выплатами бывших работников, лиц, самостоятельно обеспечивавших себя работой, и фермеров.
Пенсионный возраст равен 65 годам для всех видов пенсионного обеспечения; в случае, если гражданин принимает решение отложить получение пенсии, размер пенсии возрастает на 1% за каждый месяц неполучения пенсии после достижения возраста 65 лет.