Файл: Темы контрольных работ по дисциплине Прикладная экология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел 5. Устойчивость популяций и экосистем.


  1. Динамика экосистем.

  2. Понятие устойчивости.

  3. Понятие сукцессии. Природные объекты, к которым применимо понятие сукцессия. Устойчивость популяций.

  4. Холистическая концепция Клементса.

  5. Устойчивость сообществ и экосистем.

  6. Индивидуалистическая концепция. Типы жизненных стратегий по Раменскому-Грайму. Гипотеза устойчивости Элтона (1958).

  7. Регенерационная концепция смен экосистем.

  8. Гипотеза Макартура (1955).

  9. Другие типы смен экосистем: флуктуации, эволюции, нарушения.

  10. Гипотеза Мэя (1970).

  11. Разделение ресурсов, ослабление конкуренции, кооперативные и комменсалистские взаимодействия как способ поддержания сообщества в устойчивом состоянии.

  12. Глобальные изменения в биосфере.



Раздел 6. Биосфера как особенность планеты Земля.


  1. Что такое биосфера (определение, границы, протяженность, эволюция).

  2. Демографические проблемы и экология

  3. Основные представления В.И.Вернадского о биосфере.

  4. Живое вещество биосферы. Роль живых организмов в биосфере. Естественный прирост населения.

  5. Баланс энергии и круговорот вещества в биосфере.

  6. Оценка влияния пререпродуктивной смертности на прирост населения.

  7. Понятие продукции и первичной продуктивности.

  8. Оценка влияния пострепродуктивной смертности на рост численности населения.

  9. Вторичная продуктивность. Решение задач на продуктивность.

  10. Оценка влияния несчастных случаев на изменение численности населения.

  11. Биомы планеты. Характеристика биомов на территории Башкортостана.

  12. Воздействие человека на биосферу.

  13. СКР – ключевой фактор, определяющий диспропорции в темпах прироста населения.

  14. Круговорот углерода как пример взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей средой.

  15. Экологическая катастрофа. Особенности. Примеры.


Раздел 7. Демография и экология.


  1. Формы существования углерода на земном шаре.

  2. Графически проиллюстрировать рост численности населения Земли с древнейших времен по наши дни. Устойчив ли такой рост?

  3. Источники поступления диоксида углерода.

  4. Эволюция биосферы и содержание диоксида углерода в атмосфере.

  5. Особенности демографической ситуации в более развитых странах.

  6. Динамика содержания диоксида углерода в атмосфере (суточная, сезонная, годичная высоте над уровнем земли, в зависимости от типа растительности).

  7. Особенности демографической ситуации в менее развитых странах.

  8. Демографический взрыв, его причины.

  9. Демографический переход – определение, фазы перехода, в каких странах переход завершен, а где еще только начинается? Устойчивое будущее.

  10. Что такое устойчивое развитие?

  11. Причины различий между коэффициентами размножения развитых и развивающихся стран.

  12. Оценки устойчивости развития и экономического роста.

  13. Что подразумевается под словом капитал? Природный капитал.

  14. Сохраняются ли биологические механизмы регуляции численности людей в наши дни? Величина природного капитала и его вклад в экономику.

  15. Конфликт между традиционным и современным природопользованием и устойчивое развитие.

  16. Причины снижения продуктивности Земли.

  17. Нехватка посевных площадей и проблемы, возникающие в связи с этим.

  18. Нехватка пресной воды для орошения.

  19. Снижение отдачи от использования химических удобрений.

  20. Деградация природной среды как одна из причин снижения продуктивности Земли.

  21. Рост народонаселения и обеспечение продуктами питания, проблемы и перспективы.

  22. Охрана in situ. Сохранение видов ex situ.



Раздел 8. Экологические задачи.
Задача №1. Известно, что температура тела колибри в холодные ночи падает до 10 °С, тогда как днем она равна 43 °С. Как вы думаете, почему именно у колибри возникла такая особенность?

Задача №2. Низкие температуры ограничивают распространение лося в Скандинавии и Сибири. Хотя средняя годовая температура Сибири выше, лось в Скандинавии встречается значительно севернее, чем в Сибири. Почему в Скандинавии лось распространяется севернее, чем в Сибири?

