ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Ресурсный материал
Самостоятельная работа
Вариант I
1. Дано:AOB = 122°, AOD = 19°, COB = 23° (рис. 1).
Найти:COD.
а) 90°; б) 80°; в) 164°.
2. Дано: луч ОС проходит между сторонами угла АОВ, равного 120°.
Найти:AOC, если AOC меньше СОВ в 2 раза.
Рис. 1
а) 80°; б) 60°; в) 40°.
3. Может ли луч с проходить между сторонами угла ab, если ab = 130°, ac = 40°, cb = 90°?
а) Да; б) нет; в) в условии не хватает данных.
Вариант II
1. Дано:AOD = 22°, DOC = 47°, AOB = 132° (рис. 2).
Найти:СОВ.
а) 63°; б) 53°; в) 157°.
2. Дано: луч ОС проходит между сторонами угла АОВ, равного 120°.
Найти:СОВ, если AOC на 30° больше СОВ.
Рис. 2
а) 75°; б) 90°; в) 45°.
3. Может ли луч с проходить между сторонами ab, если ab = 50°, ac= 120°, cb = 70°?
а) Да; б) нет; в) в условии не хватает данных.
Ответы:
№ | Вариант I | Вариант II |
1 | б | а |
2 | в | в |
3 | а | б |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 47
Урок8. Перпендикулярные прямые
Цели деятельности учителя | Создать условия для повторения понятия перпендикулярных прямых, рассмотрения свойства перпендикулярных прямых; совершенствовать у учащихся умение решать задачи | |
Термины и понятия | Угол, смежные углы, вертикальные углы, перпендикулярные прямые | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления | Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей. Коммуникативные: умеют слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); парная (П); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Чертежи к задачам. • Задания для парной работы |
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Систематизировать теоретические знания | (Ф/И) 1. Обсуждение вопросов учащихся по домашнему заданию. 2. Выполнение задания: на каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) | |
II этап. Решение задач по готовым чертежам | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Совершенствовать навыки решения задач | (П) Выполнение заданий и взаимопроверка. 1. Дано: – β = 30°. 3. Дано: ОЕ – биссектриса COD; DOE = 32°. Найти:, β. Найти:BOC, AOF. Рис. 1 Рис. 3 Ответ: = 105°, β = 75°. Ответ: BOC = 180° – COD = 116°; AOF = COE = 32°. 2. Дано:ABD : CBD = 1 : 5.4. Дано:АОВ = (ВОС + COD + DОА). Найти:AOB, BOC. Рис. 2 Рис. 4 Ответ: ABD = 30°, CBD = 150°. Ответ: AOB = (360° – AOB), AOB = 40°, BOC = 140° | |
III этап. Изучение нового материала | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Ввести понятие перпендикулярных прямых | (Ф/И) При изучении нового материала можно опираться на имеющиеся у учащихся знания по данной теме за курс математики 6 класса. – Какие прямые называются перпендикулярными? (Две прямые называются перпендикулярными, если при пересечении они образуют четыре прямых угла.) – Запишите, используя математические символы: «Прямая АВ перпендикулярна прямой CD». Выполните соответствующий рисунок и укажите все углы. – Пересекаются ли две прямые, перпендикулярные третьей? (Нет.) Учащиеся могут вспомнить, что такие прямые параллельны. – Две прямые, перпендикулярные третьей, не пересекаются – это свойство перпендикулярных прямых. Докажем это свойство (п. 12 учебника). (Доказывает учитель.) П. 13 «Построение прямых углов на местности» можно порекомендовать прочитать дома | |
IV этап. Решение задач | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Совершенствовать навыки решения задач по изученной теме | (П) После выполнения заданий представить решение задач на доске. № 1. Два тупых угла имеют общую сторону, а две другие стороны взаимно перпендикулярны. Найдите величину тупых углов, если известно, что они равны. Решение: AOB = AOC. ВООС, значит, ВОС = 90°. Так как AOB = AOC, то 2АОВ = 360° – 90° = 270°, АОВ = 135°. Рис. 5 № 2. Из вершины развернутого угла проведены два луча, которые делят его на три равные части. Докажем, что биссектриса среднего угла перпендикулярна сторонам развернутого угла. Решение: AOB = ВОС = COD = 60°. OK – биссектриса ВОС, тогда COK = ВОK = 30°, следовательно, DОK = 60° + 30° = 90°, AOK = 60° + 30° = 90°, то есть OKОА, OKOD. Рис. 6 № 3. Углы АОВ и DОС смежные, OМ – биссектриса AOB, луч ON принадлежит внутренней области ВОС и перпендикулярен ОМ. Является ли ON биссектрисой BOC? Почему? Рис. 7 Решение: AOB и ВОС смежные, значит, AOB = 180° – BOC, а так как ОМ – биссектриса АОВ, то ВОМ = = МОА = (180° – ВОС) = 90° – ВОС. Так как ONОМ, то MON = 90°, a ВОМ = 90° – BON. Получили, что ВОМ = 90° – ВОС = 90° – BON, откуда следует, что ВОС = ВОN, то есть ОNявляется биссектрисой ВОС | |
V этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей. – Что нового узнали на уроке? | (И) Домашнее задание: решить задачи № 66, 68 и дополнительные задачи. 1. Один из смежных углов составляет 0,2 другого. Найдите эти смежные углы. 2. Сумма трех углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равна 325°. Найдите остальные углы |
Урок9. Решение задач
Цели деятельности учителя | Создать условия для повторения, закрепления материала главы I; совершенствовать навыки решения задач; подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе | |
Термины и понятия | Угол, смежные углы, вертикальные углы, перпендикулярные прямые, биссектриса угла, луч, отрезок | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют демонстрировать знание основных понятий, применять полученные знания для решения основных и качественных задач, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности | Познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок: осуществляют самоанализ и самоконтроль. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: осознают важность и необходимость изучения предмета | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для самостоятельной работы. • Тест |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 47
I этап. Актуализация знаний учащихся | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Проверить уровень сформированности теоретических знаний | (Ф/И) Проверка домашнего задания. К доске вызываются двое учащихся. № 66. а) Если 2 + 4 = 220°, так как 2, 4 – вертикальные, то 2 = 4 = 220° : 2 = 110°. 1 = 3 = 70° (смежные с 2 и 4). Рис. 1 Ответ: 70°, 110°, 70°, 110°. б) Если 3 · (1 + 3) = 2 + 4, в) Если 2 – 1 = 30°. Примем 1 = х, следовательно: так как 1 = 3 = х, 2 = х + 30° то 2 = 4 = 180° – х подставим в условие: х + х + 30° = 180° 3 · (х + х) = 180° – х + 180° – х 2х = 150° 6х = 360° – 2х х = 75° 8х = 360° 1 = 75°, 2 = 105° х = 45° Ответ: 75°, 105°. 1 = 3 = 45°, 2 = 4 = 135° Ответ: 45°, 135°, 45°, 135°. № 68. Дано: ADBEFC = O, AOB = 50°, FOE = 70°. Найти:АОС, BOD, COE, COD. Рис. 2 Решение: 1) EOD = AOB = 50°. 2) FOD = FOE + EOD = 70° + 50° = 120°. 3) COD = 180° – FOD = 180° – 120° = 60°. 4) AOB = 50° + 70° = 120°; COE = 60° + 50° = 110°; BOD = 70° + 60° = 130°, COD = 60°. Ответ: 120°, 130°, 110°, 60° | |
II этап. Самостоятельная работа | ||
Цель деятельности | Задания для самостоятельной работы | |
Проверить уровень сформированности знаний при решении простейших задач | (И) Работа рассчитана на 10–15 минут. Далее осуществляется взаимопроверка. Вариант I 1. Смежные углы относятся как 1 : 2. Найдите эти смежные углы. 2. Один из углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равен 21°. Найдите остальные углы. 3. Дано: = 30°, β = 140°. Найти:1, 2, 3, 4. Рис. 3 Вариант II 1. Один из смежных углов больше другого на 20°. Найдите эти смежные углы. 2. Один из углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равен 102°. Найдите остальные углы. 3. Дано: = 20°, β = 130°. Найти:1, 2, 3, 4. Рис. 4 Решение: Вариант I 1. Так как 1 : 2 = 1 : 2, то 1 = х, 2 = 2х. Но 1 + 2 = 180°,тогда х + 2х = 180°, х = 60, значит, 1 = 60°, 2 = 120°. Рис. 5 2. Пусть 1 = 21°, тогда 3 = 1, как вертикальные, и 3 = 21°. 1 и 2 – смежные и 1 + 2 = 180°. Тогда 2 = 180° – l = 159°. Но 2 = 4, как вертикальные, значит, 4 = 159°. Рис. 6 3. = 30°, тогда 4 = 30°, так как 4 и угол с градусной мерой – вертикальные. β = 140°, тогда 2 = 140°, так как 2 и угол с градусной мерой β – вертикальные. 2 + 3 + 4 = 180°, тогда 3 = 180° – (2 + 4) = 10°. 3 и 1 – вертикальные, поэтому 3 = 1, 1 = 10°. Вариант II 1. 2 на 20° больше 1, тогда 1 = х, 2 = х + 20°. Но 1 + 2 = 180°, тогда х + х + 20° = 180°, х = 80°, значит, 1 = 80°, 2 = 100°. Рис. 7 2. Пусть 1 = 102°, тогда 3 = 1, как вертикальные, и 3 = 102°. 1 и 2 – смежные и 1 + 2 = 180°, тогда 2 = 180° – 1 = 78°. Но 2 = 4, как вертикальные, значит, 4 = 78°. Рис. 8 3. = 20°, тогда 4 = 20°, так как 4 и угол с градусной мерой – вертикальные. β = 130°, тогда 2 = 130°, так как 2 и угол с градусной мерой β – вертикальные. 2 + 3 + 4 = 180°, тогда 3 = 180° – (2 + 4) = 30°. 3 и 1 – вертикальные, поэтому 3 = 1, 1 = 30° | |
