Файл: Урок Прямая и отрезок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Начальные геометрические сведения Модуль 2. Угол Цели ученика:– овладение знанием основных понятий темы: угол, вершина угла, стороны угла, градусная мера угла, острый угол, тупой угол, развернутый угол, вертикальные углы, смежные углы, свойство смежных и вертикальных углов;– совершенствование умений чертить изучаемые фигуры, обозначать их, измерять градусную меру угла, записывать результаты измерений;– совершенствование навыка проведения сравнения математических объектов (сравнение углов по величине) способом наложения и с помощью измерений, классификации объектов по признакам, выделенным в определении геометрических фигур (на примере классификации углов по их видам) Цели педагога:– создание условий для систематизации и обобщения имеющихся у учащихся представлений о геометрической фигуре «угол», его видах и измерении;– организация познавательной деятельности на уроках с целью овладения практическими навыками построения углов, способами их обозначения, измерения градусной меры углов;– разработка заданий, позволяющих организовать деятельность учащихся по овладению общими приемами сравнения геометрических фигур (на примере сравнения углов), формированию начальной геометрической культуры Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/; самообразование и самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тест № 1, вариант 2 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 Угол (применение и совершенствование знаний) [1],п. 4, 6, 9, вопросы 5–6, 10–11к гл. I,практические задания№ 41–44 Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: угол, вершина угла, стороны угла, внутренняя область угла, биссектриса угла, равные фигуры (репродуктивно-алгоритмическое);– построения с помощью чертежной линейки углов, называния с помощью принятых условных обозначений сторон угла и вершины, сравнения углов наложением (продуктивно-комбинаторное);– сведений, обобщенных в презентации, о происхождении термина «биссектриса» (продуктивно-креа-тивное).Умение: проводить исследования несложных ситуаций (сравнение углов методом наложения и с помощью измерений), представить результаты своего мини-исследования, выбрать необходимое оборудование, овладевать измерительными навыками.Приобретенная компетентность: целостная, предметная, учебно-познавательная Развивающее образование.Поисковая Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [8] § 2, задачи № 2 8 Сравнение и измерение углов(комбинированный) Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [2].[4] § 3, задачи № 1 9 Измерение углов(применение и совершен-ствование знаний) [1],п. 9, 11, вопросы 13–14 к гл. I,практические задания№ 55–56 Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: градусная мера угла, острые, тупые, прямые, развернутые, смежные, вертикальные углы (репродуктивно-алгоритмическое);– построения с помощью чертежной линейки углов, измерения их величины с помощью транспортира, записи измерения с помощью принятых условных обозначений, построения углов заданной величины, определения вида угла, применения свойств смежных и вертикальных углов (продуктивно-комбинаторное).Умение: проводить измерительные работы, классификацию по выделенному признаку (на примере определения вида углов), сравнивать объект наблюдения (угол) с эталоном (прямым углом).Приобретенная компетентность: целостная, предметная, учебно-познавательная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Специально организованное общение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Демонстрационный транспортир. Таблица «Измерение углов».[8] § 4, задачи № 2 10 Смежные и вертикаль-ные углы (комбинированный) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Теоретическое исследование Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 1. [2] 11 Перпендикулярные прямые (комбинированный) [1], п. 12,вопросы 18–21к гл. I,практические задания№ 57 Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– основных понятий темы: перпендикулярные прямые, способы построения перпендикулярных прямых на местности (репродуктивно-алгоритмическое);– построения с помощью чертежного угольника перпендикулярных прямых углов, записи факта перпендикулярности прямых с помощью принятых условных обозначе-ний(продуктивно-комбинаторное).Умение: переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 1–2 алгоритмов, запи-сывать решения с помощью принятых условных обозна-чений.Приобретенная компетентность: предметная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Специально организованное общение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Таблица «Взаимное расположение прямых на плоскости». [8] § 5.[2] 12 Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения»(контроль и оценка знаний) Контрольно-оценочная. Поисковая Самостоятельное планирование и проведениерешения Рефлексивная Индивидуальная [8], контрольная работа № 1.