Файл: Цель исследования выявить особенности волонтерской деятельности как формы государственной молодежной политики в рф. Задачи исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а именно: формирование ресурсного центра поддержки добровольчества, внедрение Единой информационной системы «Добровольцы России», проведение обучающих программ.

Для развития добровольчества в регионе проводятся обучающие семинары, форумы, реализуются социально значимые проекты. У волонтеров есть возможность получить денежные средства на воплощение в жизнь своих инициатив. Для прогрессивного развития волонтерства как направления государственной политики необходима общественная и информационная поддержка, а также поддержка со стороны системы образования. В последнее время существует тенденция увеличения числа школьников и студентов, которые вступают в волонтерские объединения, занимаются общественной деятельностью с целью самореализации, установления личных контактов, желания найти новых друзей, накопить жизненный опыт, навыки, применить свои знания на практике.

Добровольческое движение способствует развитию и совершенствованию социальных и профессиональных компетенций студентов, готовит их к практической деятельности и содействует формированию социальной мобильности. Студенческая добровольческая активность проявляется в различных направлениях волонтерства (социальном, медицинском, событийном и других), в том числе в рамках студенческого самоуправления. Добровольчество есть мощный инструмент и ресурс для решения серьезных социальных проблем, повышения эффективности работы студенческих сообществ, представляющих экономический, политический и социальный потенциал страны [1.с.198].

Волонтерство развивается в условиях постоянных социально-экономических и политических трансформаций, добровольческая деятельность является общественно полезной, востребованной, имеет позитивную направленность, нацелена на конкретные социально значимые результаты. В современном российском обществе увеличивается социальный заказ на добровольческую деятельность, растет потребность общества в добровольцах, поскольку не теряют своей актуальности общественные проблемы (экономические, социальные, экологические, культурные, политические и т.д.).

В последние годы накоплен значительный практический опыт реализации волонтерских проектов как на федеральном и региональном уровнях, так и на местном. Опыт организации волонтерской работы на Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. используется как в спортивном, так и в других видах волонтерства; расширяет сферу своей деятельности Ассоциация волонтерских центров - Федеральный ресурсный центр по развитию добровольчества.


Дополнительный импульс для развития получает именно молодежное добровольческое движение, молодые добровольцы становятся важными субъектами реализации государственных задач в сфере социальной политики. Развитие школьного и студенческого добровольчества является эффективным инструментом для решения проблем социальной политики современного общества.

Таким образом, государственная политика в сфере поддержки добровольческого движения претерпевает определенные изменения: принимаются новые программы развития волонтерства, проводятся конкурсы поддержки добровольческих проектов. Тем не менее, необходимы дополнительные усилия в области нормативно-правового обеспечения добровольческого движения, развития перспективных направлений волонтерства. Необходимы также практические рекомендации по развитию волонтерства в различных сферах.
3.Перспективы развития волонтерской деятельности в сфере государственной молодежной политики

Волонтерская деятельность в современном мире развивается каждый день. Не стоит на месте и государственная молодежная политика. Волонтерская деятельность имеет много граней развития и тем самым позволяет развиваться молодежной политики нашей страны. Значительный толчок в развитии молодежной политики существенно помогло волонтерство. Один из видов волонтерства, которое помогает развиваться молодежной политики - это событийное волонстерство. В связи с этим было разработано достаточно много различных методических рекомендаций по вовлечению молодых людей в волонтерскую деятельность.

Существенный вклад в Российской Федерации оказали Всероссийские молодежные образовательные форумы. Данные проекты помогают развивать молодежную политику, давая возможность решить массу существенных проблем современного общества. Задаются серьезные вопросы и принимаются серьезные решения. Одним из таких достаточно серьезных форумов является Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория Смыслов на Клязьме». На площадке данного форума на различных сменах решаются важные вопросы молодежи, а также молодежь предлагает собственные проекты и инновации, стремится развивать не только себя, но и подрастНа каждой из смен форума работали волонтеры около 60 человек - данные волонтеры выполняли функционал волонтеров-кураторов. А также у данных волонтеров были тим-лидеры. Данная схема работы достаточно привычна на больших мероприятиях, однако такая система не всегда является действенной.



Также на площадке работали стажеры-организаторы в составе около 70 человек на протяжении всех смен. У организаторов-стажеров были руководители, наставники и тренера. Такая система взаимодействия стажер-организатор-наставник-тренер-организатор была более совершенна по причине того, что даже новичок, ни разу не бывавший на подобных мероприятиях и площадках мог чувствовать себя комфортно и ощущать поддержку от других людей. Стажер-организатор в любое время мог спросить совета и получить ответ на свои вопросы. Также организаторы-стажеры учились, не только занимались работой организации процесса форума. У них была возможность проработать своих слабости и понять свои сильные стороны с тренером.

Если говорить об организации волонтерского и стажерского состава в целом, то тут нужно указать, что у волонтеров-кураторов не было системности действий. Им поступало достаточно большое количество задач, которые выполнить не всегда представлялось возможным.

Собственные рекомендации по организации процесса волонтерской деятельности считаю тут организацию системности и четкой упорядоченности действий волонтерского корпуса в целом и каждого волонтера по отдельности, а также постоянное координирование действий волонтеров руководством, в частности не опытных волонтеров. Чтобы деятельность на площадке была системная и организованная перед каждым волонтером должен стоять определенный перечень выполняемых ими работ, тогда не будет хаоса на площадке мероприятия, а также «столпотворения волонтеров для того, чтобы просто поболтать». С учетом того, что у волонтера на площадке мероприятия может быть не нормированный рабочий день, то у каждого волонтера должно быть время на отдых (это не касается ежедневной потребности в виде сна). Волонтер может и должен по мере своего свободного времени посещать образовательные лекции и тренинги для повышения собственного уровня личностного развития. Однако, в некоторых функционалах данная проблема достаточно существенная. Например, при работе в пресс-службе. У волонтера работа происходит все его дневное время, и посещение лекций и тренингов становится фактически невозможной.