III этап. Тест | ||
Цель деятельности | Тестовые задания | |
Повторить теоретический материал | (И) 1. Точка С лежит на луче АВ. Какая из точек А, В, С лежит между двумя другими? а) А; в) С; б) В или С; г) В. 2. Отрезок ХМ пересекает прямую а. Отрезок XD пересекает прямую а. Пересекает ли прямую а отрезок МD? а) Да; в) никогда не пересекает; б) может не пересекать; г) нет правильного ответа. 3. Один из углов, образованных при пересечении двух прямых, – прямой. Остальные углы… а) острые и прямой; в) прямые; б) тупые и прямой; г) нет правильного ответа. 4. Сумма двух углов, образованных при пересечении двух прямых, равна 180°. Эти углы… а) смежные; в) нет правильного ответа; б) вертикальные; г) могут быть смежными, могут быть вертикальными. 5. Если точка В принадлежит отрезку АС, то... а) АВ + ВС = АС; в) ВС + АС = АВ; б) АВ + АС = ВС; г) нет правильного ответа. 6. Если луч ОС проходит между сторонами угла АОВ, то... a) AOC = BOC; в) AOB + BOC = AOC; б) AOC + BOC = AOB; г) AOC + AOB = BOC. 7. Если точка В – середина отрезка АС, то… а) АВ + ВС = АС; в) АВ = 2АС; б) АС = ВС; г) АС = 2АВ. 8. Если луч ОС – биссектриса AOB, то… a) AOB = AOC + BOC; в) AOC = BOC; б) AOC = AOB; г) AOB ≠ BOC. Ответы: 1 – б; 2 – г; 3 – в; 4 – г; 5 – а; 6 – б; 7 – г; 8 – в | |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Оцените свою работу на уроке. – Какие понятия повторяли на уроке? | (И) Домашнее задание: решить задачи № 74, 75, 80, 82 |
Урок10. Контрольная работа № 1
Цель деятельности учителя | Создать условия для проверки знаний, умений навыков учащихся по теме «Измерение отрезков. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы» | |
Термины и понятия | Угол, смежные углы, вертикальные углы, перпендикулярные прямые, биссектриса угла, луч, отрезок | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют демонстрировать знание основных понятий, применять полученные знания для решения основных и качественных задач, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности | Познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; осуществляют самоанализ и контроль своей учебной деятельности. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: осознают необходимость и важность изучения предмета | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для контрольной работы |
I этап. Выполнение контрольной работы по вариантам | ||
Цель деятельности | Задания для контрольной работы | |
Проверить уровень знаний и умений по изученной теме | (И) Вариант I 1. Три точки В, С и D лежат на одной прямой. Известно, что ВD = 17 см, DС = 25 см. Какой может быть длина отрезка ВС? 2. Сумма вертикальных углов МОЕ и DОС, образованных при пересечении прямых МС и DЕ, равна 204°. Найдите угол МОD. 3. С помощью транспортира начертите угол, равный 78°, и проведите биссектрису смежного с ним угла. Вариант II 1. Три точки М, N и K лежат на одной прямой. Известно, что MN = 15 см, NK = 18 см. Каким может быть расстояние МK? 2. Сумма вертикальных углов АОВ и СОD, образованных при пересечении прямых АD и ВС, равна 108°. Найдите угол ВОD. 3. С помощью транспортира начертите угол, равный 132°, и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов. Вариант III (для более подготовленных учащихся) 1. Лежат ли точки M, N и P на одной прямой, если MP = 12 см, MN = 5 см, PN = 8 см? 2. Найдите неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если разность двух из них равна 37°. 3. На рисунке АВСD, луч ОЕ – биссектриса угла АОD. Найдите угол СОЕ. | |
II этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? | (И) Домашнее задание: повторить § 1–6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 47