Файл: Инструменты государственного регулирования развития регионов.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- долгосрочную бюджетную стратегию РФ;
- концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ;
- федеральные целевые программы и т.д.
Большую роль в системе стратегического планирования территорий приобретают стратегии социально-экономического развития федеральных округов, предназначенные обеспечить синергетический эффект от сложения и взаимного дополнения природно-ресурсного и производственного потенциалов входящих субъектов РФ. Эти документы должны формироваться с учетом территориального распределения ресурсной базы, рационального межрегионального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции.
В стратегиях развития макрорегионов, которые нужно разрабатывать в разрезе федеральных округов, обязаны быть детализированы перспективные экономические специализации субъектов РФ, необходимым является определение зон опережающего экономического роста, в границах которых должны быть скоординированы направления развития федеральной, региональной и муниципальной социальной и производственной инфраструктуры. Строительство инфраструктурных объектов относится к первоочередным направлениям инвестирования. При этом нужно увязывать мероприятия, предусмотренные отраслевыми стратегиями развития, с приоритетными направлениями экономической деятельности в рамках обособленных территорий (регионов, муниципальных округов) и обеспечивать их взаимную согласованность для сбалансированного функционирования территориально-хозяйственных комплексов макрорегионов.
В нынешних условиях федеральный округ становится главным звеном в системе государственного регулирования национальной экономики. От сюда следует, что возрастает важность вопросов, связанных с формированием нормативной правовой базы, соответствующей данному уровню управления. На наш взгляд, в список важных для практической работы материалов следовало бы включить законоположения, методические рекомендации и инструкции, документы концептуального и прогнозно-планового характера, создающие основания для регулирования социально-экономического развития макрорегионов. Нужно систематизировать совпадающие научные принципы и подходы, создать взаимосвязанную совокупность методов и инструментов, которые целесообразно было бы применять для обеспечения эффективного воздействия муниципальных и государственных властных структур на процесс производства, обмена, распределения и потребления ресурсов и продукции на территориях федеральных округов.
Остаются актуальными исследования методологических вопросов, связанных с адаптированием нормативных документов, практически используемых в данное время в рамках субъектов РФ (прогноз, концепция, стратегия развития, индикативный план, федеральные и региональные целевые программы и др.), применяемых к масштабам территориально-хозяйственных комплексов макрорегионов.
Планы социально-экономического развития федеральных округов, в силу реализуемого при их создании системного подхода и масштабности рассматриваемых проблем, должны стать основой для разработки схем территориального планирования РФ. Последние необходимы для учета проектируемого размещения объектов экономики, социальной, федеральной производственной, транспортной и таможенно-логистической инфраструктуры. Наиболее подходящим средством реализации инвестиционных проектов являются согласованные в территориальном и временном разрезах федеральные (долгосрочные) целевые программы развития территории. В рамках этих программ должны концентрироваться мероприятия по созданию названных ранее объектов и осуществляться меры государственной поддержки реализации экономического потенциала регионов РФ.
В структуре государственной политики регионов выделяется направление, связанное с программированием экономического развития - это деятельность по созданию и реализации федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ. Такое внимание обусловлено повышением роли целевых программ в проведении ключевых установок государственного регулирования на мезоуровне экономической деятельности, возрастанием их влияния на процессы нормализации социально-экономического положения в федеральных округах и субъектах РФ.
Благодаря нормативным положениям, разработка и реализация федеральных целевых программ развития территории становится возможной при наличии следующих условий: угрозы дестабилизации социально-экономической и социально-политической ситуации в регионе приоритетной геополитической значимости нарастают; показатели социально-экономического развития региона ниже пороговых значений показателей, предусмотренных критериями национальной безопасности; освоенность и заселенность территории входит в число приоритетов государственной региональной политики, соответствует долгосрочным геополитическим интересам РФ; в регионе не преодолены экономические и социальные последствия чрезвычайных ситуаций природного/техногенного характера, требуются дополнительные комплексные меры по профилактике их возникновения; регион относится к районам нового хозяйственного освоения; в регионе планируется реализовать крупные инвестиционные проекты, связанные с выполнением международных обязательств РФ и предусматривающие комплексное развитие территорий проекта.
