Файл: Дисциплина История Практическое занятие 3 Обучающийся Тимошина Светлана Сергеевна Преподаватель Новикова Наталья Львовна Задание 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ученик читает стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: -Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась…
Слово учителя. Это стихотворение написал известный советский писатель Константин Симонов. С ним мы будем более подробно знакомиться в этом году на уроках литературы. Как мы видим, все страшные события 1941 года отображены в строках произведения поэта военного времени.
Листаем далее наш литературно-исторический журнал.
1942 год.
Звучит мелодия группы «Любэ» «А на войне как на войне..»
Сообщение учащегося. 1942 год – второй мятежный год Великой Отечественной войны. Год тяжелых потерь, год первых достижений и великих надежд на долгожданную победу. Решающим событием для 1942 года была битва под Сталинградом. В январе 1942 года был заключен договор СССР с Ираном и Великобританией о взаимопомощи в Великой Отечественной войне против фашистских оккупантов.
Давайте посмотрим, как это было.
1943 - 1944 военные годы.
Звучит мелодия В.Высоцкого «Только он не вернулся из боя». На слайде появляется фото В.Высоцкого.
Слово учителя. Одним из музыкантов, бардов послевоенного времени был В.Высоцкий, песня которого сейчас прозвучала.
Знакомство с фотопрезентацией памятников неизвестному солдату (рубрика «Они отстояли Родину»).
Чтение стихотворения учащимися:
Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Саперными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
Кто был в боях и знает край передний,
Кто на войне товарища терял,
Тот боль и ярость полностью познал,
Когда копал «окоп» ему последний.
За маршем — марш, за боем — новый бой!
Когда же было строить обелиски?!
Доска да карандашные огрызки,
Ведь вот и все, что было под рукой!
Последний «послужной листок» солдата:
«Иван Фомин», и больше ничего.
А чуть пониже две коротких даты
Рождения и гибели его.
Эдуард Асадов.
Беседа с учащимися (анализ проделанной работы).
О чем мы узнаем в стоках стихотворения этого автора? Почему для нас так важны события 1941-1945 годов?
III. Заключительная часть
Слово учителя. Вот и подошел к концу наш исторический журнал. Станицы его пожелтели, но буквы и страшные стоки отчетливо видны до сих пор. Они написаны кровью тех людей, которые отстояли для нас Великую Победу.
Лингвистическая минутка.
Что для вас означает слово «Победа»? Давайте послушаем сообщение о его значении.
Сообщение ученика.
«Победа — успех в сражении, соревновании, закончившийся поражением соперника». Такое обозначение дает нам толковый словарь Ожегова. Слово происходит от старославянского «побѣда». Интересно, что общим для всех этимологических вариантов будет то, что слово «победа» восходит к слову «беда», одним из значений которого — «война». Отсюда и первая версия значения слова: «то, что произошло после беды (войны). Это одна из версий, которые дает этимологический словарь русского языка.
Рефлексия. Составление плаката на тему «Моя Победа!»? (Раздаю пустые карточки, дети пишут на них, как они понимают значение слова «победа». Затем они прикрепляют на плакат небольшие карточки со своими записями на доске. Это будут выводы к нашему занятию)
Завершение занятия.
Слово учителя. Мы с вами – дети Великой Победы. Уже 75 лет наша страна отмечает этот праздник. Ежегодно по всей России проходят мероприятия, связанные с датой окончания войны. Давайте не будем никогда забывать подвиг наших дедов и прадедов, отвоевавших нам мирное небо над головой. Это наш с вами долг перед Отечеством как потомков Великой битвы, страшной войны 1941 – 1945 гг.
Всего Вам доброго. До новых встреч!
Задание 10. Ознакомьтесь с видеороликом «Путин о демографии» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=VSJVBGP8obI (скопируйте ссылку и вставьте в адресную строку браузера)
Какую глобальную проблему, стоящую перед Россией, поднимает президент В.В. Путин в своём выступлении?
Демография.
Задание 11. Подготовьте занятие с детьми дошкольного возраста по формированию навыков самообслуживания, используя художественные картины второй половины ХХ века. Придумайте проверочное задание для детей, которое они должны представить в форме рисунка.
«Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода»
Автор: Стародубова Галина Николаевна, МБДОУ№2 «Дюймовочка», г. Шарыпово
Образовательная область Коммуникация. Старший дошкольный возраст.
Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.
Задачи:
1. Учить детей рассматривать и сравнивать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным.
2. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.
Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация, Художественное творчество.
Материал:
Репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
Проектор, DVD для просмотра репродукций русских художников.
Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Март».
Стихи русских поэтов о весне.
Бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования, мольберты.
Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна.
Предварительная работа:
1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
4. Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
5. Рисование времен года.
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.
Ход НОД
Организационный момент:
Воспитатель:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Я дарю вам лучик этот,
Пусть вам так же ярко светит!
- Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…
Зима ушла, а весна…пришла.
Зима холодная, а весна…теплая.
Зимой солнце светит, а весной…греет.
Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.
Молодцы!
- А сейчас я хочу прочесть вам свои любимые стихи про времена года, а вы должны догадаться, о каком из них идет речь и как вы узнали. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать.
1. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело. И.Суриков
2. Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. К.Бальмонт
3. Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли;
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета,
Значит, это уже … лето. Е.Трутнева
4. Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (весна)
- А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею.
(показ репродукций русских художников – 8 шт., по две каждого времени года, DVD).
- Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор.
Воспитатель на мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоят мольберты с репродукциями.
Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы – музыку, а художники – картины.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картинами о весне, внимательно рассмотрим их и сравним.
В каком жанре написаны эти картины? Это натюрморт, портрет? Правильно, это пейзаж.
Вот картина Саврасова А. К. «Грачи прилетели».
Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?
Где побывал художник, чтобы написать эту картину?
По каким признакам можно определить, что на картине весна?
Как художник передал в картине пробуждение природы?
Чего в картине больше: земли или неба?
Какие тона преобладают: теплые или холодные?
Каких красок больше?
Как бы вы назвали эту картину?
- Устали глаза? Медлить нельзя!!!
Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!
Гимнастика для глаз. Предлагается глазами отыскать в группе: солнышко, капли дождя, цветок, птицу, гнездо. Проследить глазами полет птицы до гнезда.
- Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину!
Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.
- Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это.
- А сейчас рассмотрим репродукцию картины художника Левитана И.И. «Большая вода».
Какой период весны изобразил художник на этой картине?
Одинаковые ли краски использовали оба художника?
Одинаково ли изображено состояние природы7
Как бы вы назвали эту картину?
И эту картину мы с вами тоже попробуем услышать и почувствовать ее запахи.
Какая картина самая громкая? Почему?
А какая картина пахнет вкуснее? Почему?
В каком из этих уголков вы хотели бы побывать? Почему?
Мы с вами рассмотрели две картины великих русских художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года.