Файл: Келісемін бекітемін трбие ісіні мегерісі утверждаю Согласовано директор школы Зам. Директора по вр Зейб Е. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Что я знаю о самом себе (мое здоровье, мой характер, моя духовность, мои ценности)?
2. Что я знаю о других людях?
3. Кто или что помогает мне в самопознании, саморазвитии ( учителя, родители, друзья, чтение книг, средства массовой информации)?
Вопросы для диалога:
Каков (какая) ты?
Что ты можешь сказать о своих достоинствах и недостатках?
Каким бы ты хотел быть в окружающем мире?
Правда ли, что «Я» всегда зависит от ситуации: в кругу семьи «Я» - одно, в школе «Я» - другое, в компании друзей «Я» - третье?
Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят и борются два разных человека?
Рефлексия
Упражнение «Обратная связь»
Цель: обсуждение с группой, что им понравилось, что не понравилось, что он узнали или приобрели для себя нового.
Время: 10 минут
Инструкция: Обратная связь проходит в виде ответов участников на один и тот же вопрос (одни и те же вопросы) тренера.
Вопросы:
«Чему вы сегодня научились?»;
«Что нового вы узнали за сегодняшний день?»;
«Чем запомнился вам день тренинга?»;
«Что вы чувствовали сегодня в ходе?».
Получив от участников группы ответы на свой вопрос, тренер кратко подводит итоги дня.
Ритуал прощания
«Пожелания»
Цель: позитивное завершение занятия.
Время: 5 минут
Материалы: небольшой мячик.
Инструкция: «Группа высказывает пожелания друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
Занятие №2
Ритуал приветствия
«Привет, сегодня замечательный день…»
Цель: настроить участников группы на положительное начало занятия.
Время: 5 минут
Инструкция: Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...».
Разминка
Упражнение «Анаграммы»
Цель: активизация когнитивных процессов участников группы, подведение к теме занятия.
Время: 10 минут
Материалы: листы со словами, ручки
Инструкция: Анаграмма — это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания. Для расшифровывания лучше предлагать группе 5-7 анаграмм различной сложности. В этом контексте данное задание не носит соревновательного характера, поэтому нужно,
чтобы у каждого участника, независимо от уровня его вербального интеллекта, была возможность хотя бы частично справиться с ним.
Термины, использованные тренером для выполнения задания, должны соотноситься с содержанием тренинга. Тогда мы свяжем выполнение этого задания с погружением в проблемное поле тренинга, и тем самым его использование будет восприниматься участниками как вполне обоснованное.
Основной блок
Упражнение «Начальник — сотрудник—подчиненный»
Цель: изобразить поведение уверенного в себе человека, демонстрируя разные способы поведения.
Время: 20 минут
Инструкция: участники работают в парах. Задача — обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения:
более уверенно, ставя себя выше;
уступая собеседнику, как бы подчиняясь;
с чувством собственного достоинства, но без вызова.
Каждый участник должен попробовать себя во всех вариантах.
Домашнее задание: в разговоре понаблюдать, в каком из трех состояний находится ваш собеседник.
Упражнение «Уверенность и неуверенность»
Цель: ознакомление участников с понятиями «уверенность» и «неуверенность», показать различия между ними.
Время: 25 минут
Материалы: тетради, ручки
Инструкция: «Сейчас мы будем кидать друг другу мячик и при этом говорить то, что приходит нам в голову в связи со словом «уверенность» (например: сила, спокойствие, или - медведь, пантера, море на закате и т.д.).
А теперь прочувствуем состояние уверенности в себе: походим уверенной походкой, сядем уверенно на стул, посмотрим друг на друга уверенно, пожмем уверенно руку соседу».
Вопросы:
Что вы ощущали?
Что такое уверенный взгляд, уверенное рукопожатие?
Как мы сидим уверенно (расправив плечи, ненапряженно)?
Результаты анализа подростки заносят в тетрадь, а ведущий фиксирует на доске в первом столбике таблицы:
Уверенное поведение | Неуверенное поведение |
| |
Упражнение «Иностранец»
Цель: введение понятия «агрессивное поведение», формирование навыков взаимодействия в сложных ситуациях.
Время: 20 минут
Инструкция: Несколько человек выходят за дверь, в это время один из оставшихся участников получает инструкцию: «Вы иностранец, ни слова не понимаете по-русски, поэтому молчите и объясняетесь только мимикой и жестами». Возвращается первый участник и получает задание: «Этот человек иностранец. Попросите у него жетон для телефона, который вам необходим. Никого поблизости нет, вы вынуждены общаться только с этим человеком».
