Файл: Урок Прямая и отрезок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Начальные геометрические сведения Модуль 2. Угол Цели ученика:– овладение знанием основных понятий темы: угол, вершина угла, стороны угла, градусная мера угла, острый угол, тупой угол, развернутый угол, вертикальные углы, смежные углы, свойство смежных и вертикальных углов;– совершенствование умений чертить изучаемые фигуры, обозначать их, измерять градусную меру угла, записывать результаты измерений;– совершенствование навыка проведения сравнения математических объектов (сравнение углов по величине) способом наложения и с помощью измерений, классификации объектов по признакам, выделенным в определении геометрических фигур (на примере классификации углов по их видам) Цели педагога:– создание условий для систематизации и обобщения имеющихся у учащихся представлений о геометрической фигуре «угол», его видах и измерении;– организация познавательной деятельности на уроках с целью овладения практическими навыками построения углов, способами их обозначения, измерения градусной меры углов;– разработка заданий, позволяющих организовать деятельность учащихся по овладению общими приемами сравнения геометрических фигур (на примере сравнения углов), формированию начальной геометрической культуры Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/; самообразование и самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тест № 1, вариант 2 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 Угол (применение и совершенствование знаний) [1],п. 4, 6, 9, вопросы 5–6, 10–11к гл. I,практические задания№ 41–44 Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: угол, вершина угла, стороны угла, внутренняя область угла, биссектриса угла, равные фигуры (репродуктивно-алгоритмическое);– построения с помощью чертежной линейки углов, называния с помощью принятых условных обозначений сторон угла и вершины, сравнения углов наложением (продуктивно-комбинаторное);– сведений, обобщенных в презентации, о происхождении термина «биссектриса» (продуктивно-креа-тивное).Умение: проводить исследования несложных ситуаций (сравнение углов методом наложения и с помощью измерений), представить результаты своего мини-исследования, выбрать необходимое оборудование, овладевать измерительными навыками.Приобретенная компетентность: целостная, предметная, учебно-познавательная Развивающее образование.Поисковая Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [8] § 2, задачи № 2 8 Сравнение и измерение углов(комбинированный) Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [2].[4] § 3, задачи № 1 9 Измерение углов(применение и совершен-ствование знаний) [1],п. 9, 11, вопросы 13–14 к гл. I,практические задания№ 55–56 Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: градусная мера угла, острые, тупые, прямые, развернутые, смежные, вертикальные углы (репродуктивно-алгоритмическое);– построения с помощью чертежной линейки углов, измерения их величины с помощью транспортира, записи измерения с помощью принятых условных обозначений, построения углов заданной величины, определения вида угла, применения свойств смежных и вертикальных углов (продуктивно-комбинаторное).Умение: проводить измерительные работы, классификацию по выделенному признаку (на примере определения вида углов), сравнивать объект наблюдения (угол) с эталоном (прямым углом).Приобретенная компетентность: целостная, предметная, учебно-познавательная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Специально организованное общение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Демонстрационный транспортир. Таблица «Измерение углов».[8] § 4, задачи № 2 10 Смежные и вертикаль-ные углы (комбинированный) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Теоретическое исследование Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 1. [2] 11 Перпендикулярные прямые (комбинированный) [1], п. 12,вопросы 18–21к гл. I,практические задания№ 57 Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– основных понятий темы: перпендикулярные прямые, способы построения перпендикулярных прямых на местности (репродуктивно-алгоритмическое);– построения с помощью чертежного угольника перпендикулярных прямых углов, записи факта перпендикулярности прямых с помощью принятых условных обозначе-ний(продуктивно-комбинаторное).Умение: переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 1–2 алгоритмов, запи-сывать решения с помощью принятых условных обозна-чений.Приобретенная компетентность: предметная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Специально организованное общение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Таблица «Взаимное расположение прямых на плоскости». [8] § 5.[2] 12 Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения»(контроль и оценка знаний) Контрольно-оценочная. Поисковая Самостоятельное планирование и проведениерешения Рефлексивная Индивидуальная [8], контрольная работа № 1.