Однако, были моменты, где в организации волонтерского корпуса были недостаточно правильно выстроенная работа с волонтерами. Самой большой ошибкой, по моему мнению, было то, что волонтеры-атташе были из тех же регионов, что и сами участники. Это достаточно сильно удивило, по приезду на площадку фестиваля. Считаю, что было бы намного уместнее перемешать волонтеров-атташе между разными регионами и странами, так было бы интересней и участникам фестиваля, и самим волонтерам. Было видно, что волонтерам-атташе скучно на данном мероприятии и они не особо заботились о своих участниках, предоставляя им самим себя.


Также, достаточно много волонтеров существенно не знали площадку мероприятия, что тоже достаточно остро ощущалось на мероприятии. Спросить дорогу, или где находится тот или иной павильон было достаточно проблематично. Считаю, что волонтеры, особенно масштабных мероприятий всегда должны знать площадку мероприятия и суметь ответить на любой вопрос, который им задает участник. Главное, чтобы волонтер знал основные места, которые будут необходимы участникам. Это тоже существенная ошибка организаторов фестиваля.

Стоит отметить про организацию волонтерами региональных и муниципальных мероприятий. В данных случаях территория форума или мероприятия достаточно сужается, но и тут имеются определенные проблемы, которые необходимо решать. Не всегда у волонтеров перед данными мероприятиями проводится обучение: либо у организаторов не хватает времени, либо не хватает средств на проведение обучения для волонтерского корпуса. Не зависимо от уровня мероприятия, обучение должно производиться всегда, так как от этого зависит успех мероприятия. Не всегда на проектах муниципального уровня есть четкое понимание структуры и работы волонтерского корпуса в целом. Если в команде присутствуют не опытные волонтеры - они попросту растеряются и у них останется негативное впечатление о волонтерской деятельности. Это одна из причин того, почему многие волонтеры не возвращаются впоследствии в системную волонтерскую деятельность.

Поэтому должна существовать четкая градация действий волонтерского корпуса. Организаторами для каждого функционального направления должны быть разработаны и прописаны цели и задачи, а также итог, который организаторы хотят получить исходя из планируемой работы волонтерского корпуса. От этого, по моему мнению, зависит существенная часть площадки мероприятия. Также существенно важно то, в каком эмоциональном и физическом состоянии находится волонтер и способен ли он выполнять определенную волонтерскую работу. Данный фактор тоже необходимо учитывать, организовывая работу волонтерского корпуса.

Также существенную и далеко не последнюю роль в организации и проведении мероприятий, в зависимости от субъекта, название может быть разным, играет управление по делам молодежи.

Данная организация может и должна выступать помощником в организации и проведении мероприятий. А также должно быть постепенно налаженный взаимный диалог вместе с организаторами, управлением по делам молодежи и непосредственно волонтерами. Не во всех регионах развиваются данные диалоги, чаще всего они остаются монологами, из стороны волонтеров в сторону управления по делам молодежи. Это тоже создает проблему для полноценного понимания и осуществления проектов волонтерами и волонтерскими организациями.


Таким образом, считаю, что рекомендации по развитию волонтерской деятельности в государственной молодежной политики следующими:

- разработать и написать единую программу по обучению волонтеров перед предстоящими мероприятиями и проектами (данная программа должна быть написана совместно с управлением по делам молодежи, организаторами мероприятий или форумов и непосредственно с волонтерами) - как известно анализ строится по трем точкам;

- в волонтерском корпусе обязательно должен находится наставник и тренер волонтерского корпуса (в разных ситуациях возникают различные психологические и личные проблемы);

- организовывать постоянную систему задач, поставленных волонтеру, но и одновременно приучать работать в многозадачном режиме;

- производить обучение волонтерского корпуса на протяжении всего мероприятия или форума (например, опытному волонтеру в одном функционале, давать возможность попробовать себя в другом), таким образом развивая опыт наставничества у волонтеров, соответственно производить личностный и профессиональный рост волонтера;

- обязательное время на отдых у волонтера (это должны быть часы разгрузки, когда волонтер переключается на возможность поиграть или, например, почитать интересную ему книгу), тогда вероятность включенности в работу будет максимальным;

- осознание волонтером своей значимости на площадке мероприятия, а также понимание, что он тут хозяин, и что он принимает у себя гостей, поэтому должен знать все места связанные с площадкой мероприятия, а также все правила и ответы на простые вопросы участников (данная информация поможет волонтеру почувствовать себя нужным и важным на площадке мероприятия);

- также не менее важной рекомендацией будет в рамках событийного волонтерства заключение трудового договора между организатором и волонтером (существенно повысит ответственность и причастность к организации форума или мероприятия);

- ещё одним необходимым, по моему мнению, должно стать введение единой волонтерской книжки в субъектах Российской Федерации, что позволит волонтерам на документальном уровне осознавать важность и действенность своих проектов, в которые были вложены его труд, силы и время;

- существенной необходимость также является причисление работы волонтерской деятельности к трудовому стажу на законодательном уровне, тем самым значительно повысив мотивацию молодых людей заниматься волонтерской деятельностью. Считаю, что данная привилегия должна быть не у всех волонтеров, так как есть волонтеры, которые отработали к примеру, два-три мероприятия, а другие десять-сорок мероприятий.