Файл: Требования к освещению, отоплению и вентиляции Оборудование и материалы Рабочее место Индивидуальные защитные приспособления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого:
в слесарной мастерской — 4 м2;
в столярной мастерской — 4... 5 м2;
в швейной мастерской — 4 м2.
Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:
для токарей — 6...8 м2;
для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9... 12 м2;
для электросварщиков — 7,5 м2.
Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.
Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V—IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.
Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15 —20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.
Ни одно из многочисленных направлений деятельности учителя технологии не должно соблюдаться так скрупулезно, так пунктуально, как его обязанности, установленные: «Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации» (утверждено приказом № 92 от 27 февраля 1995 г.), причем в Положении сделана оговорка, что, хотя в основном упо
требляется традиционный термин «охрана труда», его содержание применительно к специфике системы образования ближе к понятию «обеспечение безопасности жизнедеятельности».
В соответствии с указанным Положением существует установленная номенклатура мероприятий по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применительно к учебным мастерским, это следующие мероприятия.
Акт — разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в
Учебных мастерских, лабораториях (ежегодно и после ремонта).
Эти обстоятельства всегда принимаются во внимание в первую очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских.
Каждый учитель должен помнить, что, согласно законодательству РФ, заведующий мастерскими, учитель технологии или руководитель кружка «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшедшие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда». Если такое несчастье все же случилось, процедура его расследования предусмотрена постановлением № 558 — «Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве», принятым Правительством РФ 3 июня 1995 г., которое должны знать работники учебных заведений.
Учитель технологии должен следить и за тем, чтобы оборудование и защитные средства в учебных мастерских проходили проверку в соответствии со сроками, установленными Положением
(см. табл.).
Следует сделать оговорку, что, хотя напрямую многое из сказанного выше относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установленных сроков, проверять выполнение работ будет учитель технологии. Как государственный служащий, которому доверено обеспечить охрану здоровья и жизни детей при трудовом обучении, он обязан строго соблюдать установленные правила и положения, многие из которых, увы, учитывают горький жизненный опыт.
Таблица - Сроки проверки оборудования и защитных средств
в слесарной мастерской — 4 м2;
в столярной мастерской — 4... 5 м2;
в швейной мастерской — 4 м2.
Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:
для токарей — 6...8 м2;
для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9... 12 м2;
для электросварщиков — 7,5 м2.
Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.
Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V—IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.
Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15 —20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.
-
Организация работы по охране труда школьников
Ни одно из многочисленных направлений деятельности учителя технологии не должно соблюдаться так скрупулезно, так пунктуально, как его обязанности, установленные: «Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации» (утверждено приказом № 92 от 27 февраля 1995 г.), причем в Положении сделана оговорка, что, хотя в основном упо
требляется традиционный термин «охрана труда», его содержание применительно к специфике системы образования ближе к понятию «обеспечение безопасности жизнедеятельности».
В соответствии с указанным Положением существует установленная номенклатура мероприятий по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применительно к учебным мастерским, это следующие мероприятия.
-
Акт — разрешение на проведение занятий в учебных мастерских (составляется ежегодно перед началом учебного года).
Акт — разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в
Учебных мастерских, лабораториях (ежегодно и после ремонта).
-
Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда и должностных обязанностях по охране труда (к началу учебного года). -
Должностные инструкции по охране труда работников образовательного учреждения с их личными подписями (доведение под
роспись производится ежегодно). -
Журнал вводного инструктажа и инструктажей на рабочем
месте учащихся. Следует подчеркнуть, что все инструктажи школьников по безопасным приемам труда должны быть соответствующим образом оформлены в журналах по технике безопасности.
Эти обстоятельства всегда принимаются во внимание в первую очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских.
Каждый учитель должен помнить, что, согласно законодательству РФ, заведующий мастерскими, учитель технологии или руководитель кружка «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшедшие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда». Если такое несчастье все же случилось, процедура его расследования предусмотрена постановлением № 558 — «Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве», принятым Правительством РФ 3 июня 1995 г., которое должны знать работники учебных заведений.
Учитель технологии должен следить и за тем, чтобы оборудование и защитные средства в учебных мастерских проходили проверку в соответствии со сроками, установленными Положением
(см. табл.).
Следует сделать оговорку, что, хотя напрямую многое из сказанного выше относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установленных сроков, проверять выполнение работ будет учитель технологии. Как государственный служащий, которому доверено обеспечить охрану здоровья и жизни детей при трудовом обучении, он обязан строго соблюдать установленные правила и положения, многие из которых, увы, учитывают горький жизненный опыт.
Таблица - Сроки проверки оборудования и защитных средств
Наименование оборудования и защитных средств | Сроки и формы регистрации проверки |
Огнетушители (всех типов) | Один раз в год с указанием даты |
Сопротивление электросети | Ежегодно. Составляется протокол |
Состояние заземления | Ежегодно. Составляется протокол |
фаза-ноль (при кабельном вводе) | 1 раз в 5 лет. Составляется протокол |
Трансформаторы понижающие (стационарные) 12, 24, 42 В и переносные | 1 раз в год |
Очистка электроламп от пыли | 1 раз в месяц |
Очистка стекла от пыли и грязи | Не менее 2 раз в год |
Лестницы передвижные (стремянки) деревянные | 1 раз в год |