Файл: Индивидуальное домашнее задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.

Методологические функции связаны с влиянием философии на способы достижения цели в познавательной и практической деятельности. Метод (от греч. «методос» — путь к чему-либо) — способ достижения цели, совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности.

Эвристическая функция (от греч. «эвриско» — отыскиваю, открываю) состоит в содействии приросту научных знаний, выработке творческих принципов. Любые научные положения, в особенности теории, возникают не только на основе прежних теорий и эмпирических (опытных) данных, но и определённых вненаучных, т. е. философских предпосылок. Эти философские основания науки могут осознаваться, а могут и не осознаваться самими учёными, но они обязательно имеют место в научном поиске. Например, развитие фундаментальной для всего естествознания атомно-молекулярной теории и связанные с нею многообразные экспериментальные исследования в физике и химии XIX века основывались на выдвинутой ещё философами древности идее о том, что мир состоит из атомов — неделимых частиц материи. Кстати, более двух тысяч лет эта философская идея была не востребована наукой.

Ещё пример: Допустим, врач изучает факторы, обусловливающие возникновение какого-либо заболевания. Этих факторов много, но они неравнозначны. Согласно диалектике (в данном случае философской теории детерминации), в возникновении любого следствия могут участвовать 3 фактора: причина, условия и повод. Чтобы разработать подлинно научную теорию о причинах болезни (она именуется этиологией), врач должен, во-первых, знать о том, что имеется 3 детерминирующих фактора, и, во-вторых, он должен знать критерии отличия этих трёх факторов друг от друга. Нужно подчеркнуть, что всё это предпосылочное знание в рамках самой медицины не разрабатывается, оно разрабатывается философией. Если его не будет, то врач создаст не этиологическую теорию, а простую сводку данных об участии различных факторов в возникновении заболевания, что, кстати, нередко и случается.


Таким образом, научная теория для своего создания требует определённых философских категорий, положений, принципов. Не только приведённые в данном примере философские категории причины, следствия, условий вплетаются в ткань науки, но и все другие (пространство, время, движение, качество, количество, противоречие, случайность, необходимость, часть, целое и т. д.). При этом категории и принципы философии подсказывают, определяют наиболее общие правильные направления познавательного поиска при частно-научных исследованиях, задают наиболее общую их программу. В этом смысле философия в совокупности её категорий, принципов и законов выполняет функцию общего метода познания для всей науки и всех других сфер культуры.

Выше имелся в виду тот случай, когда содержание самих категорий и принципов философии адекватно (правильно) отражает мир. Если же содержание категорий и принципов философии неадекватно, то они могут заводить научное познание в тупик или даже блокировать целые научные направления, как это было, например, с генетикой в СССР в 1948 г., когда она была объявлена лженаукой.

Таким образом, принципы философии, будучи применены к построению научных теорий, включаются в их состав в качестве гносеологического основания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непосредственное переживание, оценка и мышление — таковы три элемента (современного) целостного философского познания. Объект познания дан нам сквозь призму этих элементов и потому не только от него, но и от субъекта, от его познавательных форм и их зрелости зависит то, какие именно стороны и свойства объекта будут замечены и поняты. Если сознание не рассматривать как чистый лист бумаги, без собственной структуры и задатков, без врожденных человеку способов деятельности, которые не формируются из небытия в акте познания, а лишь своеобразно обнаруживаются в нем, то следует признать, что объект, каким он предстает в теории, представляет собой, прежде всего объективацию наших познавательных способностей.

Философское сознание очень рано уяснило, что его понятия и категории являются не только способами связи всеобщего начала с его метаморфозами, но и формами мышления этой связи. И для правильного познания предмета далеко не безразлично то, как относятся друг к другу формы бытия предмета и формы нашего знания о нем. Их совпадение и однородность делают возможным познание, а осознание их существенного различия способно вызвать сомнения и породить скептицизм.



Поэтому философия стремилась удерживать в сфере своего внимания два момента: и связь внутри мира вещей, и связь этого мира с нашим мышлением. Предмет философии включает в себя, таким образом, также и метод и есть, по существу, отношение бытия и мышления к самим себе и друг к другу.

После характеристики предмета и метода философии можно поставить вопрос о ее происхождении. Философия сколь априорна, настолько же является и результатом, порождением определенной деятельности. Она не только сама себя порождает, но и порождается, и не только своей собственной деятельностью. Всякое философствование требует наличия известной ступени духовной культуры человека и народа.

Аристотель пишет об этом так: "Лишь после того, как позаботились об удовлетворении жизненных нужд, начали философствовать".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2001.
    Ч.2 – 528 с.

  2. Человек науки. Под. ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1974. –392 с.

  3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники //www.philosophy.ru/library/fnt/

  4. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. – 200 с.

  5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. Наука логики. – М.: Мысль, 1974. – 454с.

  6. Кохановский В.П. Философия и методология науки – М.: АТС; Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 574 с.