Файл: Методические рекомендации к ним (4 семестр. Все группы) Тема Становление и этапы исторического развития философии План.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания.



  1. Философское понимание пространства и времени.

Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.

Наиболее общая характеристика пространства — свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует две концепции пространства и времени:

субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность.

Различают метрические (т.е. связанные с измерениями) и топологические (например, связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства пространства и времени.

Топологические характеристики описывают: прерывность и непрерывность, размерность,свяэность, ориентируемость.

Метрические характеристики: кривизну, конечность и бес-конечносгь, изотропность, гомогенность.

Всеобщие свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и i:n.), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность; трехмерность.

С протяженностью пространства неразрывно связаны его метрические свойства, выражающие особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей.

Специфические (локальные) свойства пространства:
симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы, определяющие различные системы.

Всеобщие свойства времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и ассиметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему.

Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.

Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Теория относительности вывела глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство — время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
Литература для подготовки к семинару:

Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - М., 2005.

  2. Философия: уч. пособие для вузов/ Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д., 2004.

  3. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. - М., 2000-2001.

  4. Мир философии: книга для чтения: В 2 ч. - М., 1991.

Дополнительная литература:

  1. Доброхотов А.Л Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

  2. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. - М., 2002.

  3. Клековкин Н.М. Сущность пространства и времени. - Киров, 1994.

  4. Гайденко П.П. Бытие и разум. // Вопросы философии. 1997, №7.

  5. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. - М., 1988.


Тема 4. Философия науки

План:

  1. Научное и вненаучное знание.

Философия науки представляет собой философское исследование науки, начиная с древних научных концепций и кончая современными, высокоабстрактными научными теориями.

Предварительным образом науку можно определить как систематическое, дифференцированное, осуществляемое сообществом ученых исследование окружающей реальности, имеющее своей целью ее объяснение и понимание.

Под наукой обычно понимается не только процесс изучения мира, обладающий определенными особенностями, но и результат этого процесса, представляющий собой множество научных теорий, описывающих конкретные фрагменты реальности.

Значение определения науки не следует переоценивать. Понятие науки является одновременно и неясным, и неточным. Было предпринято много попыток выявить тс особенности научных теорий, которые позволили бы отграничить последнее от псевдонаучных концепций, подобных алхимии или астрологии. Но полной определенности и отчетливости понятию "наука" так и не удалось придать.

Степень содержательной ясности научных понятий определяется, прежде всего, достигнутым уровнем развития науки. Неразумно было бы поэтому требовать большей – и тем более предельной – ясности в тех научных дисциплинах, которые для этого еще не созрели.

Важно также, что понятия, лежащие в основании отдельных научных теорий (такие, как множество в математике или логическое следование в логике), по необходимости остаются содержательно неясными до тех пор, пока эти теории способны развиваться. Полное прояснение таких понятий означало бы, в сущности, что перед теорией уже не стоит никаких вопросов.

Это относится и к понятию науки. Научное познание мира является бесконечным предприятием. И до тех пор, пока оно будет продолжаться, понятие науки останется не вполне ясным и точным.

Научное и вненаучное знание

Понятие науки может быть в определенной мере прояснено путем противопоставления науке других способов познания и псевдонауки.

Можно выделить следующие виды вненаучного познания.

  • 1. Обыденно-практическое познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимое для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.

  • 2. Мифологическое познание, стремящееся объяснить мир, прибегая к фантастическим и эмоциональным образам. При всей своей фантастичности миф объясняет природные и социальные явления, предоставляет определенные модели для деятельности, определяет правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

  • 3. Религиозное познание представляет собой познание реальности через призму "символов веры", основным из которых является требование верить в сверхъестественное.

  • 4. Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить – в литературе, музыке, живописи, скульптуре – самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественные образы дополняют научные понятия.

  • 5. Философское познание, рассматривающее мир как целостность, представляет собой своеобразный синтез научного и художественного видов познания; философия является наукой, но своеобразной, так как она оперирует не только понятиями, но и понятиями-образами, которые близки и к научным понятиям, и к художественным образам.


