Файл: 1. Теории возникновения и развития государства Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Теории возникновения и развития государства
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию.
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
2. Корпоративное управление П. Друкера
3. Сущность и содержание управленческого решения
Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное на:
1) стратегическое планирование;
2) управление управленческой деятельностью;
3) управление человеческими ресурсами;
4) управление производственной и обслуживающей деятельностью;
5) формирование системы управления компании (методологии, структуры, процесса, механизма);
6) управленческое консультирование;
7) коммуникации с внешней средой.
Примером управленческого решения в области стратегического планирования является Конституция страны. Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Управленческое решение составляет основу процесса управления
-
Функциональная структура государственного управления -
Это определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности. -
- Она определяется факторами организационной устойчивости: подсистемами целей и принципов; разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления, подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления. -
Содержание задач государства определяется внутренними и внешними факторами. В зависимости от этого различают внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества: -
- экономическая; -
- политическая, -
- социальная; -
- правоохранительная; -
- экологическая; -
- культурная; -
- научная и др.
2. Концепция, миссия и горизонты стратегического планирования
Стратегическое планирование — это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.
Миссияявляется целью самого высокого уровня абстракции, контекстом остальных целей и действий.
Горизонт планирования — это период времени, на который предприятие планирует свои стратегии. Существует четыре вида горизонтов планирования:
-
краткосрочный (3-5 лет); -
среднесрочный (5-10 лет); -
долгосрочный (10-15 лет); -
неопределенный.
3. Элементы структуры разработки и реализации УР
-
Функции государства в современном обществе
Рассуждая о роли государства в обществе более конкретно, следует обратиться к его функциям, которые разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции
Внутренние функции являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся функции:
Экономические, отражающие степень участия государства в управлении национальной экономикой, которая в свою очередь определяется количеством заводов, фабрик, предприятий связи, транспорта, банковской сферы и т. д., принадлежащей государству. Характер участия государства в экономике определяется сводом нормативно-правовых актов в области поддержки товаропроизводителей, имущественных отношений, создания условий для развития малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, а также контроля за этими процессами.
-
Внутриполитические (правоохранительные), направленные в первую очередь на внутреннюю безопасность. В соответствии с этой задачей государство ведёт активную работу по выявлению враждебных организаций, разрабатывает правила функционирования общественных и общественно-политических объединений граждан, выражающих интересы различных слоёв общества, национальностей и социальных групп, охраняет свой суверенитет. Внутриполитические функции реализуются на уровне деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов, которые в сущности сводятся непосредственно к разработке законов, применению санкций за их нарушение, борьбе с правонарушениями и преступностью. -
Идеологические, выражающиеся в пропаганде определённого социального или экономического учения, но не только. Эта функция проявляется также в участии государства в развитии науки, культуры, образования, в его отношении к религии. Даже в тех государствах, где официально провозглашена идея деидеологизации, либо действует запрет на провозглашение какой-либо идеологии, это фактически является идеологией, только в завуалированном виде. -
Социальные, направленные на защиту закреплённых в законе прав граждан на жилище, образование, медицинское обслуживание, труд и отдых. Эти функции ориентированы в первую очередь на защиту прав малоимущих граждан и их семей. Поэтому одной из важнейших их составляющих является установление и контроль за выплатой пособий и минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, выделение средств на развитие здравоохранения и принятие мер, делающих услуги медицины доступными для как можно большего количества граждан. -
Экологическая, появившаяся как самостоятельная относительно недавно. Истощение всех видов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, развитие и применение оружия массового поражения влекут за собой последствия, ставящие человечеств на грань физического выживания. Поэтому любое государство вынуждено принимать меры по сохранению и восстановлению природно-ресурсного потенциала, а также защите населения от участившихся случаев стихийных бедствий.
Внешние функции
Ко внешним функциям относятся те, которыми государство занимается на международной арене. Это функции:
-
Военная. Она является более важной на стадии образования и становления государства, когда внешние силы активно сопротивляются появлению нового политического образования. Однако и на более развитой стадии эта функции не теряет своей актуальности. Даже если в мире существуют конфликты, не угрожающие военными действиями в отношении конкретного государства, все равно это государство может быть задействовано в нём в рамках тесных международных взаимоотношений, поскольку абсолютное большинство государств являются челнами тех или иных организаций, призванных защищать коллективные политические экономические или торговые интересы. -
Дипломатическая, призванная силами представителей дипломатического корпуса, работающих за рубежом, поддерживать дружеские и добрососедские отношения со всеми государствами, сотрудничать в областях развития культуры, науки, образования, иных межгосударственных связей, способствующих улучшению взаимоотношений. -
Внешнеэкономическая, направленная на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами-партнёрами в различных областях экономики. Эта функции крайне важна, т. к. в силу неравномерного распределения природных ресурсов на планете и их истощаемости практически ни одна страна не в состоянии добиться высокого и стабильного уровня развития экономики изолированно от других. -
Внешнеполитическая (поддержание мирового порядка), заключающаяся в участии в международных и межрегиональных организациях, поддерживающих стабильность и безопасность (как политическую, так и экономическую) в мире или конкретном регионе.
2. Оценка текущей социально-экономической ситуации и степени достижения целей социально-экономического развития
3. Механизм реализации организационной технологии при подготовке УР
Организация процесса ППРУР — увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контролю и координации его выполнения. Этот комплекс работ охватывает следующие аспекты[1]:
-
• мысленное представление процесса познания элементов технологии ППРУР и организации; -
• формулирование требований к качеству принимаемых и реализуемых решений; -
• определение числа и структуры этапов и операций процесса разработки управленческих решений; -
• разработка блок-схемы (алгоритма) принятия управленческого решения; -
• анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта управленческого решения и его экономическое обоснование; -
• организация выполнения решения.
Процесс ППРУР как процесс управленческого труда ЛПР имеет определенную технологию. Процесс ППРУР с технологической точки зрения можно представить в виде последовательно выполняемых этапов и процедур, имеющих между собой механизм обратных связей.
Технология — совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов входа системы в товар и другие компоненты ее выхода. Технология РУР — искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации. Технологии РУР включают в себя следующие элементы: методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на персонал; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля1.
Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать, каким способом. Применительно к системе подготовки, разработки, принятия и реализации управленческого решения на входе этой системы будут:
-
• совокупность научных подходов; -
• методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения; -
• требования к качеству решений; -
• информация, характеризующая необходимые для принятия решения особенности проекта, внешней среды и другие данные.
1. Современные подходы в оценке бюрократии
2. Методы, инструменты и технологии стратегического планирования в государственном управлении
3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям и условия их достижения
Билеты по государственному экзамену утверждены на заседании кафедры
(протокол № 10 от «4» марта 2023 г.)
1. Эволюция государственного управления и школы управления
2. Технологии и инструменты стратегического планирования в государственном управлении
3. Особенности разработки и реализации управленческих решений
Билеты по государственному экзамену утверждены на заседании кафедры
(протокол № 10 от «4» марта 2023 г.)
1.Политические, экономические, административные, идеологические, морально – этические, социально – психологические, организационные, информационные методы государственного управления
2. «Система сбалансированных показателей» как инструмент стратегического планирования и составления прогнозов