Дифференцированныйраздаточный материал: [7], [11] Глава 2. Треугольники (18 часов) Модуль 1. Первый признак равенства треугольников Цели ученика:– овладение знанием основных понятий темы: равные треугольники, теорема-признак, соответственные элементы, первый признак равенства треугольников;– освоение умения доказывать равенство треугольников с помощью первого признака равенства треугольников;– совершенствование умения пользоваться математической символикой при записи условия и доказательства теоремы, умения проводить доказательные рассуждения Цели педагога:– создание условий для формирования у учащихся представлений о понятии «теорема», «теорема-признак»;– организация познавательной деятельности на уроках с целью овладения алгоритмом выявления равных треугольников с помощью первого признака равенства треугольников;– разработка заданий, позволяющих организовать деятельность учащихся по овладению общими приемами доказательства теорем (умением выделять в теореме условие и заключение), умением проводить доказательные рассуждения Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://mega.km.ru; http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru; самообразование и самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщаю-щего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тест № 2 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13 Треугольники (изучение нового материала) [1],п. 14, 15, вопросы 1–4 к гл. II,практические задания№ 87–89 Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Знание:– основных понятий темы: треугольник, вершина, сторона, угол треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, соответственные элементы, первый признак равенства треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– построения треугольников, проведения измерений его элементов, записи результатов измерений, нахождения периметра;– перевода текста (формулировки) первого признака равенства треугольников в графический образ, короткой записи, проведения доказательства, применения для решения задач на выявление равных треугольников (продуктивно-комбинаторное);– презентация «Треугольники вокруг нас» (продуктивно-креативное).Умение:– переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде – схематичной записи формулировки теоремы;– проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка.Приобретенная компетентность: предметная Развивающее образование.Поисковая Беседа, демонстрация Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Таблицы «Равные треугольники», «Признаки равенства треугольников» 14 Первый признакравенства треугольников (комбинированный) Развивающее образование. Поисковая Проблемные задачи Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2].[8] § 7, вари-анты 1–3.Модели треугольников 15 Первый признакравенства треугольников (применение и совершенствование знаний) [1],п. 15–17, вопросы 7–9 к гл. II,практические задания№ 100–103 Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Традиционно-педагогическая. Поисковая Практикум Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [4], таблица № 2.[8] § 7, вари-анты 4–8 16 Медиана, биссектриса и высота треугольника (изучение нового материала) Знание:– основных понятий темы: медиана, высота, биссектриса (репродуктивно-алгоритмическое);– построения с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника (продуктивно-комбинаторное);– сведений, обобщенных в презентации, о возникновении и значении термина «медиана» и «биссектриса»(продуктивно-креативное).Умение:грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения медиан, высот, биссектрис треугольника), овладевать азами графической культуры.Приобретенная компетентность: предметная, учебно-познавательная Развивающее образование.Поисковая Лабораторно-графическая работа Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [8] § 8, задачи № 1.[2] 17 Свойства равнобедренного треугольника (комбинированный) [1],п. 18, вопросы 10–13 кгл. II,практические задания№ 104 Регулятивные:различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера Знание:– основных понятий темы: равнобедренный треугольник, основание, боковые стороны, равносторонний треугольник (репродуктивно-алгоритмическое);– доказательства и применения при решении теоремы о свойствах равнобедренного треугольника (продуктивно-комбинаторное).Умение: проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе.Приобретенная компетентность: целостная, предметная, учебно-познавательная Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражненияпо планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 3.[8] § 8, задачи № 2 18 Свойства равнобедренного треугольника (комбинированный) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражненияпо планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 4 1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47

