Файл: 1. Прочитайте текст методом зигзаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание. Методы, описанные в этом разделе, могут применяться только после систематического выполнения упражнений на расширение периферического зрения
(таблиц Шульте). Предлагаемые тексты поделены на колонки, для того, чтобы было легче охватить взглядом всю строку. Впоследствии, при достаточно расширенном угле периферического зрения, можно тренировать данные методы на обычных текстах.
1. Прочитайте текст методом «зигзаг»
Ежик. История о напрасной суете
Папе было сорок лет, Славику — десять, ѐжику — и того меньше.
Славик притащил ѐжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал: —
Пап, смотри! Папа отложил газету и осмотрел ѐжика. Ежик был курносый и симпатичный. Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным. Кроме того, папа сам любил животных. — Хороший ѐж!
— сказал папа. — Симпатяга! Где достал? мальчик?! Где он?! «— Он в соседнем доме живет», — сказал
Славик и заплакал. — Его Сеня зовут… — Идем! — снова закричал папа и схватил ѐжика голыми руками. — Идем быстро!! — Не пойду, — всхлипывая, сказал
Славик. — Не хочу холодильник, хочу ѐжика! — Да пойдем же, оболтус, — захрипел папа. —
Только бы вернуть билет, я тебе сотню ѐжиков куплю… — Нет… — ревел Славик. — Не купишь…
Сенька и так не хотел меняться, я его еле уговорил… — Тоже, видно, мыслитель! — ехидно сказал папа.
— Ну, быстро!.. Сене было лет восемь. Он стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нес

Славика, а в другой — ежа. — Где?
— спросил папа, надвигаясь на
Сеню. — Где билет? Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет! — У меня нет билета! — сказал Сеня и задрожал. — А где он?! — закричал папа. — Что ты с ним сделал, ростовщик? Продал?
— Я из него голубя сделал, — прошептал Сеня и захныкал. — Не плачь! — сказал папа, стараясь быть спокойным. — Не плачь, мальчик… Значит, ты сделал из него голубя. А где этот голубок?..
Где он?.. — Он на карнизе засел…
— сказал Сеня. — На каком карнизе? — Вон на том! — и Сеня показал на карниз второго этажа.
Папа снял пальто и полез по водосточной трубе. Дети снизу с восторгом наблюдали за ним. Два раза папа срывался, но потом все- таки дополз до карниза и снял маленького желтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.

Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад. — Ты его когда купил?
— спросил папа у Славика. — Ещѐ во втором классе, — сказал Славик.
— А когда проверял? — Вчера. —
Это не тот тираж… — устало сказал папа. — Ну и что же? —

сказал Славик. — Зато все циферки сходятся… Папа молча отошел в сторонку и сел на лавочку. Сердце бешено стучало у него в груди, перед глазами плыли оранжевые круги… Он тяжело опустил голову.
— Папа, — тихо сказал Славик, подходя к отцу. — Ты не расстраивайся! Сенька говорит, что он все равно отдает нам ѐжика… —
Спасибо! — сказал папа. —
Спасибо, Сеня… Он встал и пошел к дому. Ему вдруг стало очень грустно. Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с легким сердцем меняют холодильник на ежа .

1. Вы бы обменяли холодильник на ежа?
________________________________________________________________

2. Что сделал Сеня с лотерейным билетом?
________________________________________________________________

3. Сколько раз отец Славика срывался, пока лез на карниз?
________________________________________________________________

4. Когда Славик купил этот билет?
________________________________________________________________
5. Сколько Сене было лет? _________________