Дифференцированныйраздаточный материал: [7], [11] Глава 2. Треугольники (18 часов) Модуль 1. Первый признак равенства треугольников Цели ученика:– овладение знанием основных понятий темы: равные треугольники, теорема-признак, соответственные элементы, первый признак равенства треугольников;– освоение умения доказывать равенство треугольников с помощью первого признака равенства треугольников;– совершенствование умения пользоваться математической символикой при записи условия и доказательства теоремы, умения проводить доказательные рассуждения Цели педагога:– создание условий для формирования у учащихся представлений о понятии «теорема», «теорема-признак»;– организация познавательной деятельности на уроках с целью овладения алгоритмом выявления равных треугольников с помощью первого признака равенства треугольников;– разработка заданий, позволяющих организовать деятельность учащихся по овладению общими приемами доказательства теорем (умением выделять в теореме условие и заключение), умением проводить доказательные рассуждения Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://mega.km.ru; http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru; самообразование и самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщаю-щего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тест № 2 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13 Треугольники (изучение нового материала) [1],п. 14, 15, вопросы 1–4 к гл. II,практические задания№ 87–89 Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Знание:– основных понятий темы: треугольник, вершина, сторона, угол треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, соответственные элементы, первый признак равенства треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– построения треугольников, проведения измерений его элементов, записи результатов измерений, нахождения периметра;– перевода текста (формулировки) первого признака равенства треугольников в графический образ, короткой записи, проведения доказательства, применения для решения задач на выявление равных треугольников (продуктивно-комбинаторное);– презентация «Треугольники вокруг нас» (продуктивно-креативное).Умение:– переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде – схематичной записи формулировки теоремы;– проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка.Приобретенная компетентность: предметная Развивающее образование.Поисковая Беседа, демонстрация Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Таблицы «Равные треугольники», «Признаки равенства треугольников» 14 Первый признакравенства треугольников (комбинированный) Развивающее образование. Поисковая Проблемные задачи Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2].[8] § 7, вари-анты 1–3.Модели треугольников 15 Первый признакравенства треугольников (применение и совершенствование знаний) [1],п. 15–17, вопросы 7–9 к гл. II,практические задания№ 100–103 Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Традиционно-педагогическая. Поисковая Практикум Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [4], таблица № 2.[8] § 7, вари-анты 4–8 16 Медиана, биссектриса и высота треугольника (изучение нового материала) Знание:– основных понятий темы: медиана, высота, биссектриса (репродуктивно-алгоритмическое);– построения с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника (продуктивно-комбинаторное);– сведений, обобщенных в презентации, о возникновении и значении термина «медиана» и «биссектриса»(продуктивно-креативное).Умение:грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения медиан, высот, биссектрис треугольника), овладевать азами графической культуры.Приобретенная компетентность: предметная, учебно-познавательная Развивающее образование.Поисковая Лабораторно-графическая работа Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [8] § 8, задачи № 1.[2] 17 Свойства равнобедренного треугольника (комбинированный) [1],п. 18, вопросы 10–13 кгл. II,практические задания№ 104 Регулятивные:различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера Знание:– основных понятий темы: равнобедренный треугольник, основание, боковые стороны, равносторонний треугольник (репродуктивно-алгоритмическое);– доказательства и применения при решении теоремы о свойствах равнобедренного треугольника (продуктивно-комбинаторное).Умение: проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе.Приобретенная компетентность: целостная, предметная, учебно-познавательная Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражненияпо планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 3.[8] § 8, задачи № 2 18 Свойства равнобедренного треугольника (комбинированный) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражненияпо планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 4 1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47