Глава 3. Параллельные прямые (12 часов) Модуль 1. Признаки параллельности прямых Цели ученика:– овладение умением читать, записывать (в схематичном виде) признаки параллельности двух прямых;– освоение способов выявления параллельных прямых среди данных, умения доказывать свои предположения по поводу параллельности прямых с помощью изученных теорем-признаков;– совершенствование умения использовать математическую символику при записи решения задач на доказательство параллельности прямых Цели педагога:– создание условий для формирования у учащихся представлений о параллельности прямых;– организация познавательной деятельности по развитию умений различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач по выявлению признаков параллельности двух прямых и способов их доказательства;– разработка практических заданий, позволяющих формировать у учащихся понимание специфики математического языка и навыки работы с математической символикой Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka; самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тест № 15 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 31 Параллельные прямые(комбинированный) [1],п. 24–25, вопросы 1–3к гл. III Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей (репродуктивно-алгоритмическое);– накрест лежащих, односторонних, соответственных углов, перевода текста (формулировки) признаков параллельности в графический образ (продуктивно-комбинаторное).Умение:– передавать содержание прослушанного материала в сжатом виде (конспект);– структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Лекция, демонстрация Учебно-познавательная Учебно-познавательная Таблица «Признаки параллель-ности прямых на плоскости» 32 Признаки параллельности двух прямых(изучение нового материала) Развивающее образование.Поисковая Проблемное изложение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 5 33 Признаки параллельности двух прямых(комбинированный) [1],п. 25, вопросы 4–6 к гл. III Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей (репродуктивно-алгоритмическое);– накрест лежащих, односторонних, соответственных углов, параллельности прямых на основе признаков параллельности, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: – работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;– проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Развивающее образование.Поисковая Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [8] § 13.[2] 34 Признаки параллельности двух прямых(применение и совершенствование знаний) Развивающее образование.Поисковая Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [9] 35 Практические способы постро-ения параллельных прямых (комбинированный) [1],п. 25–26, вопросы 1–6к гл. III Регулятивные:учитывать правило в планировании и контроле способа ре-шения.Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Знание:– общего способа действий по построению параллельных прямых (репродуктивно-алгоритмическое);– построения параллельных прямых по выработанному алгоритму, записи выполняемых действий с помощью принятых обозначений, доказательства параллельности построенных прямых (продуктивно-комбинаторное).Умение:использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции.Приобретенная компетентность: предметная Развивающее образование. Поисковая Беседа, демонстрация, графическая работа Познавательная, информационно-коммуникационная Фронтальная,парная(взаимопроверка) Демонстрационный чертежный треугольник, раздаточный материал для графической работы, цветные ручки для взаимопроверки 36 Зачетпо теме «Признаки параллельности двух прямых»(контроль и оценка знаний) Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– признаков параллельности прямых и их доказательства(репродуктивно-алгоритмическое);– построения параллельных прямых, способов решения задач по теме (продуктивно-комбинаторное).Умение: распределить свою работу, оценить уровень владения материалом.Приобретенная компетентность: целостная Контрольно-оценочная. Поисковая Выполнение зачетных заданий Рефлексивная Индивидуальная Карточки с вопросами к зачету Глава 3. Параллельные прямые Модуль 2. Аксиома параллельных прямых Цели ученика:– овладение умением определять содержание ключевого понятия «теорема, обратная к данной»;– освоение умения находить неизвестные углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей;– осваивание умений различать факт, гипотезу, развивать способность проводить доказательные рассуждения Цели педагога:– организация познавательной деятельности по решению поисковых задач на основе изученных теорем;– создание условий для формирования у учащихся представлений о понятии «теорема, обратная к данной» на примере теорем об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей;– разработка заданий, позволяющих организовать деятельность учащихся по развитию умения различать факт, гипотезу, проводить доказательство в ходе изучения теорем по данной теме Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://mega.km.ru; самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тесты № 16, 17 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 37 Аксиома параллельных прямых(комбинированный) [1],п. 27–28, вопросы 7–10 к гл. III Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– содержания ключевых понятий: аксиома, аксиоматический подход в геометрии, теорема, обратная к данной, теорема-следствие (репродуктивно-алгоритмическое);– формулировки аксиомы параллельных прямых, следствий из аксиомы параллельных прямых, определения параллельности прямых на основе нового признака параллельности, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Работа с текстом учебника Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Портреты ученых (Евклид, Лобачевский) 38 Теоремыоб углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей(комбинированный) Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Практикум Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2].[8] § 14.Таблица «Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей» 39 Теоремыоб углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей (комбинированный) [1],п. 29, вопросы 11–15 к гл. III Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названий углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей (накрест лежащие, односторонние, соответственные) (репродуктивно-алгоритмическое);– способов решения задач на вычисление углов, образованных двумя параллельными прямыми и секущей, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде – схематичная запись формулировки теоремы, проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка.Приобретенная компетентность: предметная Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 7 40 Теоремыоб углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей(комбинированный) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [8] § 15, 16 41 Теоремыоб углах, образованных двумяпараллельными пря-мыми(обобщающий) [1],п. 24–29.Повторение всей главы Регулятивные:учитывать правило в планировании и контроле способа решения.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменнойформе.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: параллельные прямые, секущая, названий углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей (накрест лежащие, односторонние, соответственные) (репродуктивно-алгоритмическое);– способов решения задач на вычисление углов, образованных двумя параллельными прямыми и секущей, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательныерассуждения.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Фронтальная. Индивидуальная Специально организованное общение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2] 42 Контрольная работа по теме «Параллельность прямых» (контроль и оценка знаний) Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Контрольно-оценочная. Поисковая Разноуровневые задания Рефлексивная Индивидуальная [8], контрольная работа № 3.