Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сибирский государственный университет водного транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
счёт регулировки или обслуживания топливной аппаратуры (чистка форсунок, регулировка угла опережения подачи топлива и др.).

Для более точной оценки качества рабочего процесса в цилиндрах путём анализа индикаторных диаграмм промышленность выпускает специальные приборы, включающие в себя пьезоэлектрические датчики давления и вычислительные блоки.

Отечественные и зарубежные фирмы предлагают современные системы диагностирования судовых дизелей, которые наряду с оценкой теплотехнических параметров осуществляют контроль износа втулок и состояния поршневых колец, температуры деталей цилиндропоршневой группы, состояния турбокомпрессора, давления топлива перед форсункой, крутящего момента и концентрации масляных паров в картере двигателя.

Подобные системы разработаны такими известными фирмами, как "Норконтрол", "Зульцер", "Мицубиси дзюкеге", "Симоне", АСЕА, "Сигма", "Аутотроника" и др. Отличительным признаком современных диагностических систем является применение глубоко развитых интеллектуальных систем анализа и обработки данных, построенных на новейшей микропроцессорной базе и допускающих оперативную перенастройку и коррекцию рабочих программ в ходе их эксплуатации. Остановимся на таких системах подробнее.

Сопоставление эталонной и фактической индикаторной диаграмм (индикаторной и диаграммы впрыска топлива) позволяет определить следующие неисправности: подтекание форсунки, повреждение топливного сопла, повреждение всасывающего клапана топливного насоса, опережение подачи топлива, запаздывание подачи топлива, износ топливного насоса, повреждение форсунки, низкое качество топлива, засорение сопла форсунки, низкая вязкость топлива, высокая вязкость топлива, износ головки поршня, износ или повреждение поршневых колец, снижение давления продувочного воздуха, протечки всасывающего клапана.

Использование диаграммы впрыска топлива и индикаторной диаграммы

в технической диагностике двигателя

Раздел 10. Организация ТО

Техническое обслуживание (ТО) двигателей и движителей, будучи профилактическим мероприятием, необходимо для их поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и предупреждения отказов и неисправностей.


Техническое обслуживание проводится, как правило, в сроки и в объёме, рекомендованном заводом — изготовителем, либо фирмой — гарантом и включает, в контрольно — диагностические, крепёжные, регулировочные, смазочные и другие работы.

Обслуживание двигателей и движителей по периодичности, перечню и трудоёмкости проводимых работ можно условно разделить, по общепринятой классификации, на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО).

Работы в объёме ЕО выполняются перед и после выхода судна на водоём. Рекомендуемый объем ЕО: внешний контроль комплектности (в т.ч. инструментария), проверка исправности действия приборов, механизмов и систем, наличия горючего, масла, охлаждающей жидкости, дозаправка, проведение уборочно - моечных работ.

Примерный объем работ при ТО-1:

- проверка крепления двигателя и реверс - редуктора, соединений фланцев промежуточных и гребных валов;

- проверка герметичности систем питания, смазки и охлаждения, крепления навесного оборудования, состояния и регулировки натяжения приводных ремней, присоединений к дроссельной и воздушной заслонкам, действие их приводов (у дизелей — работу насоса, форсунок, останова двигателя);

- проверка крепления, надежности, чистоты контактов наконечников проводов с зажимами, уровня и плотности электролита в АБ, исправности электрических цепей зажигания, освещения, звуковой и световой сигнализации.

Комплекс работ по ТО-2 включает объем работ по ТО-1 и дополнительно рекомендуется:

- проверить герметичность соединения головки с блоком (целостность прокладки), компрессию по цилиндрам, натяжение приводных ремней и цепи,

- произвести регулировку (при необходимости) тепловых зазоров в клапанном механизме,



- заменить масло и масляный фильтр (в соответствии со сроками завода-изготовителя),

- отрегулировать число оборотов холостого хода,

- проверить герметичность топливного бака (цистерны), соединений и трубопроводов системы питания, смазки, охлаждения, крепление механизмов и приборов на двигателе,

- продуть сжатым воздухом полости стартера и генератора,- проверить состояние их щеток и состояние системы зажигания — катушки, распределителя, свечей.

Выявленные в процессе проверки неисправности устранить. Кроме того, в период ТО-2 рекомендуется проводить небольшие, технологически связанные, ремонтные работы по замене узлов и деталей.