Глава 3. Параллельные прямые (12 часов) Модуль 1. Признаки параллельности прямых Цели ученика:– овладение умением читать, записывать (в схематичном виде) признаки параллельности двух прямых;– освоение способов выявления параллельных прямых среди данных, умения доказывать свои предположения по поводу параллельности прямых с помощью изученных теорем-признаков;– совершенствование умения использовать математическую символику при записи решения задач на доказательство параллельности прямых Цели педагога:– создание условий для формирования у учащихся представлений о параллельности прямых;– организация познавательной деятельности по развитию умений различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач по выявлению признаков параллельности двух прямых и способов их доказательства;– разработка практических заданий, позволяющих формировать у учащихся понимание специфики математического языка и навыки работы с математической символикой Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka; самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тест № 15 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 31 Параллельные прямые(комбинированный) [1],п. 24–25, вопросы 1–3к гл. III Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей (репродуктивно-алгоритмическое);– накрест лежащих, односторонних, соответственных углов, перевода текста (формулировки) признаков параллельности в графический образ (продуктивно-комбинаторное).Умение:– передавать содержание прослушанного материала в сжатом виде (конспект);– структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Лекция, демонстрация Учебно-познавательная Учебно-познавательная Таблица «Признаки параллель-ности прямых на плоскости» 32 Признаки параллельности двух прямых(изучение нового материала) Развивающее образование.Поисковая Проблемное изложение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 5 33 Признаки параллельности двух прямых(комбинированный) [1],п. 25, вопросы 4–6 к гл. III Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей (репродуктивно-алгоритмическое);– накрест лежащих, односторонних, соответственных углов, параллельности прямых на основе признаков параллельности, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: – работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;– проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Развивающее образование.Поисковая Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [8] § 13.[2] 34 Признаки параллельности двух прямых(применение и совершенствование знаний) Развивающее образование.Поисковая Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [9] 35 Практические способы постро-ения параллельных прямых (комбинированный) [1],п. 25–26, вопросы 1–6к гл. III Регулятивные:учитывать правило в планировании и контроле способа ре-шения.Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Знание:– общего способа действий по построению параллельных прямых (репродуктивно-алгоритмическое);– построения параллельных прямых по выработанному алгоритму, записи выполняемых действий с помощью принятых обозначений, доказательства параллельности построенных прямых (продуктивно-комбинаторное).Умение:использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции.Приобретенная компетентность: предметная Развивающее образование. Поисковая Беседа, демонстрация, графическая работа Познавательная, информационно-коммуникационная Фронтальная,парная(взаимопроверка) Демонстрационный чертежный треугольник, раздаточный материал для графической работы, цветные ручки для взаимопроверки 36 Зачетпо теме «Признаки параллельности двух прямых»(контроль и оценка знаний) Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– признаков параллельности прямых и их доказательства(репродуктивно-алгоритмическое);– построения параллельных прямых, способов решения задач по теме (продуктивно-комбинаторное).Умение: распределить свою работу, оценить уровень владения материалом.Приобретенная компетентность: целостная Контрольно-оценочная. Поисковая Выполнение зачетных заданий Рефлексивная Индивидуальная Карточки с вопросами к зачету Глава 3. Параллельные прямые Модуль 2. Аксиома параллельных прямых Цели ученика:– овладение умением определять содержание ключевого понятия «теорема, обратная к данной»;– освоение умения находить неизвестные углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей;– осваивание умений различать факт, гипотезу, развивать способность проводить доказательные рассуждения Цели педагога:– организация познавательной деятельности по решению поисковых задач на основе изученных теорем;– создание условий для формирования у учащихся представлений о понятии «теорема, обратная к данной» на примере теорем об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей;– разработка заданий, позволяющих организовать деятельность учащихся по развитию умения различать факт, гипотезу, проводить доказательство в ходе изучения теорем по данной теме Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://mega.km.ru; самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тесты № 16, 17 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 37 Аксиома параллельных прямых(комбинированный) [1],п. 27–28, вопросы 7–10 к гл. III Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– содержания ключевых понятий: аксиома, аксиоматический подход в геометрии, теорема, обратная к данной, теорема-следствие (репродуктивно-алгоритмическое);– формулировки аксиомы параллельных прямых, следствий из аксиомы параллельных прямых, определения параллельности прямых на основе нового признака параллельности, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Работа с текстом учебника Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Портреты ученых (Евклид, Лобачевский) 38 Теоремыоб углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей(комбинированный) Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Практикум Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2].[8] § 14.Таблица «Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей» 39 Теоремыоб углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей (комбинированный) [1],п. 29, вопросы 11–15 к гл. III Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названий углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей (накрест лежащие, односторонние, соответственные) (репродуктивно-алгоритмическое);– способов решения задач на вычисление углов, образованных двумя параллельными прямыми и секущей, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде – схематичная запись формулировки теоремы, проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка.Приобретенная компетентность: предметная Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 7 40 Теоремыоб углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей(комбинированный) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [8] § 15, 16 41 Теоремыоб углах, образованных двумяпараллельными пря-мыми(обобщающий) [1],п. 24–29.Повторение всей главы Регулятивные:учитывать правило в планировании и контроле способа решения.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменнойформе.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названий углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей (накрест лежащие, односторонние, соответственные) (репродуктивно-алгоритмическое);– способов решения задач на вычисление углов, образованных двумя параллельными прямыми и секущей, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательныерассуждения.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Фронтальная. Индивидуальная Специально организованное общение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2] 42 Контрольная работа по теме «Параллельность прямых» (контроль и оценка знаний) Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Контрольно-оценочная. Поисковая Разноуровневые задания Рефлексивная Индивидуальная [8], контрольная работа № 3.