Дифференцированный раздаточный материал:[7], [11] 1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов) Модуль 1. Соотношение между сторонами и углами треугольника Цели ученика:– формирование представлений о соотношении между сторонами и углами треугольника;– овладение умением различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений сторон и углов в треугольнике Цели учителя:– создание условий для формирования у учащихся представлений о соотношении между сторонами и углами треугольника;– организация познавательной деятельности по развитию умения различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений сторон и углов в треугольнике;– усвоения навыков доказательства соотношений сторон и углов в треугольнике;– формирования умений применять полученные знания в учебной деятельности Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://mega.km.ru; http://www.rubricon.ru; http://www. encyclopedia.ru; самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тест № 18 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 43 Сумма углов треугольника(изучение нового материала) [1],п. 30–31, вопросы 1–5к гл. IV Регулятивные:учитывать правило в планировании и контроле способа решения.Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Знание:– содержания ключевых понятий: внутренний угол треугольника, внешний угол треугольника, сумма углов треугольника (репродуктивно-алгоритмическое);– теорем о сумме углов треугольника и свойстве внешнего угла треугольника, способов их доказательства, алгоритмов решения задач на нахождение углов треугольника, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение: проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе.Приобретенная компетентность: целостная, учебно-познавательная Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Теоретическое исследование Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [8] § 17.Наборы треугольников, транспортир, рабочие листы с заданием для работы группы 44 Сумма углов треугольника(изучение нового материала) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Теоретическое исследование Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Упражнения по планимет-рии на готовых чертежах: [10], таблица № 8, 9 45 Соотношение между сторонами и углами треугольника (комбинированный) [1],п. 32, вопросы6–11к гл. IV Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– содержания ключевых понятий: угол, противолежащий стороне, неравенство треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– теорем о соотношении между сторонами и углами треугольника, их доказательства и способов применения в решении задач, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение:– составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;– осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж).Приобретенная компетентность: учебно-познавательная, информационная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Работа с текстом учебника Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2].[8] § 18, 19 46 Соотношение между сторонами и углами треугольника (комбинированный) Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Практикум Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [9] 47 Соотношение между сторонами и углами треугольника (обобщающий) [1],п. 33–34, вопросы 12–17к гл. IV Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– содержания ключевых понятий: внутренний угол треугольника, внешний угол треугольника, сумма углов треугольника, неравенство треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– теорем о сумме углов треугольника и свойстве внешнего угла треугольника, способов их доказательства, алгоритмов решения задач на нахождение углов треугольника, записи решения с помощью принятых обозначений (продуктивно-комбинаторное).Умение:приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других.Приобретенная компетентность: целостная, учебно-познавательная Развивающее образование.Поисковая Организация совместной учебной деятельности Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [2] 48 Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника» (контроль и оценка знаний) Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Контрольно-оценочная. Поисковая Разноуровневые задания Рефлексивная Индивидуальная Дифференцированныйраздаточныйматериал:[7], [11] Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника Модуль 2. Прямоугольные треугольники Цели ученика:– формирование представлений о признаках равенства прямоугольных треугольников;– овладение общими приемами решения поисковых задач;– совершенствование умения использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование), работать с полученной моделью Цели педагога:– создание условий для формирования у учащихся представлений о признаках равенства прямоугольных треугольников;– организация познавательной деятельности по решению поисковых задач на основе изученных теорем;– разработка заданий, позволяющих совершенствовать умение использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование) и умение работать с полученной моделью Внеурочная деятельность: поиск информации с использованием интернет-ресурсов: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka; самоконтроль знаний по сборнику: Геометрия. 7–9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. Волгоград: Учитель, 2007. Тесты № 19, 20, 22 (в рамках ЦДО) №п/п Тема и типурока Самостоятельная работа Универсальные учебные действия (УУД) Планируемые предметные результаты в предметном направлении и личностномразвитии Вид педагогической деятельности. Дидактическая модель педагогического процесса Педагогические средства Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости Формы организации совзаимодействия на уроке Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 49 Прямоугольные треугольники (комбинированный) [1],п. 35, вопросы9–11к гл. IV Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.Коммуникативные: контролировать действия партнера Знание:– основных понятий темы: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, свойство острых углов треугольника, свойство прямоугольного треугольника с углом в 30° (репродуктивно-алгоритмическое);– доказательств свойств прямоугольного треугольника, применения их при решении поисковых задач (продуктивно-комбинаторное).Умение: различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника.Приобретенная компетентность: предметная, целостная Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная Специально организованное общение Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная Таблица «Свойства прямоуголь-ного треугольника» 50 Прямоугольные треугольники (комбинированный) Развивающее образование.Поисковая Проблемные задания Учебно-познавательная Фронтальная, индивидуальная [2].[8] § 13 51 Прямоугольные треугольники (применение и совершенствование знаний) [1],п. 35, 36, вопросы 12–13к гл. IV Регулятивные: различать способ и результат действия.Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, признаки равенства прямоугольных треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– доказательств признаков равенства прямоугольных треугольников, способов решения задач на доказательство равенства прямоугольных треугольников, записи доказательства с помощью специальной символики (продуктивно-комбинаторное).Умение: проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.Приобретенная компетентность: целостная, предметная, учебно-познавательная Развивающее образование.Поисковая Теоретическое исследование Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая Таблица «Признаки равенства прямоугольных треугольников» 52 Прямоугольные треугольники (применение и совершенствование знаний) Развивающее образование.Поисковая Проблемные задания Познавательная, информационно-коммуникационная Групповая [9] 53 Решение задач (применение и совершен-ствование знаний) [1],п. 34–36, вопросы 12–13к гл. IV Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.Познавательные: владеть общим приемом решения задач.Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в со-вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Знание:– основных понятий темы: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, признаки равенства прямоугольных треугольников (репродуктивно-алгоритмическое);– доказательств признаков равенства прямоугольных треугольников, способов решения задач на доказательство равенства прямоугольных треугольников, записи доказательства с помощью специальной символики (продуктивно-комбинаторное).Умение: переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы.Приобретенная компетентность: предметная Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Учебно-познавательная Групповая (группы сменного состава) Дифференцированный раздаточный материал 54 Решение задач (применение и совершен-ствование знаний) Компетентностно-ориентированная. Исследовательская Организация совместной учебной деятельности Учебно-познавательная Групповая (группы сменного состава) Дифференцированный раздаточный материал 1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


