Файл: Урок 19. Синтаксический и пунктуационный разбор ссп. Знаки препинания в ссп. Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 класс

Урок №19.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.

Цели: 

  1. научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения; совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

  2. продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

  3. способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитанию чувства дружбы.

Ожидаемые результаты:

знают основные понятия темы; определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; преобразовывают информацию: предложение – схема; формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Тип урока

урок обобщения и закрепления знаний.

Оборудование:

презентация, раздаточный материал для работы в группе, листы А-4, цветные маркеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Целеполагание.

Приветствие учащихся. Психологический настрой.

Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока. Определяют цели и задачи.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Прием «Перекрестный опрос»

  2. Прием «Заставь заговорить таблицу»



Учитель контролирует правильность ответов и конкретизирует записи в таблице. 

Прием «Карусель»

Составляют 4 вопроса по теме «ССП», задают их членам другой группы, выставляют оценку.

Предполагаемые вопросы:

- Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

- С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?

- Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

- Какие знаки препинания ставятся в ССП?

Заполняют блок-схему по теоретическому материалу, передают для проверки в другую группу. При проверке группа имеет право исправить ошибки и дополнить материал, используя свой цвет маркера.

  1. Синтаксический и пунктуационный практикум.

  1. Пунктуационный тренинг.

  1. Восстановите правило «Отсутствие запятой перед союзом И в ССП»

  • Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

  • Очевидно, багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.

  • Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

  1. Цифровой диктант

Задание: укажите номера ССП, в которых не нужно ставить запятую перед союзом И.

1. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

2. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

3. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой и между гор росисто вьётся долина светлой полосой.

4. В холодном поле ветер шумел и дождик лил.

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.

8. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

9. К рассвету хлынул дождь и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.

10. Любопытство загнало трехпалолистный хмель высоко над редким чернолесьем и задержало его там крючковатыми шипами.


  1. Конструирование предложений

Задание: составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.

1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.

2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.

3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.


  1. Предложения для синтаксического и пунктуационного анализа.

1,4 группа.

  1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

  2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством.

  3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.

  4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.

  5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.

2,5 группа.

  1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь.

  2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.

  3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью.

  4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом.

  5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.


3,6 группа.

  1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком.

  2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли.

  3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.

  4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники.

  5. Печален я: со мною друга нет.


Формулируют правило отсутствия запятой в ССП.

Выполняют цифровой диктант.

Самопроверка. Коррекционная работа при допуске ошибок.

Код проверки: 1,2,4,5,6,7,9

Конструируют предложения с общим второстепенным членом.

Каждая группа получает свои предложения, на выполнение задания отводится 3 минуты.

Прием «Посол»

Один член группы показывает и рассказывает о выполнении задания в другой группе (1-4,2-5,3-6), которая оценивает правильность выполнения и ставит отметку о выполнении в оценочный лист.


№ задания

Задание

Правильность выполнения

1

Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное.
1 2 3 4 5



2

Составьте схему предложения, выделив союз.




3

Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП.



4

Определите значение, которое передает ССП.




5

Выделите в ССП грамматические основы.







Итого 





Знакомятся с образцом синтаксического и пунктуационного разбора, выполняют разбор предложения в тетради. Взаимопроверка между группами: 1-4,2-5,3-6

  1. Работа по развитию речи.




- У каждой группы есть сложносочиненное предложение, так или иначе связанное с темой дружбы. Предлагаю вам зачитать эти предложения. (В это время на экране появляется текст, в который включены предложения каждой группы).

Предложения о дружбе.

  1. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба.

  2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом.

  3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас.

  4. Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом.

  5. С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.

- Что для вас означает понятие «настоящая дружба»?

В ходе беседы о дружбе приходят к выводу о том, что дружба несовместима с эгоизмом и предательством, считается, что не бывает оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности… Но по христианским законам, человек должен учиться прощать…

  1. Рефлексия.



- Предлагаю вам закончить предложение и определить, какое получилось у вас предложение.

У меня есть настоящий друг, и…..

Составляют и записывают предложение в тетрадь. Определяют его структуру – ССП, так как перед союзом И стоит запятая.

Домашнее задание

  1. Написать сочинение - рассуждения «Какой должна быть настоящая дружба?», используя ССП (10-12 предложений)

  2. Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор одного предложения.