Дифференцированный раздаточный материал:[7], [11] 1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов) Модуль 1. Соотношение между сторонами и углами треугольника Цели ученика:– формирование представлений о соотношении между сторонами и углами треугольника;– овладение умением различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений сторон и углов в треугольнике Цели учителя:– создание условий для формирования у учащихся представлений о соотношении между сторонами и углами треугольника;– организация познавательной деятельности по развитию умения различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений сторон и углов в треугольнике;– усвоения навыков доказательства соотношений сторон и углов в треугольнике;– формирования умений применять полученные знания в учебной деятельности Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://mega.km.ru; http://www.rubricon.ru; http://www. encyclopedia.ru; самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тест № 18 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 43 Сумма углов треугольника(изучение нового материала) [1],п. 30–31, вопросы 1–5к гл. IV Регулятивные:учитывать правило в планировании и контроле способа решения.Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Знание:– содержания ключевых понятий: внутренний угол треугольника, внешний угол треугольника, сумма углов треугольника (репродуктивно-алгоритмическое);– теорем о сумме углов треугольника и свойстве внешнего угла треугольника, способов их доказательства, алгоритмов решения задач на нахождение углов треугольника, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе.Приобретенная компетентность: целостная, учебно-познавательная Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Теоретическое исследование Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [8] § 17.Наборы треугольников, транспортир, рабочие листы с заданием для работы группы 44 Сумма углов треугольника(изучение нового материала) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Теоретическое исследование Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 8, 9 45 Соотношение между сторонами и углами треугольника (комбинированный) [1],п. 32, вопросы6–11к гл. IV Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– содержания ключевых понятий: угол, противолежащий стороне, неравенство треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– теорем о соотношении между сторонами и углами треугольника, их доказательства и способов применения в решении задач, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение:– составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;– осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж).Приобретенная компетентность: учебно-познавательная, информационная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Работа с текстом учебника Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2].[8] § 18, 19 46 Соотношение между сторонами и углами треугольника (комбинированный) Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Практикум Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [9] 47 Соотношение между сторонами и углами треугольника (обобщающий) [1],п. 33–34, вопросы 12–17к гл. IV Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– содержания ключевых понятий: внутренний угол треугольника, внешний угол треугольника, сумма углов треугольника, неравенство треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– теорем о сумме углов треугольника и свойстве внешнего угла треугольника, способов их доказательства, алгоритмов решения задач на нахождение углов треугольника, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение:приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других.Приобретенная компетентность: целостная, учебно-познавательная Развивающее образование.Поисковая Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [2] 48 Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника» (контроль и оценка знаний) Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Контрольно-оценочная. Поисковая Разноуровневые задания Рефлексивная Индивидуальная Дифференцированныйраздаточныйматериал:[7], [11] Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника Модуль 2. Прямоугольные треугольники Цели ученика:– формирование представлений о признаках равенства прямоугольных треугольников;– овладение общими приемами решения поисковых задач;– совершенствование умения использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование), работать с полученной моделью Цели педагога:– создание условий для формирования у учащихся представлений о признаках равенства прямоугольных треугольников;– организация познавательной деятельности по решению поисковых задач на основе изученных теорем;– разработка заданий, позволяющих совершенствовать умение использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование) и умение работать с полученной моделью Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka; самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тесты № 19, 20, 22 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 49 Прямоугольные треугольники (комбинированный) [1],п. 35, вопросы9–11к гл. IV Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– основных понятий темы: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, свойство острых углов треугольника, свойство прямоугольного треугольника с углом в 30° (репродуктивно-алгоритмическое);– доказательств свойств прямоугольного треугольника, применения их при решении поисковых задач (продуктивно-комбинаторное).Умение: различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Специально организованное общение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Таблица «Свойства прямоуголь-ного треугольника» 50 Прямоугольные треугольники (комбинированный) Развивающее образование.Поисковая Проблемные задания Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2].[8] § 13 51 Прямоугольные треугольники (применение и совершенствование знаний) [1],п. 35, 36, вопросы 12–13к гл. IV Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, признаки равенства прямоугольных треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– доказательств признаков равенства прямоугольных треугольников, способов решения задач на доказательство равенства прямоугольных треугольников, записи доказательства с помощью специальной символики (продуктивно-комбинаторное).Умение: проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.Приобретенная компетентность: целостная, предметная, учебно-познавательная Развивающее образование.Поисковая Теоретическое исследование Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Таблица «Признаки равенства прямоугольных треугольников» 52 Прямоугольные треугольники (применение и совершенствование знаний) Развивающее образование.Поисковая Проблемные задания Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [9] 53 Решение задач (применение и совершен-ствование знаний) [1],п. 34–36, вопросы 12–13к гл. IV Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в со-вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, признаки равенства прямоугольных треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– доказательств признаков равенства прямоугольных треугольников, способов решения задач на доказательство равенства прямоугольных треугольников, записи доказательства с помощью специальной символики (продуктивно-комбинаторное).Умение: переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы.Приобретенная компетентность: предметная Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Учебно-познавательная Групповая (группы сменного состава) Дифференцированный раздаточный материал 54 Решение задач (применение и совершен-ствование знаний) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Учебно-познавательная Групповая (группы сменного состава) Дифференцированный раздаточный материал 1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47



