Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю пм. 01 Планирование и организация логистического процесса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реверсивная логистика - это широкое понятие, охватывающее логистический менеджмент и деятельность по снижению и устранению опасных и неопасных потерь тары и продуктов. Она означает обратное распределение – движение товаров и информации в направлении, противоположном тому, в котором протекает нормальная логистическая деятельность.

В рамках этого подраздела рассматриваются следующие виды обратного движения:




Схема движения материальных потоков в реверсивной логистике представлена на рисунке 1.



Рисунок 1 – Схема движения материальных потоков в реверсивной логистике



Объектом управления является совокупность материальных и информационных потоков, движущихся в направлении, обратном их нормальному прохождению.

В основе реверсивной логистики должен лежать анализ причин возврата, а уже потом устранение последствий. Именно поэтому реальную выгоду можно получить только при наличии в процессе принятия решений по возвращаемым потокам всех участников, включая разработчиков продукции, изготовителей и элементов системы распределения.

1.2 Реверсивная логистика: роль и характеристика
Реверсивная логистика представляет собой отдельную отрасль логистики в целом. В научных трудах отечественных и зарубежных логистов и экономистов можно найти огромное множество определений. Реверсивная логистика — это процесс планирования, реализации и контроля потока сырья, незавершенного производства, готовой продукции и связанной с ней информации от потребителя обратно к дистрибьютору, производителю и поставщику с целью возврата ценности или правильной утилизации. Реверсивная логистика может включать в себя так же и иные способы управление возвратными потоками:

1. Восстановление (Recovery). Под восстановлением понимается способность организации эффективно управлять своими возвратными материальными потоками, идущими от полевых инженеров, сервисных центров или розничных магазинов. Причинами возврата могут быть ремонт, не работоспособность, отказ клиента, и т.д. Процесс восстановления заключается в проверке полученных приборов/деталей на исправность и наличие дефектов.


2. Ремонт (Repair). Ремонтом с точки зрения реверсивной логистики считается восстановление свойств прибора/товара в соответствии со спецификацией данного прибора/товара. Ремонт или замена изношенных деталей осуществляется за счет гарантийного обслуживания. Далее сами замененные компоненты могут быть возвращены дистрибьютеру, производителю или поставщику для восстановления ценности/ перепродажи/переработки/утилизации.

3. Переработка и утилизация (Recycling). Суть данных действий заключается либо в повторном использовании переработанных материалов, либо в правильной утилизации уже использовавшихся ранее товаров, компонентов и материалов, которые больше непригодны для возвращения в производственный цикл.

Таким образом, при условии развития реверсивной логистики потоки идут не от производителя к потребителю, а наоборот, то есть в обратную сторону. 

Логистика возвратных потоков заключается в управлении потоками сырья, незавершенного производства, упаковки и готовой продукции, идущими от точек производства, распределения и конечного использования обратно по цепи поставок, с целью возврата им потребительских свойств или уничтожения при оптимальных издержках.

Возвратные потоки имеют значительно большее количество отличительных параметров, чем материальные потоки от производителя до конечного потребителя. Для экономии времени при принятии решения о выборе оптимальных процессов управления ими необходима классификация возвратных потоков по видам, отличающимся по тем или иным признакам. К наиболее значимым признакам относят:

1) Функциональное назначение возвратных потоков (сырье, товар для конечного потребления или оборотную тару).

2) Источник происхождения возвратного потока (например, сферу потребления, сферу производства и обращения).

3) Кондицию и ликвидность.

Таким образом, благодаря перечисленным и не только функциям реверсивной логистикой достигаются ее конечные идеи: возврат ценности детали/материала/прибора, переработка и вторичное использование, или правильная утилизация. Иногда одна конечная цель может перетекать в другую. Остальная деятельность компаний направленна на управление и оптимизацию процессов для достижения перечисленных выше ключевых идеи реверсивной логистики.

1.3 Реверсивная логистика и ее особенности

Как правило, внедрять реверсивную логистику целесообразно крупным компаниям и производствам, для которых актуален вопрос получения возвратов своей продукции или замененных деталей для дальнейшего ремонта, вторичного использования, возврата ценности, переработки или утилизации. Представителями таких организаций могут быть производства одежды, бытовой техники и электроники, онлайн ритейлеры, товар которых можно вернуть или обменять.



За последнее десятилетие заметно вырос сектор электронной коммерции (e-commerce), представляющий собой куплю-продажу онлайн. Данный сектор экономики невозможно представить без эффективного управления возвратными потоками. Поэтому у представителей данной отрасли реверсивная логистика является частью общей цепи поставок.

Потребители двадцать первого века - люди занятые, активные и ценят свое время, поэтому предъявляют онлайн-ритейлингу высокие требования: быстрая доставка, качественная продукция, низкая цена и легкий процесс возврата. Именно поэтому возвраты являются неотъемлемой частью электронной коммерцией. В онлайн ритейле обратную логистическую цепь напрямую можно связать с глобальной цифровизацией экономики, так как трудно в 2020 г. найти бренд, у которого не было бы онлайн магазина. Оцифровка товаров, несомненно, сопровождается определенными рисками как для потребителя, так и для производителя: не правильная цветопередача; сложный интерфейс приложения/сайта; отсутствие/наличие примерки перед оплатой; возврат товара и т.д.

Наиболее ярким примером реверсивной логистики являются крупные онлайн ритейлеры, Lamoda, Ozon, Wildberries и др. Внедрение возвратных потоков являются для них стратегической задачей, а значит, одной из самых сложных. Реверсивная логистика позволяет компаниям:

1. Поддерживать стабильный оборот запасов.