Во время игры задание пытаются выполнить все, кто вышел за дверь, по очереди возвращаясь в аудиторию. В процессе обсуждения ведущий подводит ребят к теме агрессивного поведения.
Вместе с участниками анализируется поведение каждого «просящего»:
Какие стратегии он применял, насколько он был агрессивен в ситуации, когда его не понимали, когда невозможно было сделать то, что хочешь, когда другой не соответствовал его ожиданиям?
Каковы признаки агрессивного поведения?
По каким признакам вы определяли агрессивное поведение?
Какие чувства испытывал просящий?
Продолжаем заполнять таблицу:
Уверенное поведение | Неуверенное поведение | Агрессивное поведение |
| | |
Рефлексия
Упражнение «Обратная связь»
Цель: обсуждение с группой, что им понравилось, что не понравилось, что он узнали или приобрели для себя нового.
Время: 10 минут
Инструкция: обратная связь проходит в виде ответов участников на один и тот же вопрос (одни и те же вопросы) тренера.
Вопросы:
«Чему вы сегодня научились?»;
«Что нового вы узнали за сегодняшний день?»;
«Чем запомнился вам день тренинга?»;
«Что вы чувствовали сегодня в ходе?».
Получив от участников группы ответы на свой вопрос, тренер кратко подводит итоги дня.
Ритуал завершения
«Аплодисменты по кругу»
Цель: позитивное завершение занятия.
Время: 5 минут
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Занятие №3
Ритуал приветствия
«Никто не знает, что я...»
Цель: настроить участников на позитивное начало занятия, позволить выразить себя.
Время: 5 минут
Инструкция: «Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».
Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:
«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;
«Я очень рад тому, что я...»;
«Я готов горы свернуть, потому что...»;
«Мы все сегодня будем...».
Разминка
«Передай предмет»
Цель: настроиться на продуктивную работу, повысить концентрацию внимания.
Время: 10 минут
Материалы: небольшой мячик
Инструкция: участники должны по кругу передавать мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.
Основной блок
Упражнение «Я такой, какой я есть»
Цель: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Время: 20 минут
Материалы: листы, карандаши или фломастеры
Инструкция: Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
Упражнение «Я сильный – Я слабый»
Цель: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.
Время: 25 минут
Инструкция: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем то же самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.
Вопросы для обсуждений:
Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
Почему, как вы думаете?
Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый».
Упражнение «Я люблю себя за...»
Цель: развитие навыка говорить о своих качествах без стеснения, повышение самооценки.
Время: 15 минут
Инструкция: каждый участник по очереди выходит в центр круга и в течение одной минуты перечисляет, за что он себя любит, начиная словами: «Я люблю себя за ...», и затем больше их не повторяя.
Рефлексия
Упражнение «Обратная связь»
Цель: обсуждение с группой, что им понравилось, что не понравилось, что он узнали или приобрели для себя нового.
Время: 10 минут
Инструкция: обратная связь проходит в виде ответов участников на один и тот же вопрос (одни и те же вопросы) тренера.
Вопросы:
«Чему вы сегодня научились?»;
«Что нового вы узнали за сегодняшний день?»;
«Чем запомнился вам день тренинга?»;
«Что вы чувствовали сегодня в ходе?».
Получив от участников группы ответы на свой вопрос, тренер кратко подводит итоги дня.
Ритуал завершения
«Аплодисменты»
Цель: Позитивное завершение занятия, повысить настроение участников.
Время: 5 минут
Инструкция: Участники сидят или стоят в кругу. По желанию один из участников выходит в центр круга, а остальные начинают ему бурно аплодировать. Аплодисменты продолжаются столько, сколько этого захочется стоящему в центре круга. Когда он решает, что ему достаточно внимания, он благодарит группу (тем способом, который выберет он сам, - говорит «спасибо», кланяется, делает реверанс, пожимает каждому руку и т. д.) и возвращается в круг. После этого место в центре круга занимает следующий участник.
Процедура продолжается до тех пор, пока есть желающие выйти в круг. В хорошо работающей группе обычно каждому хочется получить свою порцию почитания в кругу. Однако может случиться, что кто-то окажется слишком стеснительным. В такой ситуации тренеру стоит предложить этому участнику все же выйти в центр круга за аплодисментами; вполне возможно, что мягкого приглашения от тренера будет достаточно, чтобы человек на это решился.
Если и это не сработает, можно предложить группе наградить этого человека «специальной» овацией: участник остается на своем месте в окружности, а находящиеся рядом с ним члены группы просто разворачиваются к нему. Если смущающихся участников двое, можно предложить им выйти в круг вместе.