Урок16. Свойства равнобедренного треугольника

Цели деятельности учителя

Создать условия для закрепления теоретических знаний по изучаемой теме; совершенствовать навыки доказательства теорем, решения задач

Термины и понятия

Равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, боковые стороны, основание, углы при основании

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания

Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение; понимают и используют математические средства наглядности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы


• Задания для самостоятельной работы.

• Чертежи к задачам

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить уровень
сформированности
теоретических знаний

(Ф/И)

1. Ответить на вопросы учащихся по домашнему заданию.

2. Один учащийся на доске готовит доказательство теоремы о свойстве углов при основании равнобедренного треугольника.

3. Второй учащийся решает на доске задачу № 117 (по рис. 67).

4. Устно по готовым чертежам на доске учащиеся решают задачи.

– Найдите DВА.



Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

5. Теоретический тест (с последующей самопроверкой). (Ответы учащиеся записывают на двух листках, один из них сдают на проверку учителю, по другому проверяют правильность своих ответов. Ответы к тесту учитель записывает на доске после того, как учащиеся сдали работы.)

1) Медиана в равнобедренном треугольнике является его биссектрисой и высотой. Это утверждение:

а) всегда верно; б) может быть верно; в) всегда неверно.

2) Если треугольник равносторонний, то:

а) он равнобедренный;

б) все его углы равны;

в) любая его высота является биссектрисой и медианой.

3) В каком треугольнике только одна его высота делит треугольник на два равных треугольника?

а) В любом; б) в равнобедренном; в) в равностороннем.

4) Биссектриса в равностороннем треугольнике является медианой и высотой. Это утверждение:

а) всегда верно; б) может быть верно; в) всегда неверно.

5) Если треугольник равнобедренный, то:

а) он равносторонний;

б) любая его медиана является биссектрисой и высотой;

в) ответы а) и б) неверны.

6) В каком треугольнике любая его высота делит треугольник на два равных треугольника?

а) В любом; б) в равнобедренном; в) в равностороннем.

Ответы: 1 – б; 2 – а, б, в; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – в

II этап. Решение задач

Цель деятельности

Совместная деятельность

Совершенствовать
навыки решения задач

(Ф/И)

1. Решение задач по готовым чертежам. Найти угол DВА.



Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7



Рис. 8

2. Решение № 119 и 120 (а) на доске и в тетрадях.

3. Самостоятельная работа на 10 минут.

1) Периметр равнобедренного треугольника 48 см, боковая сторона – 15 см. Найти основание треугольника.

2) Периметр равнобедренного треугольника равен 37 см. Основание меньше боковой стороны на 5 см. Найдите стороны этого треугольника

III этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Оцените свою работу на уроке.

– Закончите фразы:

• Я научился…

• У меня получилось…

• Я смог…

• Я попробую…

(И) Домашнее задание: решить № 114, 118, 120 (б)
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   47



Урок17. Второй признак равенства треугольников

Цели деятельности
учителя


Создать условия для повторения и закрепления изученного ранее материала, изучения второго признака равенства треугольников и выработки навыков использования первого и второго признаков равенства треугольников при решении задач; способствовать развитию логического мышления учащихся

Термины и понятия

Треугольник, прилежащие углы

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют работать с геометрическим текстом (анализировать его, извлекать необходимую информацию)

Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы


• Чертежи к задачам.

• Задания для фронтальной и индивидуальной работы

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Совершенствовать навык решения задач по готовым чертежам с целью повторения первого признака равенства треугольников

(Ф/И)

1. Проверка домашнего задания.

2. Решение задач (устно).

1) На рис. 1 = DK, 1 =2. Найдите ЕС,DСK и DKС, если = 1,8 дм; DСЕ = 45º,DЕС =115º.



Рис. 1

2) ОВ = ОС, АО =; АСВ = 42º, DСF = 68º. Найдите АВС.



Рис. 2

II этап. Изучение нового материала

Цель деятельности

Совместная деятельность

Организовать выполнение практической работы с целью подготовки к восприятию новой
темы

(Ф/И)

Практическая работа.

Начертите MNK – такой, что ∆MNK = ∆ABC, если известно, что АВ = 4 см, A = 54°, В = 46°.

Построение:

1) отложить отрезок MN = 4 см, так как ∆MNK = ∆АВС, а значит, MN = AB;

2) построить NMP = 54°;

3) построить MNE = 46° по ту же сторону от прямой MN, что и NMP;

4) МРNE = K, ∆MNK – искомый.

(Идет обсуждение практического задания. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них.)

– Будут ли равны ∆АВС и ∆MNK, если АВ = MN, A = M, B = N? (Да, ∆ABC = ∆MNK.)

– Докажите равенство треугольников ABC и MNK.

Дано:ABC, ∆MNK, AB = MN, A = M, B = N.

Доказать:ABC = ∆MNK.

Доказательство:

Наложим ∆ABC на ∆MNK так, чтобы АВ совместилось с MN, а вершины С и K лежали по одну сторону от MN. Так как по условию задачи АВ = MN, то вершина А совместится с вершиной М, а вершина В – с вершиной N. Луч АС совместится с лучом МK, так как A = М, а луч ВС совместится с лучом NK, так как B = N.
Точка пересечения лучей АС и ВС совместится с точкой пересечения лучей МK и NK, то есть точка С совместится с точкой K. Получили, что треугольники ABC и MNK полностью совместились, а это значит,
что ∆ABC = ∆MNK.

