Файл: Требования к освещению, отоплению и вентиляции Оборудование и материалы Рабочее место Индивидуальные защитные приспособления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• учет психофизиологического воздействия цвета на органы зре­ния учащихся и др.

Учет всех этих факторов призван сформировать такие условия работы, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приво­дило к переутомлению и другим негативным физиологическим воз­действиям.

Учитель технологии должен сознавать, что при одном и том же возрасте индивидуальное развитие учащихся может значительно различаться. В том числе и вследствие перенесенных ранее заболева­ний, травм и т. п. Все эти сведения обычно содержатся в медицин­ских картах школьников, и ознакомление с ними — прямая обязан­ность школьного учителя. Тогда не будет ошибок в дозировании нагрузок, можно учесть индивидуальные особенности зрения и т.д.

Необходимо сделать оговорку, что по всем выделенным выше вопросам имеются четко установленные нормативы — санитар­ные правила СП 2.4.2. 782—99, — соблюдение которых обяза­тельно. В противном случае молодому развивающемуся организму может быть нанесен непоправимый урон, тем более чреватый, что он не сразу заметен, т.е. проявляется не внезапно, а характеризу­ется накапливающейся степенью повреждений.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, тем­пература в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16—18 °С, влажность 40 — 60 %, а возду­хообмен обеспечивать 20 м3/ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250, а местная вытяжка от клееварки должна обеспечивать воздухооб­мен 350 м3/ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для школьных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, кото­рые для естественного освещения приравниваются к производствен­ным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабо­чих мест по обучению кройке и шитью — по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светиль­
ники местного освещения должны питаться током при напряже­нии не выше 36 В.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы школьников. Он не должен превышать 70 дБ. Осо­бенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и нега­тивно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах школьные учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающих дисковых пил, отрезных фрез и т. п. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование не­прерывной работы с периодами отдыха. Здесь не может быть еди­ных требований — все зависит от возраста обучаемых, темы изуча­емого раздела программы и даже от места, которое урок техноло­гии занимает в школьном расписании. Продолжительность трудо­вых операций и перерывов на отдых связана с такими критерия­ми, как физическая нагрузка на учащихся (рубка металла или стро­гание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или од­нообразие работы. Если занятия по технологии характеризуются сменой операций, то полезное время работы не уменьшается. По­этому наибольший эффект будет достигнут, если учителем пре­дусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем учитель технологии в вопросе определения режима работы должен подходить к учащим­ся строго индивидуально.

Эргономика — наука, изучающая функциональные возможно­сти человека в трудовых процессах с целью создания таких усло­вий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают работающему необходимые удобства, со­храняя его силы, здоровье и работоспособность. Эргономические факторы при организации работы в мастерских выражаются преж­де всего соответствием школьного оборудования росту учащихся . Очень важно ознакомить школьников с необходимо­стью и приемами регулировки оборудования (например, высоты тисков, подножных решеток и т.п.), чтобы позы при работе стоя и сидя были правильными. Учитель должен знать, что антропомет­рические измерения позволили выработать четкие размеры столов

и сидений к ним . По странному положению Дел, это обстоятельство более учитывается в начальных классах. Его ни в коем случае нельзя игнорировать и в VVII классах, где акселерация проявляется еще более резко.

Эргономические факторы позволяют учитывать многие сторо­ны организации трудового обучения школьников, в том числе:

  • разработку рациональных рабочих поз в зависимости от характера трудового процесса и величины рабочего усилия;

  • подбор и усовершенствование рабочей мебели с учетом антропометрических данных человека;

  • исключение из трудового процесса статических напряжений;

рациональное размещение инструментов на рабочем месте и др.

Существуют предельно четко разработанные эргономические рекомендации, апробированные и выверенные, которыми учители технологии следует руководствоваться в своей работе .

Учет психофизиологического воздействия цветовой гаммы, окру­жающей школьников во время занятий технологией, — важней­шее условие создания ощущения психологического комфорта.

Дело в том, что влияние цветовых ощущений через органы зрения на нервную систему человека огромно. Вот почему необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций покраска оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятная цветовую гамму.

Наряду с чисто эстетическими аспектами здесь существенную роль играют психофизиологические аспекты. Так, мастерские, окна которых: выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные» тона, будут создавать для работающих школьников эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраска которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесооб­разно использовать если кабинет расположен на теневой стороне.

Научно доказано влияние факторов внешней среды на настрое­ние, работоспособность, умственную деятельность — все то, что создает благоприятные условия при занятиях в школьных мастерских.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания школьников. Вот почему внимание к |
оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду использованных наглядных средств обучения, к интерьеру учебного помещения в целом — важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

  1. 1   2   3


Нормативы материального, гигиенического и трудового обеспечения учебного процесса.


Видные отечественные ученые-педагоги (Э.Д.Новожилов, В. М. Казакевич, А. Ф. Ктиторов и др.), рассматривая вопросы свя­зи между содержанием труда на производстве и трудовым обуче­нием в общеобразовательной школе, пришли к выводу, что школа не может, не должна просто копировать содержание труда работ­ников производства. Они высказывают убеждение, что, учитывая особенности подросткового возраста детей, с целью их физиче­ского и умственного развития ручной труд в школьных мастерских в определенной мере должен быть сохранен. Добавим, со своей стороны, что существующий разрыв между современными сред­ствами производства и оборудованием, составляющим основу учеб­но-материальной базы общеобразовательной школы, не может служить оправданием для учителя технологии в вопросах трудовой подготовки школьников. Радикального изменения такого положе­ния в ближайшие годы не предвидится, следовательно, в процес­се формирования технологических умений у школьников успех будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организа­ции труда и выбору объектов работы, глубокого технико-педаго­гического анализа воспитательно-образовательной ценности всей деятельности школьника в учебных мастерских школы.


  1. Нормативы учебных помещений для занятий по технологии


Вся материальная база трудового обучения — мастерские, ка­бинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для прове­дения трудового обучения в старших классах — может (в зависи­мости от проекта школы) располагаться непосредственно в зда­нии школы либо в отдельном здании.

Второй вариант предпочтительнее