Урок11. Треугольник

Цели деятельности учителя

Создать условия для введения понятий треугольника и его элементов, периметра треугольника, для обучения оформлению и решению задач; способствовать развитию логического мышления учащихся

Термины и понятия

Треугольник, угол между двумя сторонами

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира; приобретают навыки геометрических построений

Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы


• Задания для самостоятельной и фронтальной работы

I этап. Актуализация знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Провести анализ ошибок контрольной работы

(Ф/И)

1. Сообщить результаты контрольной работы.

2. Прокомментировать основные ошибки.

3. Решить задачи, вызвавшие у учащихся наибольшие затруднения

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Совместная деятельность

Повторить элементы треугольника

(Ф)

При изучении темы необходимо учесть, что учащиеся имеют представление о треугольнике, его сторонах, углах и вершинах.

Поэтому § 14 можно изучить в ходе выполнения следующих упражнений:

1. Начертите ∆ABC. Укажите:

а) его стороны, вершины, углы;

б) сторону, противолежащую A, В, С;

в) между какими сторонами заключены A, В, С;

г) углы, прилежащие стороне АВ, ВС, АС;

д) угол, противолежащий стороне АВ, ВС, АС;

е) периметр ∆АВС, если АВ = 5 см, ВС = 1 см, АС = 8 см;

ж) формулу для вычисления периметра ∆АВС.

2. Решение задачи № 91 с оформлением на доске и в тетрадях учащихся.

Дано:РАВС= 48 см, АС = 18 см, ВС – АВ = 4,6 см.

Найти:АВ и ВС.

Решение:

Примем длину стороны АВ в сантиметрах за х, тогда ВС = (х + 4,6) см;

48 = АВ + АС + ВС = х + х + 4,6 + 18, отсюда: 2х = 25,4; х = 12,7.

Значит, АВ = 12,7 см; ВС = 12,7 + 4,6 = 17,3 см.

Ответ: 12,7 см и 17,3 см.

3. Сравнение треугольников.

– Как выяснить, равны ли ∆АВС и ∆MNK? (Нужно ∆АВС наложить на ∆MNK; если они совместятся полностью, то ∆АВС= ∆MNK.)

– Сравнение треугольников способом наложения – процесс не очень удобный. Нельзя ли каким-нибудь другим способом проверить, равны ли данные треугольники? (Нужно проверить, равны ли соответствующие элементы (стороны и углы) данных треугольников.)

Записать на доске и в тетрадях:

Если ∆ABC = ∆MNK, то АВ = MN, ВС = NK, АС = МK и А = M, В = N, C = K

III этап. Закрепление изученной темы

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Научить решать задачи на применение изученного материала

(И)

1. Учащиеся самостоятельно выполняют практическое задание № 89 (б, в). Учитель проверяет выполнение этого задания и исправляет ошибки.

2. Решение задачи № 90 (самостоятельно).

3. Решение задач (самостоятельно).

1) Дано: AB = AC = BC, AD = DC. 2) Дано:ABD = ∆CBD, FAB = 160°.

РАВС = 36 см, РADC = 40 см. Найти:BCD.

Найти: стороны ∆ABC, ∆ADC.



Рис. 1 Рис. 2

Ответ: АВ = АС = ВС = 12 см, AD = DC = 14 см. Ответ: BCD = 20°

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Что повторили на уроке?

– Что нового для себя открыли?

(И) Домашнее задание: изучить п. 14 из § 1; ответить на вопросы 1 и 2 на с. 49; решить задачу № 156; выполнить практическое задание 89 (а)




Урок12. Первый признак равенства треугольников

Цель деятельности учителя

Создать условия для разъяснения смысла слов «теорема» и «доказательство теоремы», формулировки и доказательства первого признака равенства треугольников

Термины и понятия

Треугольник, угол между двумя сторонами, теорема, признак

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира; приобретают навыки геометрических построений

Познавательные: выдвигают гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы


• Задания для самостоятельной и фронтальной работы

I этап. Актуализация знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Систематизировать
знания учащихся
по теории

(Ф/И)

1. Обсуждение вопросов учащихся по домашнему заданию.

2. Повторение теории.

1) Повторить определение смежных углов и их свойство.

2) Повторить определение вертикальных углов и их свойство.

3) Вспомнить определение равных фигур, биссектрисы угла.

4) Вспомнить, какой угол называется острым, прямым, тупым.

5) Повторить определение треугольника, его элементов; определение периметра треугольника; определение равных треугольников

II этап. Мотивация к деятельности

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Совершенствовать навыки решения задач
по готовым чертежам

(И)

1. Дано: АРС = ∆FMB, P = M, FB = 17 см, 2. Дано:ABC = ∆ADC, ABC = 70°,

A = F, PC = 23 см. AB = 10 см.

Найти: AC, MB. Найти:MDC, AD.



Рис. 1 Рис. 2

3. Дано: АВ = ВС = AC, AD = CD, РАВС = 36 м, РАDС = 40 см.

Найти: стороны ∆ABC, ∆ADC.

