Файл: Экономический механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на авиапредприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИМЕНИИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ А.А. НОВИКОВА»

Красноярский филиал им. В.С. Молокова СПбГУ ГА

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: « Экономический механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на авиапредприятии»


Выполнил:_____________ _____________ ___________

номер группы подпись, дата инициалы, фамилия

Красноярск 2023г.

Содержание:

Введение……………………………………………………….………………3-4

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Сущность и факторы конкурентоспособности продукции …......…….5-7

1.2. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции авиапредприятия

на примере авиакомпании «VietnamAirlines»……….……………..……...7-10

1.3. Выводы ……………………………………………………………….…11

Глава 2. Организационно - практическая част

2.1. Расчет дохода авиакомпании……………………………………………..

2.2 Расходы авиакомпании...………………………………………….………

2.3 Расчет прибыли/убытка…………………………………………….………..

2.4 Расчет рентабельности……………………………………………………….

2.5 Определение среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств…………………………………………………………………………………….

2.6 Остатки 4 квартала года А считать стоимостью оборотных средств на начало года В………………………………………………………………………………………

2.7 Индекс доходности……………………………………………………………

Список используемой литературы…………………...………………………......

Приложение……………………………………………………………………......

Введение

Становление новых экономических отношений в Российской Федерации настоятельно требует поиска и применения новых методов и подходов к регулированию экономики. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды в мире и в стране, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают важность обеспечения конкурентоспособности российских предприятий. Идея повышения конкурентоспособности России была включена в «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации» в редакции от 10 января 2000 г.
Спад авиаперевозок и низкая эффективность деятельности на российском воздушном транспорте десятков авиаперевозчиков выдвинули в число первоочередных практических задач проблему повышения конкурентоспособности авиапредприятий. Усиление позиции Российской Федерации в международной авиатранспортной системе посредством повышения конкурентоспособности отечественных авиапредприятий является одним из приоритетных направлений авиационной деятельности, сформулированных в «Основах политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года». При этом, одной из основных мер в области развития гражданской авиации, является обеспечение конкурентоспособности отечественных авиапредприятий на рынке международных воздушных перевозок.

Процессы повышения конкурентоспособности российских авиаперевозчиков пока идут медленно. Недостаточная разработка методической базы и механизмов решения указанных задач тормозит рост эффективности авиатранспортной деятельности. Этим определяется актуальность выполненного диссертационного исследования процессов стратегического управления конкурентоспособностью продукции авиакомпании с учётом как российского, так и международного опыта и разработка на этой основе рекомендаций по их совершенствованию в условиях российского авиатранспортного рынка.


    1. Сущность и факторы конкурентоспособности продукции

Проблема конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Понятие конкурентоспособности продукции очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Конкурентоспособность – более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Конкурентоспособность товара (КТ) – это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара является относительной величиной и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя на данном рынке.

Факторы конкурентных преимуществ товара подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам конкурентного преимущества товара относятся:

– уровни конкурентоспособности страны, отрасли, региона, предприятия;

– сила конкуренции на рынке товаров;

– сила конкуренции на входе в производственные системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, информации;



– сила конкуренции среди товарозаменителей;

– появление новых потребностей;

– уровень организации производства, труда и управления у посредников и производителей товаров;

– активность контактных аудиторий (общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации).

К внутренним факторам конкурентного преимущества товара относятся:

– патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;

– рациональность организационной и производственной структур предприятия;

– конкурентоспособность персонала предприятия;

– прогрессивность технологических процессов, оборудования и информационных технологий;

– уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии;

– уровень системы управления (менеджмента);

– обоснованность миссии предприятия с точки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности товаров.
Основными факторами конкурентоспособности товара являются:

– цена потребления товара, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь нормативный срок его эксплуатации;

– уровень качества товара (в сравнении с товаром конкурирующих предприятий);

– соотношение цены потребления товара (полных расходов потребителя по приобретению и потреблению товара в течение всего срока его эксплуатации) и качества товара;

– неценовые факторы и прежде всего качество сервисного обслуживания товара;

– сводные параметрические индексы конкурентоспособности товаров по их техническим, экономическим, сбытовым и сервисным параметрам, которые в наибольшей степени интересуют покупателя .
1.2. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции авиапредприятия на примере «Vietnam Airlines»

Ключевым моментом конкурентоспособности авиакомпании является качество предоставляемых на каждом из выделенных этапов услуг. Основой для улучшения качества здесь является определение требований и уровня удовлетворенности потребителей. Полученные данные необходи мо рассматривать в двух плоскостях. Первая - это уровень их удовлетворенности одной из характеристик. Вторая - это значение для них данной характеристики. Такой подход позволяет определить критерии выбора пассажирами той или иной авиакомпании и оценить их приоритеты. При этом необходимо сегментировать всех пассажиров авиакомпании по классам обслуживания, по направлению полетов, продолжительности и т.д. На основе данного анализа авиакомпания сможет определить ключевые параметры, влияющие на привлечение новых клиентов и сохранение спроса со стороны имеющихся пассажиров, оценить качество отдельных характеристик бизнес-процесса и сосредоточить свои усилия на их совершенствовании. Результатом этого явится повышение потребительской стоимости продукции авиакомпании, что в свою очередь выступит средством повышения её конкурентоспособности на рынке авиаперевозок. В процессе своей эксплуатационной деятельности любая авиакомпания сталкивается с возникновением и разрешением различных сбойных ситуаций, нарушающих установленный порядок работы различных служб, тем самым оказывающих негативное воздействие на потребителей. Не все сбойные ситуации возникают по вине авиакомпаний. К категории сбойных ситуаций, не зависящих от авиакомпании, относятся, например, погодные условия, вызвавшие задержку вылета, поздний прилёт рейса или потерю стыковки при транзитном рейсе. К категории сбойных ситуаций, зависящих от авиакомпании, относятся недостатки в координации деятельности участвующих в разрешении сбойной
ситуации служб и подразделений авиакомпании, системные недостатки в деятельности подразделений, недостаточная эффективность применения существующих процедур или их несоответствие требованиям потребителей, неоптимально выстроенные процессы межфункционального взаимодействия внутри авиакомпании, нанесение ущерба личным вещам пассажиров и т.д. Особое недовольство у пассажиров вызывают задержки или отмены рейсов. На рис. 2 в качестве примера приведены данные об отмененных, дополнительных или задержанных рейсах авиакомпании «Vietnam Airlines» за период 2012-2017 гг.

