ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 783
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Серия: Среднее профессиональное образование.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА
РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.
ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ.
ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ.
ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.
ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА
ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.
ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ.
ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.
ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.
ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
§ 1. Для чего и как изучают историю
§ 2. Концепции исторического развития
РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
§ 5. Неолитическая революция и ее последствия
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
§ 8. Великие державы Древнего Востока
§ 9. Индия и Китай в древности
РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
§ 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
§15. Особенности развития Византийской империи
§ 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
Одним из результатов проведения реформы стало упрощение структуры суда. Было установлено два вида судов: мировые и общие. Мировой суд был единоличным и осуществлялся мировым судьей. В компетенцию мирового суда входили уголовные и малозначительные гражданские дела, если ущерб не превышал 500 рублей. Мировой судья старался в первую очередь примирить стороны, но вместе с этим он обладал и правом вынесения приговора. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями.
Общий суд устанавливался в трех инстанциях: окружные суды (обычно один на губернию), судебные палаты (одна на несколько судебных округов) и Сенат. В окружных судах рассматривались наиболее важные дела. Уголовные дела решались с участием, гражданские дела - без участия присяжных заседателей. Приговор, вынесенный присяжными заседателями, считался окончательным, и по нему не принимались апелляции. Судебные палаты принимали апелляции по делам окружных судов. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат, обязанностью которого были судебное управление и надзор за правильностью применения закона.
Предварительным расследованием занимались независимые судебные следователи. Они могли пользоваться помощью полиции. Была введена адвокатура. Присяжные поверенные и частные поверенные отныне защищали интересы обвиняемых.
Новая судебная система способствовала развитию в широких слоях общества гражданского самосознания.
Военная реформа.
Необходимость преобразований в армии диктовалась не только социально-экономическим причинами, но и увеличением военного потенциала ведущих европейских держав. Уже в конце 50-х п. XIX в. в армии вводились новшества. Прекратили существование военные поселения. Продолжительность действительной службы нижних чинов сокращалась до 10 лет.
В 1861 г. на пост военного министра был назначен Д.А. Милютин - талантливый государственный деятель, сторонник преобразований. С 1862 г. началось введение новой системы военного управления, в основе которой лежало деление на военные округа. Этим была устранена чрезмерная централизация.
Устав о воинской повинности был утвержден 1 января 1874 г.
Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Для армии был установлен 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе. Моряки служили 7 лет и еще 3 года находились в запасе. От действительной службы были освобождены многие категории населения (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.д.). Срок службы уменьшался при наличии определенного образования.
2. Введение всеобщей воинской повинности позволило иметь небольшую, а, следовательно, недорогую армию в мирное время и значительные резервы на случай войны.
Перевооружение армии потребовало создания новых заводов и новых производств. Немаловажное значение имели изобретения русских ученых. Так, выдающийся металлург П. М. Обухов сделал открытие, благодаря которому в России впервые в мире стали про изводиться стволы орудий из литой стали.
Реформы в области образования и печати.
Развитие страны имело на своем пути серьезное препятствие - низкий образовательный уровень населения и отсутствие системы массовой подготовки специалистов.
«Положение о начальных училищах» ввело, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Средние учебные заведения - гимназии - были разделены на классические и реальные с семилетним сроком обучения. В классических гимназиях предпочтение отдавалось гуманитарным предметам, большое место занимали древние языки, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли. Здесь усиленно преподавались точные науки и естествознание. Выпускники реальных гимназии могли поступать только в технические высшие учебные заведения. В 1871 г. различие между классическими и реальными гимназиями еще более усилилось. В классических гимназиях ввели восьмилетний срок обучения. Реальные гимназии были переименованы в училища с шестилетним сроком обучения. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповедания. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий в середине 90-х п. XIX в. - уже около 600.
18 июня 1863 г. был утвержден новый устав университетов. Он заметно ослаблял бюрократическую опеку над университетами и провозглашал их внутреннюю автономию.
В 1858 г. появились женские гимназии. На рубеже 70-80-гг. XIX в. женщин стали допускать в университеты на правах вольных слушательниц. В 60 - 70-е п. XIX в. были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве и Петербурге.
12 мая 1862 г. утверждены «Временные правила о печати», носившие благожелательный характер по отношению к изданиям. Но критические материалы было разрешено печатать только в изданиях с подписной ценой не ниже 7 рублей в год, недоступных для простого народа. Подобный порядок был установлен и для книг. Министр внутренних дел и министр народного просвещения получили право приостанавливать любые издания на срок до 8 месяцев.
Контрреформы.
Накануне своей гибели 1 марта 1881 г. Александр 11 утвердил проект М. Т.Лорис-Меликова о созыве комиссии
с участием представителей земств и городов для выработки новых законов. Однако вступивший на престол император Александр III 29 апреля 1881 г. обнародовал Манифест «О незыблемости самодержавия», который означал переход от либерального к консервативному курсу во внутренней политике.