Рис. 3

III этап. Изучение новой темы

Цель деятельности

Совместная деятельность

Вывести первый признак равенства треугольников

(Ф) Изучение темы осуществляется в форме беседы учителя с учащимися; теорему лучше доказать самому учителю.

– Какие условия должны выполняться для того, чтобы ∆АВС был равен ∆А1В1С1? (АВ = А1В1, АС = А1С1,
ВС = B
1С1,A= А1,B = B1,C = C1.)

– Нельзя ли уменьшить количество условий для доказательства равенства двух треугольников? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

– Оказывается, не нужно проверять равенство всех сторон и углов одного треугольника сторонам и углам другого треугольника. Достаточно сравнить лишь три элемента одного треугольника с тремя элементами другого.
О том, какие именно элементы нужно сравнивать, нам расскажут признаки равенства треугольников.

Сегодня мы изучим первый признак равенства треугольников, который гласит:

Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

Это утверждение нам необходимо доказать. В математике каждое утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений, называется теоремой, а сами рассуждения называются доказательством теоремы.

– Какие теоремы нам уже известны? (Свойство смежных углов и свойство вертикальных углов.)

– Любая теорема состоит из условия и заключения. Условие – это уже известные факты, о которых говорится в теореме, а заключение – это то, что нужно получить, доказать.

– Выделите условие теоремы первого признака равенства треугольников. Выделите заключение.

Итак, докажем первый признак равенства треугольников:

Дано (условие):ABC, ∆А1В1С1, АВ = А1В1, АС = А1С1, A = A1.

Доказать (заключение): АВС = ∆А1В1С1.

Доказательство: см. п. 15 учебника.

– Первый признак равенства треугольников удобнее называть признаком равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними

IV этап. Решение задач

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Совершенствовать навыки в решении задач на изученную тему

(Ф/И)

1. Найти пары равных треугольников:



Рис. 4 Рис. 5



Рис. 6 Рис. 7

2. Решить задачи № 96 и 97 на доске и в тетрадях

V этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое теорема? Из чего она состоит?

(И) Домашнее задание: знать доказательство первого признака равенства треугольников (п. 15), решить задачи № 93, 94 и 95
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   47


Урок13. Решение задач на применение первого признака
равенства треугольников


Цель деятельности
учителя


Создать условия для совершенствования навыков решения задач на применение первого признака равенства треугольников, закрепления умения доказывать теоремы

Термины и понятия

Треугольник, теорема, признак

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира; приобретают навыки геометрических построений

Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, делают умозаключения.

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы


• Задания для фронтальной и самостоятельной работы

I этап. Актуализация знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Закрепить умение доказывать теорему

(Ф/И)

1. Ответить на вопросы учащихся по домашнему заданию.

2. Вызвать к доске учащегося для доказательства первого признака равенства треугольников.

3. Решить задачи по готовым чертежам (устно).

4. Найти равные треугольники:



Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

II этап. Решение задач

Цель деятельности

Совместная деятельность

Cовершенствовать навыки решения задач

(Ф/И)

1. Решить задачу № 98 на доске и в тетрадях.

2. Решить задачи по готовым чертежам. Решение записать на доске и в тетрадях.



Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7

III этап. Самостоятельная работа

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Проверить уровень
усвоения теоретических знаний и умения применять их при решении
задач

(И) Работа рассчитана на 10 минут. Решив ее, учащиеся сдают листки учителю.

Вариант I

Докажите равенство треугольников ADC и ABC, изображенных на рисунке, если AD = AB и 1 = 2. Найдите углы ADC и ACD, если АВС = 108°, АСВ = 32°.



Рис. 8

Вариант II

Докажите равенство треугольников АВС и ADC, изображенных на рисунке 53 учебника, если АВ = DC
и 4 = 3. Найдите углы АСВ и ADC, если АВС = 102°, ВСА = 38°

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Что повторили на уроке?

– Оцените свою работу на уроке

(И)Домашнее задание: решить № 97, 160 (а)



Урок14. Перпендикуляр к прямой.
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника


Цель деятельности учителя

Создать условия для введения понятий перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника, доказательства теоремы о перпендикуляре, обучения построению медианы, биссектрисы и высоты
треугольника

Термины и понятия

Треугольник, медиана, биссектриса, высота, перпендикуляр

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира; приобретают навыки геометрических построений

Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); парная (П); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы


• Задания для фронтальной работы

I этап. Актуализация знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить правильность выполнения
домашнего задания

(Ф/И)

1. Проверить правильность выполнения домашнего задания. Для этого к доске вызываются двое учеников,
которые демонстрируют выполнение заданий. Остальные учащиеся задают вопросы.

2. Проанализировать ошибки, допущенные в самостоятельной работе

II этап. Учебно-исследовательская деятельность

Цель деятельности

Совместная деятельность

Ввести понятия
медианы, биссектрисы и высоты треугольника в ходе практической
деятельности

(Ф/И)

1. Выполнение практического задания (учитель это же задание выполняет на доске).