2. Прочитайте текст методом «диагональ»
Тройка
«Агропромышленный комплекс России», № 2, 1988 г.
Современники называли его
«Некрасовым живописи». Подобно некрасовской, муза художника
Василия Григорьевича Перова всегда была «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков…». На его картинах с невиданной дотоле силой находила отражение горькая жизнь простых русских людей, обреченных на нищету, бесправие, непосильную работу.
Произведения, вышедшие из-под кисти Перова, не предназначались для умиротворенного созерцания и любования – они нарушали покой, будили гражданскую совесть, вызывали стремление бороться за лучшую долю. Особенно болело сердце художника за судьбы детей, вынужденных сызмальства идти «в люди», за грошовые заработки надрываться на заводах и фабриках. Каждый раз, встречая несчастных, голодных ребятишек,
Василий Григорьевич долго не мог успокоиться. Ему казалось, что в его произведениях нет той силы, которая заставила бы людей плакать злыми слезами, гневно сжимать кулаки. Все больше и больше им овладевала мечта написать картину, посвященную только детям, все яснее начинал он ее видеть. В бессонные ночи ему мерещилась зимняя, вьюжная улица, как бы отгороженная от людей, от городской суеты угрюмой монастырской стеной.
Вдоль стены, вверх по улице дети везут на салазках огромную бочку с водой. Они выбились из сил, ледяной ветер проникает сквозь их ветхую, дырявую одежду, но они все идут, тянут тяжеленную поклажу. Бочка едва не соскользнула с обледенелых саней
– хорошо, что случайный прохожий удержал ее сзади. По утрам Перов выходил из дома и подолгу бродил по московским улицам, наблюдал, делал наброски, мучительно размышлял, нащупывал композицию, которая никогда не давалась ему легко. Он уже знал: детей будет трое. Картину так и назовет: «Тройка. Ученики- мастеровые везут воду». Но пока
Василий Григорьевич написал только двух ребятишек, а вот образ третьего никак не мог найти.
«Долго я его отыскивал, но, не смотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался, – писал позднее Перов в рассказе „Тетушка
Марья“ (он был и талантливым писателем). – Однако раз весной, это было в конце апреля, в великолепный солнечный день я как-то бродил близ Тверской заставы… В опустелом сторожевом доме с заколоченными окнами, на полуразвалившемся крыльце я увидел большую толпу усталых

пешеходов. Иные из них сидели и пережевывали какое-то подобие хлеба, другие, сладко заснув, разметались под теплыми лучами блестящего солнышка. Картина была привлекательная! Я стал вглядываться в ее подробности и в стороне заметил старушку с мальчиком. Старушка что-то покупала у вертлявого разносчика.
Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал».
Перов с трудом уговорил старушку позволить ему написать мальчика: она боялась, что это великий грех.
И только за хорошую плату она наконец согласилась прийти в мастерскую. Двенадцатилетний паренек позировал спокойно.
Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая на самом деле оказалась гораздо моложе, чем предполагал поначалу художник, тихо рассказывала, что похоронила мужа, детей и что у нее остался только Васенька – единственная ее радость. Вскоре после этой встречи картина была окончена и предстала перед зрителями на одной из выставок. Перенесенная на полотно такая обычная для московских улиц той поры сценка, по отзывам современников, «разрывала сердца». «Кто из нас, – писал критик В. Стасов, – не знает
„Тройку“ Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице, на салазках, громадный чан с водой?..
Выражение безысходных страданий, следы вечных побоев нарисовались на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжком повороте их голов, в измученных глазах…» Художник намеренно приглушил колорит картины, использовал в основном темные тона, вызывающие тревожное настроение, боль.
«Тройку» купил Павел Михайлович
Третьяков. А через несколько лет на квартиру Перова пришла однажды какая-то старушка.
Художник сначала не узнал ее: так она изменилась! Гостья долго не могла произнести ни слова: не переставая, плакала. Потом рассказала, что сын ее умер от оспы, а она, схоронив его, распродала свое нехитрое имущество, проработала зиму у барина, скопила немного деньжонок и вот теперь пришла, чтобы купить картину, «где был списан ее сынок». Попов ответил, что картина ему уже не принадлежит, но посмотреть ее можно, и повел старушку в галерею
Третьякова. «Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину, – вспоминал
Перов. – Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине,

где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее, всплеснула руками, как-то неестественно вскрикнула: „Батюшка ты мой!
Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!“ – И с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол…»
Василий Григорьевич пообещал тетушке Марье написать портрет ее сына и послать ей в деревню, записал ее адрес. Через год свое слово он сдержал. В ответ получил благодарное письмо, в котором сообщалось, что она «лик Васеньки повесила к образам и молит Бога о его упокоении». «Вот прошло добрых пять или шесть лет, а и доныне нередко передо мной проносится образ маленькой старушки с ее маленьким личиком, изрезанным морщинками, с тряпицей на голове и с заскорузлыми руками, но великой душой». Так Перов заканчивает историю, связанную с его бессмертной «Тройкой».
1. Назовите художника и название картины

2. За что болело сердце у художника?
3. Когда художник встретил третьего мальчика?

4. Кто выкупил картину у художника?
5. Когда художник выполнил обещание, данное старушке?

6. Что нового вы узнали для себя?
Задание: Прочитать 20 страниц любого текста из списка рекомендуемой литературы и разобрать по интегральному алгоритму чтения. Выслать файл с ответами.
Список рекомендуемой литературы:
Стивен Р. Кови "7 навыков высокоэффективных людей"
Дэвид Шварц "Искусство мыслить масштабно"
Ли Лефевер "Искусство объяснять"
Джим Коллинз "От хорошего к великому"
Дэниэл Канеман "Думай медленно, решай быстро"