Задача №3. Растения и животные, обитающие в умеренном поясе, могут существовать при широких амплитудах изменения температуры, а тропические виды не выдерживают больших температурных колебаний. Предположите возможные причины, способствовавшие формированию видов, обитающих в широком и узком температурном диапазоне.

Задача №4. В Якутии на северных склонах растет даурская лиственница (более северная и влаголюбивая), а южные склоны покрыты сосновыми лесами. Объясните причины такого распространения деревьев.

Задача №5. На южных окраинах лесной зоны по северным склонам сохраняются леса, а по южным растут степные растения. Объясните причины такого распространения лесных и степных растений.

Задача №6. Для роста пшеницы нужна температура от 0°С (нижний предел, минимума) до 42°С (верхний предел, максимум), для фасоли — от 9°С до 46°С , для клена остролистного — от 7°С до 26°С, для бактерий- от 29° С до 41°С, для жизни рыжего муравья — от 1,5°С до 50°С. Какие из этих организмов являются узко приспособленными, какие - широко приспособленными к температурному фактору? Для каких организмов из числа перечисленных температура почвы 2°С и воздуха 2°С весной будет являться ограничивающим фактором? Почему?

Задача №7. Иногда летом в утренние часы, после прохладной дождливой ночи многие растения проявляют явные признаки увядания, хотя почва сильно увлажнена и температура воздуха довольно высока. Объясните причины увядания растений.



Задача №8. Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. Объясните, с чем это связано.

Задача №9. В песчаных пустынях жизнь богаче, чем в глинистых. Растения достигают здесь больших размеров, а почвенные животные отличаются видовым многообразием и большей численностью. Объясните причины большего разнообразия жизни в песчаных пустынях по сравнению с глинистыми.

Задача №10. Известно, что процесс оплодотворения у растений осуществляется при достаточно высокой температуре. Каким образом внутри цветков высокогорных и арктических растений достигается температура более высокая, чем температура окружающей среды?

Задача №11. В XIX в. немецким физиологом Карлом Бергманом была установлена следующая зоогеографическая закономерность: величина тела теплокровных животных в Северном полушарии увеличивается по направлению к северу, а в Южном полушарии — по направлению к югу. Как вы объясните это явление?

Задача №12. В XIX в. исследователи обратили внимание на следующую зоогеографическую закономерность: по мере приближения к югу в Северном полушарии у теплокровных животных наблюдается относительное увеличение размеров конечностей по отношению к телу и размерам придатков на теле. Почему? Дайте аргументированный ответ.

Задача №13. В настоящее время самые крупные теплокровные животные — киты и слоны, а самые мелкие — землеройки (длиной 4—5 см), птицы колибри (длиной 2,8—2,85 см). Чем, по вашему мнению, обусловлены предельные размеры теплокровных животных?

Задача №14. Императорский пингвин (Aptenodytesforsteri), длина тела которого достигает 120 см, а масса 35—40 кг, — наиболее крупный из пингвинов, обитающих в Южном полушарии, гнездится в самом сердце Антарктиды, а живет в прибрежных ее районах, редко встречаясь за пределами 61° ю. ш. Королевский пингвин (Aptenodytes panagonica) величиной 91—96 см и массой 15—17 кг живет в основном в пределах Субантарктики под 55° ю. ш. Очковый пингвин (Spheniscus demersus) высотой в пределах 55 см и массой 5—6 кг обитает на мелких островах и на побережье Южной Африки до 34°30' ю.ш. Галапагосский пингвин (
Spheniscus mendiculus) размером не более 50 см, самый мелкий из пингвинов, обитающих в Южном полушарии, живет в тропиках на Галапагосских островах.

Почему размеры и масса тела близких в систематическом отношении видов пингвинов, обитающих в Южном полушарии, уменьшаются по мере продвижения от более холодных к теплым местам обитания?

Задача №15. Наблюдая за суточными перемещениями перелетной саранчи, ученые обратили внимание на следующие особенности ее поведения: днем насекомые располагали свое тело параллельно солнечным лучам, на закате саранча поднималась в верхнюю часть травостоя, а к восходу солнца спускалась ближе к почве. Объясните особенности поведения саранчи в разное время суток.