– Итак, мы только что доказали второй признак равенства треугольников. Сформулируйте его и дайте ему название.

Определение: Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

– Второй признак равенства треугольников можно назвать признаком равенства треугольников по стороне
и прилежащим к ней углам

III этап. Решение задач на закрепление изученного материала

Цель деятельности

Совместная деятельность

Совершенствовать навыки решения задач по изученной теме

(Ф/И)

1. Решить задачи по готовым чертежам (устно).



Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5



Рис. 6 Рис. 7

1) На рис. 3 1 = 2 и 3 = 4. Докажите, что ∆АВС = ∆АDС.

2) На рис. 4 АС = СВ, А = В. Докажите, что ∆ВСD = ∆АСЕ.

3) На рис. 5 АD – биссектриса угла ВАС, 1 = 2. Докажите, что ∆АВD = ∆АСD.

4) На рис. 6 ВО = ОС, 1 = 2. Укажите равные треугольники на этом рисунке.

5) На рис. 7 1 = 2, САВ = DВА. Укажите равные треугольники на этом рисунке.

2. Решить задачу № 121 (самостоятельно).

3. Решить задачу № 126 (по рис. 74 учебника на с. 40).

4. Решить задачу № 127 (записать решение этой более сложной задачи на доске и в тетрадях).
127.

Дано:АВС, А1В1С1, АВ = А1В1, ВС = В1С1, В = В1; DAB, D1A1B1, ACD = A1C1D1.

Доказать:BCD = B1C1D1.

Доказательство:

1) Рассмотрим АВС и А1В1С1: АВ = А1В1 (по усл.), ВС = В1С1 (по усл.), В = В1 (по усл.), АВС = А1В1С1
(по двум сторонам и углу между ними), тогда AC = А1С1, А = А1, С = С1 (по определению равных треугольников).



Рис. 8

2) Рассмотрим BCD и B1C1D1, ВС = В1С1, BCD = B1C1D1 (так как BCD = С – ACD, B1C1D1 =
= С1 – A1C1D1).

В = В1 (по усл.). BCD = B1C1D1 (по стороне и двум прилежащим углам), что и требовалось доказать

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Что нового узнали на уроке?

– Кто может повторить второй признак равенства треугольников?

– Составьте синквейн по теме урока

(И) Домашнее задание: выучить доказательство теоремы из п. 19; решить задачи
№ 124, 125, 128
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   47


Урок18. Второй признак равенства треугольников

Цель деятельности учителя

Совершенствовать навыки решения задач на применение второго признака равенства треугольников

Термины и понятия

Треугольник, прилежащие углы

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют работать с геометрическим текстом (анализировать его, извлекать необходимую информацию)

Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: осознают важность и необходимость изучения предмета

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г)

Образовательные
ресурсы


• Тестовые задания

I этап. Актуализация опорных заданий учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить теоретический уровень усвоения материала

(И)

1. Доказательство второго признака равенства треугольников. (К доске вызывается один из учащихся, ответ его заслушивается всем классом.)

(Ф)

2. Фронтальная работа с классом – тестовые задания обучающего характера с последующей самопроверкой.

1) Для доказательства равенства треугольников ABC и MNK достаточно доказать, что:

a) AC = MN; б) C = N; в) ВС = NK.



Рис. 1

2) Для доказательства равенства треугольников ABC и EDF достаточно доказать, что:

a) AC = FE; б) C = E; в) A = F.



Рис. 2

3) Чтобы доказать равенство равносторонних треугольников ABC и MNK, достаточно доказать, что:

a) A = M; б) AB = MN; в) РАВС = РMNK.

4) Чтобы доказать равенство двух равнобедренных треугольников TOS и DEF c основаниями TS и DF соответственно, достаточно доказать, что:

a) O = E; б) TS = DF и T = D; в) TS = DF.

5) Выберите верное утверждение:

a) BC = ; б) AB = KN; в) BC = NM.



Рис. 3

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – а

II этап. Решение задач

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совершенствовать
навыки решения задач

(Г) Организует деятельность учащихся.

Учащиеся распределяются в группы по 3–4 чело-века и решают задачи
№ 130, 131, 133, выполняя рисунки и записывая краткие решения.

Учитель контролирует правильность решения задач в группах, при необходимости консультирует как целые группы, так
и отдельных учащихся.

Группы презентуют свои решения

130.

Дано:АВС и А1В1С1, СО, С1О1 – медианы, ВС = В1С1, В = В1, С = С1.

Доказать: 1) АСО = А1С1О1; 2) ВСО = В1С1О1.



Рис. 4

Доказательство:

1) Рассмотрим АВС и А1В1С1. ВС = В1С1 (по усл.), В = В1 (по усл.),
С = С1 (по усл.).

АВС = А1В1С1 (по сторонам и двум углам). АВ = А1В1, А = А1, АС = А1С1
(по определению равных треугольников).

2) Рассмотрим АОС = А1О1С1. АС = А1С1 (из п. 1), А = А1 (из п. 1).

АО = А1С1 .