По окончании ТО-2 следует проверить двигатель и движитель в работе.

Сезонное обслуживание (СТО) проводится, как и следует из названия перед началом или по окончании навигационного периода для данного региона и включает в себя наиболее трудоёмкие, заранее планируемые работы: проверяется состояние шатунно - поршневой группы, промывается система охлаждения, заменяется смазка на отдельных узлах и деталях, снимаются и приводятся в порядок генератор, стартер, трамблер (с заменой изношенных деталей, контактной группы, щеток) и т.п.

При эксплуатации двигателя необходимо следить за его работой, своевременно определять признаки основных и серьёзных неисправностей двигателя, валопровода и движителей судна. К ним относятся: падение мощности и перегрев двигателя, повышенный расход масла, дымный выхлоп, снижение компрессии, стуки в двигателе, вибрация валопровода и кормы судна.

В целях поддержания судна в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах проводится техническое обслуживание судна, которое по характеру и объёму выполнявшее работ подразделяются на плановые осмотры и ремонты.

Ответственность за своевременное полное и качественное проведение плановых осмотров и ремонтов возлагается на судоводителей, за которыми закреплено судно.


Осмотры и ремонты выполняются в соответствии с описаниями, инструкциями и руководствами заводов - изготовителей. Основанием для выполнения плановых осмотров и ремонтов служит фактическое техническое состояние корпуса, двигателя, а также число ходовых часов.

Виды осмотров, которые проводятся, а период навигации при нахождении судна в эксплуатации:

ежедневный;

еженедельный;

ежемесячный.

Типовой перечень работ, выполняемых при ежедневном осмотре перед выходом в плавание:

- наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла, топлива и др.;

- наружный осмотр двигателя, систем и устройств;

- проверка подсоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов;

- устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре;

- дозаправка ГСМ.

Проверяются:

- наличие на судне судовой документации;

- наличие и исправность: якорного и швартовного устройств, предметов судового снабжения, спасательных, сигнальных и осушительных средств, противопожарного, штурманского, медицинского и другого оборудования;

- исправность двигателя, реверс — редуктора, обслуживающих систем, дистанционного управления двигателем;

- исправность сигнально — отличительных огней;

- уровень масла в двигателе и реверс-редукторе, наличие воды в системе охлаждения;

- наличие пресной воды и продовольствия в количестве, необходимом для выполнения рейса;

- правильность размещения груза, соблюдение норм грузоподъемности и пассажировместимости.

После возвращения из рейса необходимо:

- надёжно пришвартовать судно в отведенном для него месте;

- произвести осмотр корпуса, механической установки, судовых систем и устройств;


- при необходимости снять подвесной мотор, судовое снабжение и сдать на хранение;

- обеспечить защиту судна от атмосферных осадков;

- сдать судно под охрану.

Типовой перечень работ, выполняемых при еженедельном осмотре:

- выполнение работ, предусмотренных ежедневным осмотром;

- опробование двигателя и его дистанционного управления в работе в течение 2-5 минут.

- проверка работы дистанционного управления рулем перекладкой его с борта на борт;

- осмотр систем, устройств и электрооборудования;

- осмотр леечных ограждений и фальшборта;

- проверка крепления горловин цистерн и канистр и наличие на них маркировок;

- устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре.

Типовой перечень работ, выполняемых при ежемесячном осмотре:

- выполнение работ, предусмотренных ежедневным и еженедельным осмотром;

- проверка состояния нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистка от ржавчины, гнили, окраска зачищенных мест;

- смазка всех трущихся поверхностей деталей (роликов, качалок и др.);

- проверка тросовых проводок на отсутствие оборванных прядей троса;

- проверка сопротивления изоляции электрооборудования на судах, оборудованных стационарным электрооборудованием;

- проверка состояния аккумуляторов (уровень электролита и его плотность);

- проверка сальников трубопроводов, кабелей.

Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев её необходимо законсервировать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Виды ремонтов: навигационный; доковый; аварийный.

Навигационный ремонт.

Навигационный ремонт проводится один раз в год перед началом навигации. При навигационном ремонте выполняется ремонт корпуса судна, его механизмов, электрооборудования, приборов и другого оборудования.

В период навигационного ремонта, как правило, выполняется доковый ремонт судна. Навигационный ремонт выполняется с привлечением ремонтных предприятия.