Задача №16. Широко распространенная в наших водоемах трехиглая колюшка в период размножения строит небольшое шаровидное гнездо, где откладывает икру. Гнездо расположено на участке, доступ на который воспрещен всем иным особям той же популяции. В случае нарушения его границ рыбки вступают в жаркие схватки. Такое поведение способствует выбору оптимальных для икрометания участков и сохранению кладки. Рыбки, которые не нашли «своих» участков, либо не дадут потомства, либо потеряют кладку или ее часть. Определить тип взаимодействий.

Задача №17. Взаимоотношения египетской цапли и крупного рогатого скота. Цапли сопровождают скот во время выпаса на солнце и ловят свои жертвы (насекомых, лягушек и ящериц), которые выскакивают из-под ног животных. Установлено, что число цапель, кормящихся со скотом, сильно зависит от активности скота. Более высокая подвижность скота дает цаплям возможность более полноценного питания. В то же время для скота от цапель пользы практически никакой нет, так как эти птицы не питаются паразитами крупного рогатого скота. Определить тип взаимодействий.

Задача №18. Взаимоотношения муравьев и некоторых растений. Лиане муравьи приносят пользу тем, что, живя на растении, сбрасывают в ее кувшинчики «пищевые отходы» и другой бытовой мусор. Когда его становится много, лиана пускает сюда свои корни, получая дополнительное питание. Определить тип взаимодействий.

Задача №19. Бобовые растения и клубеньковые бактерии ризобиум. Растение снабжает бактерий глюкозой. Они же, в свою очередь, ассимилируют из газообразной фазы почвы азот, делая его доступным растениям. Благодаря бактериям-симбионтам, некоторые растения могут получать 0,25—0,5 кг азота в год. Именно такие растения первыми заселяют бедные земли, захватывая часто значи­тельные площади. Определить тип взаимодействий.


Задача №20. Каждый из нас видел ко­лонии тлей и охраняющих их муравьев. В данном случае муравьи выступают в роли пастухов. Питаясь, тли выделяют падь, содержащую около 30% сахаров. Она идет в пищу муравьям. В их семьях даже есть сборщики пади. В благодарность за пищу, муравьи оберегают тлей от врагов (например, божьих коровок). В Австралии подобным образом муравьи поступают с гусеницами некоторых бабочек. Гусеницы содержатся в специально построенных домиках. Когда личинки растолстеют так, что уже не могут покидать домики, муравьи сами приносят им пищу. Определить тип взаимодействий.

Задача №21. Взаимоотношения свето- и тенелюбивых растений. В ельниках на почве видовой состав растений довольно беден, поскольку здесь поселяются лишь те, кто может выдержать недостаток света. Если сюда поселить светолюбивые растения, то они будут просто подавлены елью, для которой, в свою очередь, эти растения могут быть совершенно безразличны. Определить тип взаимодействий.

Задача №22. Ароматические кустарники. Летучие токсины продуцируются в листьях и накапливаются в почве. С наступлением сезона дождей они подавляют прорастание семян вокруг кустов. Определить тип взаимодействий.

Задача №23. Совместно гнездящиеся на скалах в Англии большой и хохлатый бакланы кормятся в одних и тех же водах. Но большой баклан кормится придонными рыбами и креветками, для чего ныряет гораздо глубже хохлатого. Пищевой рацион у последнего на 80% состоит из сельдей и других рыб, плавающих в верхних слоях воды. Определить тип взаимодействий.

Задача №24. Взрослые особи насекомых ведут свободный образ жизни, откладывая яйца в тело или на поверхность личинок других насекомых, в яйца последних, а иногда и в других взрослых беспозвоночных (пауков, мокриц и т. д.). Личинки, развиваясь в теле хозяина, питаются его тканями, медленно приближая гибель последнего. Определить тип взаимодействий.

Задача №25. Орнитологами установлено, что три вида славок, обитающих в одних и тех же лесах, питаются насекомыми на разных частях деревьев. Славка Блекберна кормится в верхних частях крон деревьев, каштановая древесная славка добывает пищу в середине кроны, а желтоголовая древесная славка собирает насекомых в нижних частях крон. Объясните причины различных мест кормления у близкородственных видов славок.