АОС = А1О1С1 (по двум сторонам и углу между ними).

3) Рассмотрим ВСО = В1С1О1. ВС = В1С1 (по усл.), В = В1 (по усл.),
ОВ = О1В1 .

ВСО = В1С1О1 (по двум сторонам и углу между ними).

131.

Дано:DEF и MNP, EF = NP, DF = MP, F = P, EE1, DD1 – биссектрисы,
EE1DD1 = О, ММ1NN1 = K.

Доказать:DOE = MKN.



Рис. 5

Доказательство:

1) Рассмотрим DEF и MNP. EF = NP (по усл.), DF = MP (по усл.),F = P
(по усл.). DEF = MNP (по двум сторонам и углу между ними), тогда D = М, Е = N, DE = MN (по определению равных треугольников).

2) Рассмотрим DOE и MNK. DE = MN (из п. 1), EDO = NMK .

DEO = MNK .

DOE = MKN (по стороне и двум прилежащим углам), тогда DOE = MKN
(по определению равных треугольников).

133.

Дано:АВС, BD – биссектриса.

Доказать:АВС – равнобедренный.



Рис. 6

Доказательство:

Рассмотрим ABD и CBD: BD – общая, 1 = 2 (так как BD – биссектриса),
3 = 4 (так как BD – высота).

ABD = CBD (по стороне и двум прилежащим углам). АВ = ВС (по определению равных треугольников), значит, АВС – равнобедренный

III этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Оцените свою работу.

– Оцените работу в группе

(И) Домашнее задание: решить 129, 132, 134
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   47



Урок18. Второй признак равенства треугольников

Цель деятельности учителя

Совершенствовать навыки решения задач на применение второго признака равенства треугольников

Термины и понятия

Треугольник, прилежащие углы

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют работать с геометрическим текстом (анализировать его, извлекать необходимую информацию)

Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: осознают важность и необходимость изучения предмета

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г)

Образовательные
ресурсы


• Тестовые задания

I этап. Актуализация опорных заданий учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить теоретический уровень усвоения материала

(И)

1. Доказательство второго признака равенства треугольников. (К доске вызывается один из учащихся, ответ его заслушивается всем классом.)

(Ф)

2. Фронтальная работа с классом – тестовые задания обучающего характера с последующей самопроверкой.

1) Для доказательства равенства треугольников ABC и MNK достаточно доказать, что:

a) AC = MN; б) C = N; в) ВС = NK.



Рис. 1

2) Для доказательства равенства треугольников ABC и EDF достаточно доказать, что:

a) AC = FE; б) C = E; в) A = F.



Рис. 2

3) Чтобы доказать равенство равносторонних треугольников ABC и MNK, достаточно доказать, что:

a) A = M; б) AB = MN; в) РАВС = РMNK.

4) Чтобы доказать равенство двух равнобедренных треугольников TOS и DEF c основаниями TS и DF соответственно, достаточно доказать, что:

a) O = E; б) TS = DF и T = D; в) TS = DF.

5) Выберите верное утверждение:

a) BC = ; б) AB = KN; в) BC = NM.



Рис. 3

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – а

II этап. Решение задач

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совершенствовать
навыки решения задач

(Г) Организует деятельность учащихся.

Учащиеся распределяются в группы по 3–4 чело-века и решают задачи
№ 130, 131, 133, выполняя рисунки и записывая краткие решения.

Учитель контролирует правильность решения задач в группах, при необходимости консультирует как целые группы, так
и отдельных учащихся.

Группы презентуют свои решения

130.

Дано:АВС и А1В1С1, СО, С1О1 – медианы, ВС = В1С1, В = В1, С = С1.

Доказать: 1) АСО = А1С1О1; 2) ВСО = В1С1О1.



Рис. 4

Доказательство:

1) Рассмотрим АВС и А1В1С1. ВС = В1С1 (по усл.), В = В1 (по усл.),
С = С1 (по усл.).

АВС = А1В1С1 (по сторонам и двум углам). АВ = А1В1, А = А1, АС = А1С1
(по определению равных треугольников).

2) Рассмотрим АОС = А1О1С1. АС = А1С1 (из п. 1), А = А1 (из п. 1).

АО = А1С1 .

АОС = А1О1С1 (по двум сторонам и углу между ними).

3) Рассмотрим ВСО = В1С1О1. ВС = В1С1 (по усл.), В = В1 (по усл.),
ОВ = О1В1 .

ВСО = В1С1О1 (по двум сторонам и углу между ними).

131.

Дано:DEF и MNP, EF = NP, DF = MP, F = P, EE1, DD1 – биссектрисы,
EE1DD1 = О, ММ1NN1 = K.

Доказать:DOE = MKN.



Рис. 5

Доказательство:

1) Рассмотрим DEF и MNP. EF = NP (по усл.), DF = MP (по усл.),F = P
(по усл.). DEF = MNP (по двум сторонам и углу между ними), тогда D = М, Е = N, DE = MN (по определению равных треугольников).

2) Рассмотрим DOE и MNK. DE = MN (из п. 1), EDO = NMK .