В заключении отметим, что конечная цель проводимой государственными структурами на мезоуровне экономической деятельности региональной политики постепенно трансформируется по мере изменения основ существующего общественного строя. И в данное время она состоит в систематизации научного инструментария и его комплексном использовании для обеспечения устойчивости условий жизнедеятельности, и последовательного повышения качества жизни населения в административно-территориальных образованиях государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нами исследована тема «Государственное регулирование развития регионов в РФ». Были изучены следующие вопросы:
- региональная политика;
- теоретические основы региональной политики;
- понятие государственного регулирования развития регионов РФ;
- методы и инструменты государственной политики;
- анализ государственной политики в области развития регионов РФ;
- проблемы и предложения по поддержке развития регионов государством.
Мы пришли к следующим выводам:
Региональная политика является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс административных, законодательных и экономических мероприятий, направленных на осуществление наиболее рационального размещения производительных сил и выравнивание уровня жизни населения.
В данное время основными целями государственной политики государства является создание во всех регионах РФ равных политических и социально-экономических условий для реализации прав, установленных в Конституции России и федеральных законах, а также гарантия получения всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты на их территории.
Среди множества различных методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные методы.
В настоящее время Россия сталкивается с рядом проблем регионального экономического развития:
необходимость продолжения экономического роста на новой качественной ступени;
включение регионов России в мировые хозяйственные связи, следствием чего является усиливающаяся зависимость российских регионов от состояния мировой экономики;
процесс перехода к постиндустриальному и информационному обществу, в котором каждый регион реализует свои функции;
изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;
ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.
Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации, как новые сложные проблемы, так и новые возможности.
Главную цель развития региона можно охарактеризовать как последовательный рост качества жизни населения всех категорий регионального сообщества.
В качестве наиболее приемлемой формы реализации государственной региональной политики целесообразно рассматривать общегосударственную систему стратегического планирования, обеспечивающую формирование важнейших общенациональных приоритетов социально-экономического развития РФ и ее регионов.
Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:
Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов.
Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики.
Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.
Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.
Стратегическое планирование осуществляется путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и проектов (планов) развития страны и отдельных территорий. Однако необходимо отметить, что в субъектах РФ накапливаются трудноразрешимые проблемы, научный инструментарий для преодоления, которых в наибольшей степени востребован применительно к территориально-хозяйственным комплексам макрорегионов.
политика регион экономический социальный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алехин, Э.В. Региональная экономика и управление [Текст]: учебное пособие / В. А Алехин. - Пенза., 2011. - 222 с. -
Алпацкая, Е.Г. Региональное управление и территориальное планирование [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Алпацкая. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2013. - 243 с. -
Алпацкая, Е.Г. Региональная экономика [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Алпацкая; Челяб. Гос. ун-т. - Челябинска: Энциклопедия, 2011. - 176 с. -
Андреев, А.В. Основы региональной экономики [Текст]: учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 336 с. -
Белокрылова, О.С. Региональная Экономика и управление [Текст]: учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 240 с. -
Ермошина, Г.П Региональная экономика [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 576 с. -
Игнатов, В.Г. Регионоведение (экономика и управление) [Текст]: учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - М: «Тесса», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2011. - 406 с. -
Коваленко, Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебник [Электронный ресурс] / Е. Г Коваленко -
Методы государственного регулирования экономики региона [Электронный ресурс] -
Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления [Текст]: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с. -
Политика социально-экономического развития регионов [Текст] / [О. Н. Беленов и др.; под ред. И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского]. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012. - 237 с. -
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.96 № 327, п.1 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // -
Проблемы управления развитием регионов и муниципалитетов [Текст]: материалы научно-практической конференции факультета управления / [В.Н. Иванов и др.; ред. Ю.Н. Старцев]. - Челябинск: [Энциклопедия], 2011. - 188 с. -
Региональная экономика и управление [Текст]: Учебное пособие / А.А. Воронина, Л.Н. Лисовцева, Б.Г. Преображенский и др. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2012. - 206 с. -
Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления [Текст]: для бакалавров и специалистов: [учебное пособие] / О.М. Рой. - СПб., 2013. - 397 с. -
Силова, Е.С. Региональная экономика и управление [Текст]: учебное пособие / Е.С. Силова. - Челябинск: [Челябинский государственный университет], 2012. - 207 с. -
Федченко, А.А. Перспективы социального развития региона: потенциал и механизм социального партнерства [Текст] / А. А. Федченко, Л.П. Волкова, О.А. Колесникова. - Воронеж: Издат.-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2011. - 320 с. -
Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление [Текст]: учебник для вузов / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 416 с.