ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Привести в систему знания по теме | (Ф/И) Проверить правильность выполнения домашнего задания. № 335. Решение: а) В АВС по условию А + В> 90°, а так как А + В + С = 180°, то С< 90°. Так же можно получить, что А< 90°, В< 90°, то есть АВС – остроугольный. б) В АВС по условию А<В + С, а так как В + С = 180° – А, то А< 180° – А, А< 90°. Аналогично можно получить, что В< 90°, С < 90°, тогда АВС – остроугольный Рис. 1 | |
II этап. Решение по готовым чертежам | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Проверить умение применять теоретические знания в решении задач | (П) Рисунки начертить в тетрадях и на них записать промежуточные результаты. Записать ответы. 1. Дано:С = 50°, А на 20° больше В. 2. Дано:A : B : C = 11 : 4 : 3. Найти:A, B. Найти:A, B, C. Рис. 2 Рис. 3 Ответ: A = 15°, B = 55°. Ответ:A = 110°, B = 40°, C = 30°. 3. Дано:A в 1,5 раза меньше В. 4. Найти: A, C. Найти:A, В. Рис. 4 Рис. 5 Ответ: A = 36°, B = 54°. Ответ: A = 65°, C = 65°. 5. Найти:ACD. 6. Найти:B. 7. Найти: АС. Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8 Ответ:ACD = 140°. Ответ: B = 70°. Ответ: АС = 15. 8. Найти: АВ. 9. Дано: СЕ – биссектриса. 10. Дано: АВ = ВС. Найти:A, B. Найти:B. Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11 Ответ: АВ = 16. Ответ: A = 65°, B = 25°. Ответ: B = 40°. 11. Найти:DFE. 12. Найти:BAD. 13. Дано: СЕ – медиана. Найти:A, В. Рис. 12 Рис. 13 Рис. 14 Ответ:DFE = 130°. Ответ:BAD = 50°. Ответ: A = 53°, В = 37°. 14. Найти:В. 15. Найти:АВС. Рис. 15 Рис. 16 Ответ: B = 80°. Ответ: АВС = 135° | |
III этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Оцените свою работу и работу своего соседа по парте. – Какие трудности возникли при решении задач? | (И) Домашнее задание: повторить § 4 (глава IV); прочитать тему «Задачи на построение» на с. 95 учебника |
Урок68. Повторение. Задачи на построение
Цель деятельности учителя | Создать условия для повторения основных задач на построение; совершенствовать навыки решения задач на построение | |
Термины и понятия | Построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, середины отрезка | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера | Познавательные: умеют планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Регулятивные: умеют осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для индивидуальной работы |
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Повторить основные задачи на построение | (Ф/И) 1. Шесть учеников выполняют у доски следующие задания: 1) на данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному; 2) отложить от данного луча угол, равный данному; 3) построить биссектрису данного неразвернутого угла; 4) построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, на которой лежит данная точка; 5) построить середину данного отрезка; 6) построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, не проходящей через данную точку. 2. Пока учащиеся у доски готовятся, класс выполняет дифференцированные задания. Построить треугольник: 1) по двум сторонам и углу между ними; 2) по стороне и прилежащим к ней углам; 3) по трем сторонам | |
II этап. Решение задач | ||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Совершенствовать навыки решения задач на построение | (Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачу № 353 на доске и в тетрадях. 2. Решить самостоятельно задачи № 354, 360, 362 (одну задачу решить по полной схеме) | № 353. Анализ(см. рис.1): Рис. 1 Пусть X – искомая точка, то есть АХ = ХВ, тогда ∆АХВ – равнобедренный и XY – медиана, высота и биссектриса. Отсюда получаем план построения. План построения: 1) Построить точку Y – середину АВ. 2) Построить прямую, проходящую через Y и перпендикулярную АВ. 3) Прямая b пересекается с окружностью в точках Х и Z. Х и Z – искомые точки. Построение(см. рис. 2): Рис. 2 Доказательство: ∆AYX = ∆BYX по двум катетам (они прямоугольные, так как YXАВ, AY = YB, так как Y – середина АВ), тогда АХ = ВХ, то есть точка Х лежит на данной окружности и равноудалена от концов отрезка АВ. Таким же образом можно доказать, что точка Z удовлетворяет всем условиям задачи. Исследование: Задача может иметь: а) два решения (см. план построения и построение); б) одно решение, если прямая b имеет одну общую точку с окружностью (касается ее) (рис. 3); в) ни одного решения, если прямая b не имеет общих точек с окружностью (рис. 4). Рис. 3 Рис. 4 № 354. Соединяем точки А, В и С. Находим середины отрезков АВ, ВС и АС, соответственно K, L и М. Проводим перпендикуляры (серединные перпендикуляры АВС). Находим точку О – их точку пересечения. Проводим окружность радиуса АО = = ВО = СО с центром в точке О. Вокруг треугольника всегда можно описывать окружность, поэтому задача не имеет решения, лишь когда точки лежат на одной прямой. Рис. 5 № 360. Рис. 6 Проводим прямую а. Отмечаем на ней точку А – одну из вершин нашего треугольника, на прямой откладываем отрезок, равный периметру треугольника. На прямой b откладываем отрезок АН, равный высоте треугольника. Строим заданный с вершиной в точке А. Проводим прямую сb, Нс. Обозначим точку пересечения с со стороной – В. От точки K откладываем на прямой а отрезок, равный АВ – KC. Соединяем В и С. АВС – искомый треугольник. № 362. а) Рис. 7 б) Пусть надо построить АВС, и даны PQR и отрезки В1С1, равный стороне треугольника, и MN, равный сумме двух других сторон треугольника (см. рис. а). Проведем произвольную прямую а, отметим на ней точку В и точку Х(см. рис. б). От луча ВХ отложим угол XBL, равный углу PQR(см. пункт 23 учебника). От точки В отложим отрезок, равный данному отрезку В1С1. Построим биссектрису BK угла LBC(см. пункт 23 учебника). Построим окружность С радиусом, равным MN, и центром С, она пересечет луч BK в точке О. Отложим от луча BKKBF, равный углу BKC. Луч BF пересечет СО в точке А. Треугольник АВС – искомый, докажем это. KAB = АВС + АСВ (как внешний). KAB – равнобедренный (так как BKA = KBA по построению). Значит, KBA = . KBС = KBA + АВС = + АВС = . LBC = 2KBС = 180° + АВС – АСВ (так как BK – биссектриса угла LBC). PQR = XBL = 180° – LBC = 180° – 180° – АВС + АСВ = АСВ – АВС. АВ = AK, так как KBA – равнобедренный, значит, MN = KA + АС = АВ + АС, следовательно, наши построения верны |
III этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Какой этап в задачах на построение у вас вызывает наибольшее затруднение? – Оцените свою работу на уроке | (И) Домашнее задание: решить задачи № 352, 356, 361 (одну задачу решить по полной схеме) |
Уроки69–70. Итоговый контрольный тест
Цели деятельности учителя | Создать условия для приведения в систему знаний, умений, навыков за курс геометрии 7 класса; совершенствовать навыки решения задач | |
Термины и понятия | Углы, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, высота, медиана, биссектриса, параллельные прямые | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют применять изученные понятия, методы для решения задач практического характера | Познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; осуществляют самоанализ и самоконтроль. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: осознают важность и необходимость знаний в жизни человека | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для теста |
I этап. Актуализация опорных знаний | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Проверить правильность выполнения домашней работы | (Ф/И) Ответить на вопросы по домашнему заданию | |
II этап. Итоговый тест (с взаимопроверкой) | ||
Цель деятельности | Тестовые задания | |
Проверить уровень сформированности теоретических знаний учащихся за курс 7 класса и умение применять полученные знания при решении задач | (И) Учащиеся выполняют тестовые задания (см. Ресурсный материал) | |
III этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
– Оцените работы. – Составьте синквейн к изученному за 7 класс материалу | Домашнее задание: отработать задачи, вызвавшие наибольшие затруднения в решении |
Ресурсный материал
Тест
1. Прямые т и п параллельны, k – секущая. По данным рисунка 1 найдите значение у.
2. По данным рисунка 2 найдите PK, если расстояние между прямыми МK и РТ равно 10 см.
Рис. 1 Рис. 2
3. Отрезки MN и KB пересекаются в точке А. Точка А является серединой отрезка KB, и угол AKN равен углу АВМ. Найдите угол KNA, если угол ВМА равен 53°.
Рис. 3
4. (Задание оценивается в 4 балла.)
В равнобедренном треугольнике АВСАВ = АС. Прямая PF пересекает боковые стороны АВ и АС в точках P и F соответственно. Длина отрезка АР равна 31 дм. Угол В треугольника АВС равен углу АPF. Найдите длину отрезка АР.
5. (Задание оценивается в 5 баллов.)
Укажите номера верных утверждений.
1) Катет прямоугольного треугольника является высотой.
2) Вертикальные углы равны.
3) В треугольнике против угла в 87° лежит бо́льшая сторона.
4) Если даны две параллельные прямые, то третья прямая всегда их пересекает.
5) У любого треугольника больше одного острого угла.
6. (Задание оценивается в 6 баллов.)
В равнобедренном треугольнике MNK с основанием NM проведена медиана KD. Найдите углы треугольника KDМ и угол MKN, если внешний угол треугольника MNK при вершине N равен 130°.
Ответы: 1 – 146°; 2 – 20 см; 3 – 53°; 4 – 31 см; 5 – 1, 2, 5; 6 – 90°, 50°, 40°, 80°.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы основного общего образования, с учетом основных идей и положений Программы развития и формирования универсальных учебных действий и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
3. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7–9 кл. / сост. Т. А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2013.
4. Зив, Б. Г. Геометрия : дидактические материалы : 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2013.
5. Изучение геометрии в 7–9 классах : метод. рекомендации : кн. для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
6. Мищенко, Т. М. Геометрия : тематические тесты : 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – М. : Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учителя:
7. Звавич, Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7–9 классы / Л. И. Звавич [и др.]. – М., 2001.
8. Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразоват. организаций / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2014.
9. Кукарцева, Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7–9 классы / Г. И. Кукарцева. – М., 1999.
10. Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М., 1987.
11. Фарков, А. В. Диагностические контрольные работы по геометрии. 7 класс / А. В. Фарков. – М., 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
12. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – М., 1997.
13. Энциклопедия для детей : в 15 т. Т. 11. Математика / под ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 1998.
При работе можно использовать также статьи из научно-теоретического и методического журнала «Математикав школе», из еженедельного учебно-методического приложения к газете «Первое сентября» «Математика».
Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучение в объеме 70 часов, 2 часа в неделю, втом числе для проведения:
– контрольных работ – 5 учебных часов;
– самостоятельных работ – 4 учебных часа;
– проектной деятельности – 5 учебных часов;
– исследовательской деятельности – 4 учебных часа.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)
Должны знать:определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицы измерения отрезка, угла; определение вертикальных и смежных углов, их свойства; определение перпендикулярных прямых; определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.