DEO = MNK .

DOE = MKN (по стороне и двум прилежащим углам), тогда DOE = MKN
(по определению равных треугольников).

133.

Дано:АВС, BD – биссектриса.

Доказать:АВС – равнобедренный.



Рис. 6

Доказательство:

Рассмотрим ABD и CBD: BD – общая, 1 = 2 (так как BD – биссектриса),
3 = 4 (так как BD – высота).

ABD = CBD (по стороне и двум прилежащим углам). АВ = ВС (по определению равных треугольников), значит, АВС – равнобедренный

III этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– Оцените свою работу.

– Оцените работу в группе

(И) Домашнее задание: решить 129, 132, 134
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   47



Урок19. Третий признак равенства треугольников

Цель деятельности
учителя


Создать условия для изучения третьего признака равенства треугольников и его закрепления в ходе решения задач, отработки у учащихся умения применять изученные теоремы при решении задач

Термины и понятия

Треугольник, углы, стороны

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют работать с геометрическим текстом (анализировать его, извлекать необходимую информацию)

Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы


• Задания для фронтальной работы

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Проверить уровень
сформированности
теоретических знаний

(Ф/И)

1. Проверить домашнее задание. Для этого можно к доске вызвать троих учащихся.

2. У доски доказать второй признак равенства треугольников

II этап. Изучение новой темы

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Доказать третий признак равенства треугольников

(Ф)

Учитель сам читает формулировку третьего признака равенства треугольников и доказывает его до рассмотрения первого случая. Доказательство первого случая можно провести в виде беседы с учащимися.

Третий признак равенства треугольников: Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Дано:ABC, ∆А1В1С1, АВ = А1В1, ВС = В1С1, АС = А1С1.

Доказать: АВС = ∆А1В1С1.



Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

Доказательство:

Приложим ∆АВС к А1В1С1 (см. рис. 1), так чтобы сторона АВ совместилась со стороной А1В1 (они совместятся, так как по условию теоремы АВ = А1В1), а вершины С и С1, находились по разные стороны от прямой А1В1. Возможны три случая:

1) луч СС1 проходит внутри угла (рис. 2);

2) луч СС1 совпадает с одной из сторон угла В1С1А1(рис. 3);

3) луч СС1 проходит вне угла В1С1А1(рис. 4).

Докажем первый случай.

– Что вы можете сказать о треугольниках С1А1С и С1В1С? (Они равнобедренные.)

– Равны ли углы А1С1В1 и АСВ? Почему? (А1С1В1 = АСВ, так как А1С1В1 = A1C1C + B1C1C, ACB =
=
ACC1 + BCC1, a A1C1C = ACC1, B1C1C = BCC1, как углы при основании равнобедренных треугольников.)

– Равны ли ∆АВС и ∆А1В1С1? (∆АВС = ∆А1В1С1 по двум сторонам и углу между ними, так как АС = А1С1,
СВ = С
1В1, ACB = A1C1B1 по доказанному.)

– Итак, ∆АВС = ∆А1В1С1.

Далее можно предложить учащимся доказать равенство треугольниковАВСиА1В1С1во втором или третьем случае, а оставшийся случай рассмотреть дома.

Доказательство второго случая.

В1С1С – равнобедренный с основанием СС1, так как В1С1 = ВС = В1С по условию теоремы.

В1А1 – медиана ∆В1С1С, так как С1А1 = АС по условию теоремы, а АС = А1С. Медиана, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, является его биссектрисой, то есть С1В1А1 = СВА.

АВС = ∆А1В1С1 по двум сторонам и углу между ними (АВ = А1В1, ВС = В1С1 по условию теоремы, САВ =
= С1В1А1 по доказанному).

Доказательство третьего случая.

В1С1С – равнобедренный с основанием СС1, так как В1С1 = ВС по условию теоремы. B1C1C = ВСС1, как углы при основании равнобедренного треугольника. ∆А1С1С – равнобедренный с основанием СС1, так как
А1С = АС по условию теоремы. A1C1C = АСС1, как углы при основании равнобедренного треугольника.

В1С1А1 = ВСА, так как В1С1А1 = B1C1C – A1C1C, BCA = BCC1 – ACC1, a B1C1C = BCC1
и A1C1C = ACC1 по доказанному.

ABC = ∆A1B1С, по двум сторонам и углу между ними (ВС = В1С1, АС = A1C1, ВСА = B1C1A1).

Далее можно ввести понятие жесткой фигуры или предложить учащимся самостоятельно прочитать
с. 40 учебника – на уроке или дома


III этап. Решение задач на закрепление изученной темы

Цель деятельности

Совместная деятельность

На простых задачах отработать применение третьего признака равенства треугольников

(Ф/И)

1. Найдите пары равных треугольников и докажите их равенство.



Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7



Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10

2. Решить № 135 (устно).

3. Решить № 138 на доске и в тетрадях

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

– С чем познакомились на уроке?

– Задайте три вопроса по теме урока

(И) Домашнее задание: повторить п. 15–19, изучить п. 20; решить № 134, 136, 137
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   47