2. Контролировать операционные расходы.

3. Анализировать возникающие проблемы с товаром.

4. Лучше понимать покупательское поведение.

Таким образом, потребителю необходим бесплатный и легкий возврат, не подошедшего по размеру/цвету/качеству товара. В свою очередь, такая оптимизация возвратной логистики требует от продавца и производителя серьезных изменений в структуре своей деятельности.

В условиях перенасыщенного рынка брендами их производствам все сложнее завоевывать доверие потребителей и оставаться конкурентоспособными. Одним из стремлений предпринимателей является производство своего товара с нулевым процентом брака. Однако в действительности это сложно представить. Чтобы расположить к себе потребителей и продемонстрировать ответственное отношение к своему клиенту предприятия обеспечивают многогодовое гарантийное обслуживание своей продукции. Например, ежегодно сервисные центры компании ООО «БСХ Бытовые приборы» в России проводят большие объемы ремонта холодильников.


Идеей гарантийного обслуживания является не только проявление заботы о клиенте и повышение лояльности к бренду, но и возможность возврата бракованных изделий на завод с целью анализа причин, вызвавших снижение или отказ в работоспособности.

Налаженность возвратных потоков, в таком случае, обеспечивает предприятию быстрое и эффективное реагирование на запросы потребителей, за счет своевременного изучения «слабых мест» продукции и настройки производства. Возвратные потоки распространяются не только на брак готовой продукции, но и на материалы несоответствующего качества, принятые на завод от поставщика. И в том, и в другом случае достигается конечная цель реверсивной логистики - возврат ценности, а вместе с ней и возможность оптимизации своего производства и поставщика. Так же завод имеет право выставить претензию поставщику сырья с последующей возможностью получения денежной компенсации, что в свою очередь может выступать дополнительным источником дохода.

Забота об окружающей среде особенно распространена среди европейских компаний и производств. Вопрос переработки и утилизации отходов или ранее использовавшихся товаров рассматривается многими организациями как инновационная возможность. То есть, казалось бы, на первый взгляд сложные процессы, являются мотиваторами к инновациям. Чаще всего в литературе можно услышать слово рециклинг, что и означает переработку.

Рециклинг отходов или ранее использовавшихся товаров заключается в их переработке с целью вторичного использования материала (возврат в производственную цепь). Так, например, в 2018 г. Adidas совместно с Parley for the Oceans запустил линейку кроссовок, сделанных из переработанного пластика, которая получила огромную популярность.

Реверсивная логистика - не простой род деятельности. Она требует участия большого количества посредников, тем самым усложняя процесс управления данными потоками.


2 Анализ логистической деятельности предприятия ООО «Триал-Спорт»

2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Триал-Спорт»
«Триал-Спорт» - российская компания, специализирующаяся на оптовой и розничной торговле спорттоварами.

«Триал-Спорт» предлагает покупателям широкий ассортимент спортивных товаров. В числе поставщиков более двадцати иностранных производителей. Благодаря этому в фирменных магазинах «Триал-Спорт» представлен ассортимент, ориентированный на широкие слои населения. Компания ориентирована на массового покупателя, поэтому предлагает товары по ценам среднего и ниже среднего уровням.


Общество с ограниченной ответственностью «Триал-Спорт» (далее - ООО «Триал-Спорт») осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с которым капитал общества разделен на доли и составляет 100 тыс. руб. Организационно-правовая форма организации предполагает, что участники общества несут риск убытков, связанный с деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В основу формирования ассортимента магазинов данной торговой сети положены товары разных групп, а именно продовольственные и непродовольственные товары для детей в возрасте от 0 до 5 лет. Магазин предлагает товары более чем от 150 производителей, обеспечивая своим покупателям возможность приобрести высококачественные товары для малышей самых разных марок в одном месте. Прайс-листы содержат около 3 тыс. наименований товаров для детей. Вся продукция имеет сертификаты качества.

Доставка товаров в магазин осуществляется централизованным завозом собственными силами и силами поставщика на основе заявок предприятия в согласованные сроки. Также существует услуга доставки товара покупателю на дом.

Основными операциями процесса продажи товаров в магазине «Триал-Спорт» являются: самостоятельный отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку. Товар выложен на полках так, чтобы обеспечить удобный его поиск и быстрое нахождение. Основное правило - грамотное представление товара и насыщенность выкладки.

Помощь продавцов-консультантов при выборе еще больше сокращается время торговой операции и увеличивает пропускную способность магазина и последующее увеличение объема реализации. К тому же розничный магазин самообслуживания полностью автоматизирован (компьютеры, программное обеспечение, кассы, сканер штрих-кода и др.).

2.2 Использование реверсивной логистики на предприятии ООО «Триал-Спорт»

Логистическая система ООО «Триал-Спорт» достаточно сложная и для пополнения ассортимента к новому сезону, а это, как правило, 4 раза в год предприятие для того, чтобы избежать затоваривания склада использует реверсивную логистику.

Схема данного процесса, следующая:

Все новые коллекции и вещи к новому сезону поступают в крупные распределительные центры ООО «Триал-Спорт», которые расположены по территориальной принадлежности. Всего таких центров 5 по России, 3 из них сосредоточены в центральной части России, один в Сибирском федеральном округе, один на Дальнем востоке. Их основное назначение – складирование товаров, поступающих от поставщиков и их дальнейшее распределение по торговым точкам.