ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 790
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Серия: Среднее профессиональное образование.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА
РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.
ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ.
ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ.
ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.
ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА
ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.
ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ.
ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.
ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.
ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
§ 1. Для чего и как изучают историю
§ 2. Концепции исторического развития
РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
§ 5. Неолитическая революция и ее последствия
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
§ 8. Великие державы Древнего Востока
§ 9. Индия и Китай в древности
РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
§ 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§15. Особенности развития Византийской империи
§ 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
А. Сен-Симон считал, что раскол в обществе может быть преодолен с помощью новой, научно сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди - братья!». Тогда же был сформулирован социалистический принцип распределения: «Каждому - по способностям, каждой способности - по ее делам!».
Другой французский социалист-теоретик Ш.Фурье считал, что для создания гармоничного общества необходимо создание «фаланг» - небольших производственно-трудовых объединений людей, совместно владеющих средствами производства и занимающихся трудовой деятельностью. Люди живут в фаланстерах-дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Фурье попытался построить несколько фаланстеров во Франции в 1832 г., но не достиг успеха. Быстро развалились и фаланстеры, построенные в США (их было 40).
Английский фабрикант и социалист Р. Оуэн считал, что машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей. Но для этого необходимо, чтобы собственность была обобществлена. Для осуществления своей идеи Оуэн организовал в Лондоне «меновые базары». На них деньги были заменены «трудовыми бонами», где указывалось количество труда, затраченного на производство вещей. Но это начинание потерпело крах.
Марксизм.
На волне интереса к социализму возник марксизм.
Основатели этой теории К. Маркс и Ф. Энгельс считали возможным создать справедливое общество путем революционного преобразования. Они доказывали, что поскольку буржуазия эксплуатирует рабочих (несправедливо присваивает часть произведенных ими благ), то интересы рабочих и буржуазии непримиримы, между ними идет постоянная классовая борьба. Рабочие должны стать главной силой социалистической революции. После ее победы будет создано новое общество без частной собственности и эксплуатации. Маркс и Энгельс писали, что развитие капитализма уже создало материальные предпосылки для возникновения такого общества. Анализу экономики и общественных отношений при капитализме был посвящен знаменитый труд К. Маркса «Капитал».
Социалистические организации.
Постепенно в рабочем движении усиливалось влияние марксизма. В 1864 г. в Лондоне встретились представители рабочих организаций Англии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Польши. Было создано Международное товарищество рабочих, или l-й Интернационал, опубликованы Учредительный манифест и Устав МТР. Ведущую роль в разработке этих документов сыграл К.Маркс.
Утверждение, что «освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом», содержавшееся в Уставе, различными рабочими организациями, примкнувшими к Интернационалу в качестве его федераций и секций, понималось по-разному. Так, члены английских тред-юнионов, составлявшие подавляющее большинство МТР, думали только об улучшении положения рабочих. На заседаниях Генерального совета МТР, конференциях и конгрессах было выдвинуто требование ограничения рабочего дня 8-ю часами. Доказывалась необходимость борьбы рабочих за политические права и свободы.
МТР прекратило свое существование в 1876 г. В результате его деятельности марксизм стал наиболее популярным из всех социалистических учений.
В конце 80-х п. XIX в. социалистическое движение усилилось. Волна забастовок прокатилась по всем развитым промышленным странам. Вновь на повестку дня стал вопрос о создании международной социалистической организации. В 1889 г. в Париже собрался конгресс, на котором присутствовали многие делегаты западноевропейских социалистических партий. Это был первый Учредительный конгресс 2-го Интернационала.
Рабочие в большинстве стран были тогда еще политически бесправны - не участвовали в выборах, не имели профсоюзов, своих просветительских и кооперативных организаций. II Интернационал способствовал созданию рабочих партий и организаций, вел борьбу за расширение прав рабочих. К концу XIX в. социалистическое движение представляло собой значительную силу: большое количество избирателей голосовали за социалистов.
Самая сильная в Западной Европе германская социал-демократическая партия успешно прошла полосу испытаний, связанных с законом против социалистов. Окрепла французская рабочая партия, за которой шла часть промышленного пролетариата страны. В 1888 г. состоялся учредительный съезд социал-демократической партии в Австрии. В Англии выросло влияние социалистов в тред-юнионах. Усилилось также влияние социализма в США.
§ 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
Революция в умах.
Революции конца XVIII - ХIХ вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Уже на протяжении ХVIII - ХVIII вв. все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных усилий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Эта идея стала обоснованием революций.
Литература. Конец ХVIII в. и почти вся первая половина ХIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европейские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму. Они ценили вдохновение, непосредственность чувства, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклонялись перед природой и стремились непосредственно прочувствовать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили неповторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго.
. В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые романтики, и не отворачивались от суровой действительности. У писателей и художников реалистического направления проявляется интерес к многостороннему воспроизведению действительности, к широким обобщениям.
Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в полноценных художественных образах - основная заслуга писателей критического реализма. Великие писатели-реалисты О. Бальзак и Ч.Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой высоты и широты художественного обобщения, какое было у представителей критического реализма XIX в.
Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой разворачивалась в его произведениях.
Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жизни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.
Поэт Г. Гейне - «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих читателей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, широко использовал народное творчество. Вершиной поэтического творчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь,
поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.
В конце ХIХ в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс - все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. decadeпce - упадок).
Символизм - одно из самых значительных явлений в литературе декаданса - сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», безнадежности и разочарования. Они отказались от изображения реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.
Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О. Уайльд самый значительный представитель английского символизма. Перу писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грею». Бельгийский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций символизма в театре (сказка «Синяя птица»).
Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натуралисты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предполагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как и точные науки. Поэтому главное в литературе - документальность и точность описания. Одним из самых ярких представителей натурализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить исключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи».
Критический реализм во французской литературе развивается под воздействием Золя. Представителями его были Г. Мопассан и А. Франс. Мопассан прославился благодаря удивительному мастерству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг». А. Франс мастер философско-сатирической повести.
Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.
Изобразительное искусство.
В первой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живописи этого времени был Ж.Л.Давид. Из многочисленных учеников Давида выделялся своей высокой одаренностью Энгр. Ему пришлось выдержать упорную борьбу с художниками нового романтического направления, явившегося реакцией по отношению к холодной бесстрастности классиков. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Э.Делакруа.
Реализм утвердился только через посредство жанровой живописи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве первой половины XIX в. прочно связаны с именем Г.Курбе. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях О.Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.
В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника Дж. Миллес, Д. Г. Россети и Х. Хант - составили союз, чтобы общими силами бороться против условности и подражательности в современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами, поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеализму и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.
В конце XIX в. ярчайшим событием в изобразительном искусстве стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством Э. Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для них характерно стремление отразить в своих работах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, раздельными мазками положенные на холст, но образующие единство при взгляде с некоторого расстояния.
Музыка.
Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в музыке. У всех выдающихся композиторов XIX в. романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для оперного творчества