– Начертите прямую а и отметьте точку А, не лежащую на прямой (рис. 1).



Рис. 1

– Через точку А проведите прямую, перпендикулярную прямой а. Точку пересечения прямых обозначьте Н.

– Запишите в тетрадях: «Отрезок АН – перпендикуляр, проведенный из точки А к прямой а, если: 1) АНа;

2) Аа, На».

Теорема о перпендикуляре:Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой и притом только один.

Дано: а – прямая, точка Аа.

Доказать: 1) из точки А к прямой а можно провести перпендикуляр;

2) из точки А к прямой а можно провести единственный перпендикуляр.

Доказательство: см. п. 16 учебника.

2. Определение: Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны, называется медианой треугольника.

На доске и в тетрадях рисунок (рис. 2) и запись: AM – медиана ∆АВС, если МВС, ВМ = МС.



Рис. 2

– Начертите ∆MNK, постройте его медианы. (На доске это же задание выполняет один из учащихся по указанию учителя.)

На доске и в тетрадях рисунок (рис. 3) и запись: MB, KA, NC – медианы ∆MNK. MBKANC = О.



Рис. 3

3. Определение:Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника.

На доске и в тетрадях рисунок (рис. 4) и запись: BL – биссектриса ∆АВС, если LАС, ABL = CBL.



Рис. 4

– Начертите ∆DEF,постройте его биссектрисы. (На доске это же задание выполняет один из учащихся по указанию учителя.)

На доске и в тетрадях рисунок (рис. 5) и запись: DN, EK, FM – биссектрисы ∆DEF. DNЕKЕМ = О.



Рис. 5

4.Определение: Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется высотой треугольника.

На доске и в тетрадях рисунок (рис. 6) и запись: ВН – высота ∆АВС, если ВНАС, НАС.



Рис. 6

– Начертите остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники и постройте их высоты.



Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9

(К доске вызвать трех учеников, первый из них строит высоты для остроугольного треугольника, второй – для прямоугольного, третий – для тупоугольного.)

III этап. Решение задач на закрепление изученного материала

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совершенствовать навыки построения медиан, биссектрис и высот

(П) Выполнить в парах
№ 101, 102, 103.

(Ф/И) Выполнить на доске
и в тетрадях № 105 и 106


105.

Дано: А, С по одну сторону от а, АВа, CDa, AB = CD, ADB = 44°.

Доказать:ABD = CDB.

Найти:АВС.



Рис. 10

Доказательство:

1) В ABD и CDBBD – общая, AB = CD (по усл.). В = D = 90° (так как

АВа, CDa). Таким образом, ABD = CDB (по двум сторонам и углу между ними).

2) Из п. 1 следует, что СВD = ADB = 44°, тогда АВС = ABD – CBD,

АВС = 90° – 44° = 46°.

106.

Дано: АВС, AD – медиана, AD = , AСD = 56°, ABD = 40°.

Доказать:ABD = ЕCD.

Найти:АСЕ.



Рис. 11

Доказательство:

1) Рассмотрим ABD и ЕCD. BD = DC (по усл.), AD = DE (по усл.), 1 = 2 – вертикальные, ABD = ЕCD (по двум сторонам и углу между ними), тогда ABD = ЕCD (по определению равных треугольников), ЕCD = 40°.

2) АСЕ = AСD + ЕCD = 56° + 40° = 96°

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Какими свойствами обладают медианы, биссектрисы и высоты треугольника?

– Составьте синквейн к уроку

(И)Домашнее задание: изучить пункты 16 и 17; ответить на вопросы 5–9 на
с. 50; решить № 100
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   47



Урок15. Свойства равнобедренного треугольника

Цель деятельности учителя

Создать условия для введения понятий равнобедренного треугольника, равностороннего треугольника, рас-смотрения свойств равнобедренного треугольника и демонстрации их применения на практике

Термины и понятия

Равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, боковые стороны, основание, углы при основании

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания

Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение; понимают и используют математические средства наглядности.

Регулятивные: осознают и принимают цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г)

Образовательные
ресурсы


• Задания для самостоятельной работы

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить правильность выполнения
домашнего задания

( Ф/И)

1. Обсуждение вопросов учащихся по домашнему заданию.

2. Теоретический опрос учащихся.

3. Самостоятельное решение тестовых заданий с последующей самопроверкой:

1) Дано: АО – медиана ∆АВС, АО = ОK, АВ = 6,3 см, ВС = 6,5 см, АС = 6,7 см.

Найти: СK.

Рис. 1

а) 6,4 см; б) 6,7 см; в) 6,5 см; г) 6,3 см.