Общим направлением курса Александра III была идея о первенствующей роли дворянства. Но лишь к середине 80-х гг. XIX в. в основном складывается концепция контрреформ.
12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальниках. Земские начальники должны были заменить институт мировых посредников, уездные суды по крестьянским делам и мировой суд. 12 июня 1890 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Избирательная система земств была изменена. Первая курия, число гласных от которой увеличивалось, включала только дворян. Имущественный ценз для первой курии понижался, но повышался для второй, городской, курии. Выборные от третьей, крестьянской, курии должны были утверждаться губернатором. Утверждения губернатором или министром внутренних дел требовали и постановления земских собраний. Городовое положение 1892 г. сокращало число избирателей в три раза путем повышения ценза. Городские головы и члены управы, объявленные государственными служащими, попали под контроль административных органов.
Контрреформы были проведены также в сфере просвещения и в цензурной политике. Но полный возврат к дореформенным порядкам был уже невозможен.
§ 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
Либералы.
Либеральное крыло в правительстве в годы реформ группировалось вокруг брата Александра II великого князя Константина Николаевича. Наиболее известными либералами были военный министр Д.А. Милютин и министр внутренних дел П.А Валуев. Они считали, что реформы должны предотвращать революционные и оппозиционные выступления, а не быть их результатом.
После реформ 60-70-х гг. XIX в. либеральные идеи охватывают все большие слои образованных россиян. Либеральная политическая мысль развивалась вокруг вопросов расширения самоуправления и создания центральных представительных органов.
Либеральный лагерь, состоявший из стихийно развивавшихся течений, не имел своих политических организаций. Наибольшим радикализмом отличалось земско-либеральное движение. Видный представитель земского либерализма И. И. Петрункевич заявлял, что конституция, данная «сверху», уже не в состоянии удовлетворить интересы народа, и только созданный самим народом орган может решить накопившиеся проблемы.
В годы оживления общественной жизни вновь вспыхнули споры о дальнейшем развитии России. На позициях сохранения самобытности стояли почвенники. Идею сближения с Западной Европой отстаивали западники.
Почвенники, идейно родственные славянофилам (включая их нравственную ориентацию на русское крестьянство), в то же время признавали некоторые положительные начала и в западничестве. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, свободу личности и печати. Принимая европейскую культуру, они одновременно обличали «гнилой» Запад - его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи.
В противовес почвенникам западники выступали за необходимость развития России по западноевропейскому пути. Выступая за сближение России с развитыми странами Европы, западники, так же как и почвенники, призывали к быстрому развитию промышленности, торговли, новых средств транспорта. Западники стояли на позициях свободного развития экономики без вмешательства государства.
Народничество.
В 60-70-х гг. XIX в. в печати широкое распространение получили народнические взгляды. Организации народников выражали интересы пореформенного крестьянства, придерживались социалистической идеологии. Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития страны. Происхождение крестьянского социализма народников восходит к идеям А. Герцена и Н.Г.Чернышевского.
Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П. Л.Лаврова, М. А Бакунина и П. Н Ткачева. П. Л. Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа. Он придерживался взгляда, что историю двигают критически мыслящие и борющиеся личности. Мысли Лаврова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.
М.А Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный России, Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал. Он выступал против любой государственности, тем самым, отрицая политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы революции. Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту и задача интеллигенции поднять его на восстание. Журналист Ткачев, напротив, предполагал силами сплоченной революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования.
Важнейшей своей задачей народники начала 70-х гг. XIX в. считали вовлечение народа в революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и организовывать связи между такими кружками. Подобные идеи стали толчком к «хождению в народ».
Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г.
Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Но опыт первого года показал, что крестьянство не воспринимает социалистические призывы. Тогда народники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.
Народнические организации.
После «хождения в народ» в 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». Своей общей задачею землевольцы ставили создание массовой крестьянской организации для Подготовки революции. Активными деятелями «Земли и воли» были А.Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, с.л. Перовская и др. Развитие организации было связано с изданием печатного органа «Земля И воля», давшего название всему обществу.
Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда. Кроме того, способом революционной агитации был и террор. Целью каждого террористического акта было привлечение внимания народа, пробуждение его активности. Террористические акты служили землевладельцам и способом дезорганизации правительства, а также ответом на репрессии со стороны властей. Постепенно землевладельцы от пропагандистской работы все больше переходили к террору. Продолжая заявлять о решающей роли народа в революции, они видели в террористических актах первые признаки революции. Росла популярность идей Ткачева.
В марте 1879 г. группа сторонников активной городской, политической деятельности объявила себя Исполнительным комитетом «Земли и воли». «Деревенщики» - сторонники пропаганды на селе – все более теряли свой авторитет. В организации складывается устойчивое мнение о цареубийстве как о цели, прямо отвечающей задачам революции.
2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра П. Летом 1879 г. состоялись съезды «Земли и Воли» в Липецке, Воронеже, Петербурге. «Земля и воля» распалась на две организации - «