ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Урок58. Решение задач
Цели деятельности учителя | Создать условия для обучения учащихся решению задач на построение с использованием циркуля и линейки, для подготовки к контрольной работе | |
Термины и понятия | Угол, окружность, дуга окружности, отрезок, искомый треугольник | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Владеют систематическими знаниями о плоских фигурах и их свойствах, умениями применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач, решать задачи на построение | Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: умеют осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, в группе. Личностные: осознают важность и необходимость геометрических знаний для жизни человека | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); парная (П); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для парной работы |
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 47
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Проверитьвыполнениедомашнего задания | (Ф/И) К доске вызывается учащийся для проверки решения № 317. № 317. Дано:АВС. Построить: отрезок DE, такой, чтобы DE || AC, DAB, EBC, DE = AD + CE. Рис. 1 Ход построения: 1) Строим прямую а – биссектрису А (по задаче о построении биссектрисы угла); 2) строим прямую с – биссектрису С (по задаче о построении биссектрисы угла); 3) ас в точке О; 4) строим прямую b, чтобы Оb и bАС (по задаче 153); 5) строим прямую d, чтобы db и Оd (по задаче о построении перпендикулярных прямых); 6) dАВ в точке D, dВС в точке Е; 7) DE – искомый. Доказательство: В АВСа – биссектриса А, с – биссектриса С (по построению), db, bАС, следовательно, d || АС, dАВ в точке D, dВС в точке Е. Тогда по задаче 245 следует: DE = AD + CE | |
II этап. Решение задач | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Совершенствовать навыки решения задач на построение и использование свойств прямо-угольных треугольников | (П) Решение задач на готовых чертежах на повторение свойств прямоугольных треугольников, признаков равенства прямоугольных треугольников, понятий расстояния между параллельными прямыми и расстояния от точки до прямой (самостоятельно с последующей проверкой; в тетрадях записать только ответы; рисунки к задачам и их условия подготовить заранее, раздать на каждую парту). 1) Найти:ВЕА, СЕ, АС. 2) Найти: AD, AB. 3) Найти: АВ, BCM, AMC. Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 4) Найти:A, AB. 5) Найти: АС. 6) Найти: DC, AC. Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7 7) Дано: а || b. Найти: расстояние между прямыми а и b. Рис. 8 8) Найти: расстояние от точки А до прямой а.9) Найти: расстояние от точки K до прямой а. Рис. 9 Рис. 10 10) Укажите равные треугольники.11) Укажите равные треугольники. Найти:BCD. Найти:EAD, AED. Рис. 11 Рис. 12 12) Укажите равные треугольники. 13) Дано: CL – биссектриса. Найти: АВ. Найти:A, В. Рис. 13 Рис. 14 14) Дано: СМ – медиана.15) Дано:1 : 2 = 2 : 3. Найти:A, B. Найти:A, C. Рис. 15 Рис. 16 Ответы: 1) ВЕА = 120°, СЕ = 3 см, АС = 9 см; 2) AD = 4 см, AB = 8 см; 3) АВ = 12 см, ВСМ = 40°, AMC = 80°; 4) A = 60°, АВ = 6 см; 5) АС = 8,5 см; 6) DC = 4 см, АС = 12 см; 7) 10 см; 8) 9 см; 9) 2 см; 10) ∆АВС = ∆ADC, BCD = 130°; 11) ∆ABD = ∆DCA, AED = 110°, EAD = 35°; 12) ∆АВМ = ∆СВМ, АВ = 6 см; 13) A = 25°, B = 65°; 14) A = 35°, B = 55°; 15) A = 72°, B = 18° | |
III этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Оцените себя: насколько вы готовы к контрольной работе? – Какие возникли затруднения? | (И) Домашнее задание: решить те задачи, которые не успели в классе |
Урок 59. Контрольная работа № 5
Цель деятельности учителя | Создать условия для проверки знаний, умений и навыков учащихся по усвоению и применению изученного материала | |
Термины и понятия | Треугольник, неравенство треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют демонстрировать знание основных понятий, применять полученные знания для решения основных и качественных задач, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности | Познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; осуществляют самоанализ и самоконтроль. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: осознают важность и необходимость изучения предмета | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для контрольной работы |
I этап. Выполнение контрольной работы | ||
Цель деятельности | Задания для контрольной работы | |
Проверить знания, умения и навыки по изученному материалу | (И) Вариант I 1. Дано:BAD = BCD = 90°, ADB = 15°, BDC = 75°. Доказать: AD || ВС. Рис. 1 2. В треугольнике ABCC = 60°, В = 90°. Высота ВВ1 равна 2 см. Найдите АВ. 3. Постройте равнобедренный треугольник по основанию и высоте, проведенной к нему из вершины треугольника. 4*. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 150°. Вариант II 1. Дано:AOD = 90°, OAD = 70°, ОСВ = 20°. Доказать: AD || ВС. Рис. 2 2. В треугольнике ABCC = 90°, СС1 – высота, СС1 = 5 см, ВС = 10 см. Найдите CAB. 3. Постройте равнобедренный треугольник по основанию и медиане, проведенной к нему из вершины треугольника. 4*. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 120° | |
II этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
– Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? | (И) Домашнее задание: повторить пункты 1–14 на с. 5–29 учебника |
Урок60. Анализ ошибок контрольной работы
Цель деятельности учителя | Совершенствовать навыки решения задач; развивать навыки самопроверки выполненных работ, умение находить свои ошибки; создать условия для устранения пробелов в знаниях учащихся | |
Термины и понятия | Треугольник, неравенство треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют демонстрировать знание основных понятий, применять полученные знания для решения основных и качественных задач, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности | Познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; осуществляют самоанализ и самоконтроль. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: осознают важность и необходимость геометрических знаний в жизни человека | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для индивидуальной работы |
I этап. Общий анализ контрольной работы | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Устранение пробелов в знаниях учащихся | (Ф/И) 1. Общее впечатление о выполненной работе. 2. Решение (или обсуждение) задач, с которыми не справились большинство учащихся. 3. Демонстрация лучших работ | |
II этап. Выполнение работы над ошибками | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Совершенствовать навыки решения задач | (Ф/И) 1. Найти свои ошибки в решениях задач и устранить их с помощью учителя или ученика, справившегося с работой. 2. Решить задачи другого варианта. Если ученик выполнил контрольную работу – решает дополнительные задачи. Дополнительные задачи. Задача 1. Через точку K, взятую на стороне АВ треугольника АВС, проведена прямая, перпендикулярная АВ и пересекающая сторону АС в точке D. Известно, что KDB = KDA, АС = 30 см, ВС = 15 см. Найдите периметр треугольника ВDС. Рис. 1 Решение: ∆ADK = ∆BDK по катету и прилежащему к нему острому углу, следовательно, AD = BD. PBDC = BD + DC + CB = (AD + DС) + СВ = АС + СВ = 30 см + 15 см = 45 см. Ответ: РВDС = 45 cм. Задача 2. Докажите, что биссектриса угла А треугольника ABC проходит через точку пересечения прямых, содержащих биссектрисы внешних углов при вершинах В и С. Рис. 2 Доказательство: ВО и СО – биссектрисы МВС и РСВ соответственно. Докажем, что АО – биссектриса ВАС. Проведем ОМАВ, ОKВС, ОРАС, тогда ∆ВОМ = ∆ВОK, ∆СОK = ∆СОР по гипотенузе и острому углу. Следовательно, ОМ = ОK= ОР. ∆АОМ = ∆АОР по катету и гипотенузе, отсюда ∆МАО = ∆РАО, то есть АО – биссектриса ВАС. Задача 3. Дано: точки М и Т равноудалены от прямой РK, KMT = РТМ. Доказать: ∆РМK = ∆РKТ. Рис. 3 Доказательство: KMT = РТМ, тогда ЕМK = STP, значит, ∆ЕМK = ∆STP по катету и прилежащему к нему острому углу, следовательно, МKP = ТРK, а МK = ТР. ∆РМK= ∆KТР по двум сторонам и углу между ними | |
III этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Какие темы вызвали у вас наибольшее затруднение? | (И) Домашнее задание: повторить главу I, вопросы 1–21 |
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 47
Урок 61. Повторение. Начальные геометрические сведения
Цели деятельности учителя | Создать условия для приведения в систему знаний, умений, навыков учащихся по теме; совершенствовать навыки решения задач | |
Термины и понятия | Признаки равенства треугольников, боковая сторона, основание, медиана, биссектриса, высота, углы при основании | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют применять изученные понятия, методы для решения задач практического характера | Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: умеют осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для игры |
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Привести в систему знания по данной теме | (Ф/И) 1. Класс разделить на 2 группы – теоретиков и практиков;теоретики выбирают теоретические вопросы и направляются к доске, готовят рисунки для ответов;практики выбирают задачу, решают на подписанном листке и передают для проверки жюри (учителю). 2. По мере освобождения места у доски группы меняются: практики становятся теоретиками, а теоретики – практиками. 3. Подведение итогов | |
II этап. Игра | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Привести в систему теоретические знания учащихся и совершенствовать навыки решения задач | Учитель предлагает провести игру: ответить на вопросы и решить задачи (см. Ресурсный материал) | |
III этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) Учитель подводит итог игры. Чтобы знания были впрок Надо повторить урок. – Каким сегодня был урок (закрепление или открытие) и почему? – Что нам помогало на уроке? – Оцените свою работу на уроке | (И)Домашнее задание: написать сочинение на тему «Зачем нужно знать геометрию?» |