2) Дано: ОН и ON – высоты ∆МОK и ∆EOF, OH = ON, EN = 7,8 см, ОЕ = 8,6 см, НМ = 6,3 см.

Найти: МK.

Рис. 2

а) 13,9 см; б) 14,1 см; в) 14,9 см; г) 16,4 см.

3) В треугольниках ABC и KРМ проведены биссектрисы ВО и РЕ, причем ∆АВО = ∆KРЕ. Найдите отрезок ЕМ, если АС = 9 см, а ЕМ больше на 3,8 см.

а) 6,4 см; б) 5,4 см; в) 2,6 см; г) 4,8 см.

Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Совместная деятельность

Ввести понятия равнобедренного и равносто-роннего треугольников, дать представления
о свойствах равнобедренного треугольника

(Ф/И)

1.Понятия равнобедренного и равностороннего треугольников.

О пределение: Треугольник, две стороны которого равны, называется равнобедренным. Равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника.

На доске и в тетрадях учащихся – рисунок и запись: ∆АВС – равнобедренный, так как АВ = ВС; АВ, ВС – боковые стороны равнобедренного ∆АВС; АС – основание равнобедренного ∆АВС; A, C – углы при основании равнобедренного ∆ABC; B – угол при вершине равнобедренного ∆АВС.

Рис. 3

Определение:Треугольник, все стороны которого равны, называется равносторонним.

2 . Свойство углов при основании равнобедренного треугольника.

Теорема:В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

Дано:АВС, АВ = ВС.

Доказать:A = C.

Рис. 4

Доказательство:

Проведем биссектрису из вершины В к основанию АС.(Далее можно предложить учащимся продолжить доказательство самостоятельно, заслушать варианты, обсудить и записать в кратком виде ход доказательства.)

(Г) 3. Свойство биссектрисы, проведенной к основанию равнобедренного треугольника.

Можно предложить учащимся вывести это свойство самостоятельно, поставив перед ними проблему: «Как известно, биссектриса треугольника делит его угол пополам. Но в равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, обладает еще одним очень важным свойством. В чем заключается это свойство?» Работа проводится в группах по 3–4 человека с последующим обсуждением этого свойства с доказательством. При обсуждении важно затронуть вопросы:

– Каждая ли биссектриса равнобедренного треугольника является его высотой и медианой?

– Является ли высота равнобедренного треугольника его биссектрисой и медианой? Если да, то какая из трех?

III этап. Творческое задание

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Способствовать исследованию свойств медиан и высот равнобедренного треугольника в ходе выполнения заданий творческого характера

(И)

Вариант I

Исследуйте медианы равнобедренного треугольника и перечислите все их особенности и свойства.

Вариант II

Исследуйте высоты равнобедренного треугольника и перечислите все их особенности и свойства.

Далее проходит обсуждение свойств медианы и высоты равнобедренного треугольника

IV этап. Решение задач

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совершенствовать
навыки решения задач на применение изученных фактов

(Ф/И)

1. Решить задачи № 108 и 112 на доске и в тетрадях.

2. Решить № 116 (устно).

3. Решить задачу (устно).

В равнобедренном треугольнике сумма всех углов равна 180º. Найдите углы этого треугольника, если известно, что:

а) один из них равен 105º;

б) один из них равен 38º (рассмотреть два случая)

108.

Дано:АВС, АВ = АС, РАВС = 40 см, ВСD, DB = DC = BC, PВCD = 45 см.

Найти:ав и ВС.

Рис. 5

Решение:

1) РАВС = АВ + ВС + АС = ВС + 2АВ (так как АВС равнобедренный),

4 0 = ВС + 2АВ.

2) PВCD = DB + ВС + CD = 3ВС (так как DВС равносторонний),

45 = 3ВС, тогда ВС = 15 см.

40 = 15 + 2АВ.

2АВ = 25, тогда АВ = 12,5 см.

Ответ: 12,5 см; ВС = 15 см.

112.

Дано: АВ = ВС, 1 = 130°.

Найти:2.

Рис. 6

Решение:

1) 1 и АСВ – смежные, значит, 1 + АСВ = 180°,
тогда АСВ = 180° – 130° = 50°.

2) Так как АВС – равнобедренный, АВ = ВС (по усл.),
то ВАС = АСВ = 50°.

3) Так как 2 = ВАС, как вертикальные, 2 = 50°.

Ответ: 50°

V этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Что узнали об углах равнобедренного треугольника? Равностороннего треугольника?

– Перечислите свойства равнобедренного и равностороннего треугольников.

– Задайте три вопроса по теме урока

(И) Домашнее задание: изучить п. 18 с доказательством теоремы
об углах при основании равнобедренного треугольника; ответить

на вопросы 10–12 на с. 50; решить задачи № 104, 107 и 117