В отличие от этих видов познания научное познание предполагает объяснение и понимание исследуемых явлений, зачастую поиск закономерностей в исследуемой области, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой теории. Наука не должна противопоставляться обыденнопрактическому познанию, так как социальные и гуманитарные науки опираются на жизненный опыт, а сам житейский опыт выражается в форме традиций, верований, авторитетов, здравого смысла и т.п.

К псевдонаукам относятся теоретические концепции, в принципе не совместимые с наукой. Псевдонауки чрезвычайно разнообразны, но их общая черта в том, что каждая псевдонаука явно противоречит основным требованиям научного метода, использует совершенно иные, чем в науке, категории, не принимает во внимание ведущие идеалы науки, пренебрегает принципами научного обоснования и научной критики и т.п.

Типичными примерами псевдонаук являются разнообразные оккультные науки, подобные алхимии, астрологии, френологии, хиромантии, физиогномике и т.д. Понятия науки и псевдонауки являются не противоречащими, а противоположными понятиями. Они исключают друг друга, но вместе не исчерпывают множества теоретических концепций, претендующих на объяснение и понимание изучаемого ими круга явлений. Псевдонауки не просто практически бесполезны. Они вредны, поскольку создают видимость объяснения и понимания тех явлений, которые не могут быть объяснены и поняты.

Типичной псевдонаучной концепцией является, в частности, алхимия. Алхимия – необычный феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественнонаучные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Нужно помнить, что в Средние века алхимия считалась ересью и занятия ею сурово преследовались. Главной целью алхимиков являлись поиски так называемого философского камня ("великого эликсира", "великого магистерия", "красной тинктуры" и т.д.), способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. "Философский камень" должен был, кроме того, обеспечивать вечную молодость, излечивать все болезни и т.д.

Алхимия, существовавшая в рамках средневековой культуры, не могла не разделять основные особенности этой культуры: ее общую спиритуалистическую ориентацию, догматизм и авторитарность, традиционализм и символизм, иерархизм и т.д. Этому не способно было помешать даже то, что алхимия, стоявшая между оккультным теоретизированием и химико-техническим имитирующим ремеслом, представляла собой изнанку магистральной культуры.


Символический характер алхимии проявлялся, в частности, уже в параллелизме двух действий: превращения вещества в процесс "великого делания" являлись только символом параллельной внутренней работы алхимика над собой. "Великое делание", призванное дать в итоге философский камень, было лишь внешней стороной алхимического процесса, символизировавшей то, что в его ходе сам алхимик уподоблялся Богу. Неслучайно алхимия считалась в Средние века ересью. В рассуждениях алхимиков ртуть и сера – не только вещества, но и бесплотные принципы, газ – не только нечто воздухоподобное, но и таинственный дух и т.н.

В алхимическом рецепте, принадлежавшем по преданию испанскому философу и логику Раймонду Луллию, предписываются, в частности, такие действия: "Непроницаемые тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови".

Этот рецепт столь же темен, как и тени, покрывающие реторту с драконом внутри. Может даже показаться, что это бессмысленное бормотание мага или шарлатана, рассчитанное на непосвященных и не имеющее никакого отношения к химии.

Но как раз с химической стороной дело оказалось относительно простым. Уже в XIX в. этот рецепт был расшифрован, таинственные львы и драконы исчезли, и вместо них появились самые обыкновенные вещества. Буквальное химическое прочтение алхимического рецепта показало, что в нем описывается серия химических превращений свинца, его окислов и солей. В частности, горючей водой оказался обычный ацетон.

Однако только химического толкования и прояснения явно недостаточно. Оно выявляет лишь скелет алхимического текста, оставляя в стороне все остальное, без чего алхимия перестает быть полнокровным средневеково-противоречивым культурным явлением.

Алхимия, выявившая целый ряд химических веществ и описавшая их взаимодействие друг с другом, явилась предшественницей возникшей в XVII в. науки химии. Алхимия не была наукой, хотя и опиралась частично на опыт и использовала некоторые собственно химические методы. Существование философского камня физически (онтологически) невозможно, поскольку противоречит хорошо обоснованным законам природы.