Любая задержка или отмена рейса сопровождается, как правило, возникновением конфликтных ситуаций. Всегда должны быть найдены компромиссные решения на всех этапах взаимодействия авиакомпании и клиентуры. Основными причинами отмены рейсов авиакомпании «Vietnam Airlines» в 2022 году являются причины технического (21%) и коммерческого характера (68%). При задержках рейсов основными причинами были технические (19%) и эксплуатационные (42%).

Проведенный среди пассажиров авиакомпании на международных рейсах опрос позволил зафиксировать следующие критические замечания: - слабое владение обслуживающим персоналом иностранными языками; - претензии к меню, качеству услуг, предлагаемых на борту самолета; - долгое время регистрации, нехватка помещений и оборудования средств обслуживания пассажиров в аэропорту; - недостаточно быстрое реагирование на жалобы и претензии пассажиров. При использовании пятибалльной шкалы минимальные оценки получили: - интерьер самолета – 3,5 балла; - развлечения в полете - 2,4 балла; - объявления в салоне - 2,8 балла; - качество пищи – 3,8 балла. Большинство пассажиров отметило высокое качество работы и вежливость бортпроводников и работников службы организации перевозок в аэропорту – 4,8 балла. Эффективность разрешения возникающих в процессе перевозки отклонений является чрезвычайно важным фактором как для пассажиров, так и для самой авиакомпании. Результаты опросов свидетельствуют о том, что в случае эффективного разрешения авиакомпанией возникших у них проблем около 90% пассажиров из числа неудовлетворенных сохранят потребительскую верность данной компании. Ключевым моментом для повышения конкурентоспособности является выбор параметров продукции авиакомпании, категорированных по критерию их значимости для потребителей. С этой целью был проведен опрос различных категорий пассажиров, совершающих полеты на рейсах авиакомпании «Vietnam Airlines». Ставился вопрос, улучшение каких параметров продукции авиакомпании является для них наиболее важным. Одновременно была приведена экспертиза степени значимости для пассажира показателей конкурентоспособности авиакомпании. В качестве показателей конкурентоспособности авиакомпаний были выбраны 2 группы показателей: 1. Параметры, не зависящие от класса обслуживания: - безопасность полетов; - удобство расписания; - пунктуальность выполнения расписания; - возможность беспосадочного полета. 2. Параметры, зависящие от класса обслуживания: - тип ВС; - качество наземного обслуживания в аэропорту; - комфортабельность салона; - качество обслуживания в полете (обслуживание бортпроводниками, качество питания). Результаты проведенных маркетинговых исследований показали, что при покупке авиабилетов в той или иной компании пассажиры чаще всего ориентируются на следующие факторы: безопасность и регулярность полета, привлекательность цен, качество обслуживания и экономию собственного времени. При принятии управленческих решений наиболее актуальным является вопрос, в какой степени целесообразно улучшать качество того или иного параметра, так как это тесно связано с расходами авиакомпании. Для того чтобы выиграть в конкурентной борьбе, авиакомпания должна определить значение вышеприведенных показателей у ближайших конкурентов, взять их в качестве целевых нормативов и определить рассогласование между ними и аналогичными показателями. Произведем сравнительную оценку конкурентоспособности авиакомпании «Vietnam Airlines» на международном рынке, где помимо нее осуществляют полеты еще около 20 авиакомпаний. Если в качестве основных конкурентов взять авиакомпании «Japan Airlines» и «Korean Airlines», то, используя пятибалльную шкалу для оценки,
можно зафиксировать картину, приведенную ниже (Рис.1)



Рис. 1. Оценка качества основных показателей авиатранспортных услуг авиакомпании «Vietnam Airlines»


1.3 Вывод

Подводя итог проведенному в курсовой работе исследованию, мы можем констатировать

Конкурентоспособность товара – это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара является относительной величиной и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя на данном рынке.

Приведенный пример наглядно показывает, какие качественные характеристики авиакомпании необходимо улучшить для того, чтобы получить конкурентные преимущества и занять достойное место на рынке авиатранспортных услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Глава 2. Организационно - практическая часть.

2.1 Расчёт дохода авиакомпании

1. Доход от основной деятельности:

Досн =

За год А:

Досн = (900 000 × 8000) + (18.000 × 14.000) = 7 452.000.000руб

За год В:

Досн = (900 000 × 8000) + (15.000 × 18.000) = 7 470.000.000руб

2. Доход от внереализационной деятельности:

Двнр =

За год А:

Двнр = 2000×500×52.9=529000.000 руб

Двнр = 900 000 × 50% × 120= 54000.000руб

Всего за год:

Двал = Досн + Двнр

Двал = 7 470.000.000 + 583000.000 = 8053000.000руб

2.2 Расчёт расходов авиакомпании

1. Эксплуатационные расходы авиакомпании:

За год А:

Рэксп = 820.000.000руб

За год В:

Рэксп = 718.000.000руб