Файл: Российская система социального обеспечения современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения, Нуждаются в разл. видах помощи около 5 млн. граждан старших возрастов, из них 1,5 млн. человек – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, около 300 тыс. человек – в социально – медицинских услугах на дому. Нуждающихся в стационарном социальном обеспечении – 20 тыс. престарелых граждан, из которых более 6 тыс. человек стоит на очереди более 1 года.

Создана и действует сеть из более чем 12 тыс. учреждений социального обслуживания, оказывющихуслуги разным категориям и группам населения.

Организация социального обслуживания требует значительных затрат.

По­ми­мо ста­цио­нар­но­го со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния раз­ви­ва­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных ус­луг в др. фор­мах: со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние на до­му пре­ста­ре­лых, ин­ва­ли­дов, де­тей-ин­ва­ли­дов.

При­ме­не­ние ме­ха­низ­мов фи­нан­си­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ций по фак­ту пре­дос­тав­ле­ния ус­луг и обес­пе­че­ние бо­лее ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки гос. со­циаль­но­го за­ка­за по­зво­лят со­кра­тить чис­ло не­эф­фек­тив­ных уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, а вы­сво­бо­ж­дае­мые сред­ст­ва час­тич­но на­пра­вить на фи­нан­си­ро­ва­ние наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных со­ци­аль­ных ус­луг.

С конца 1990-х гг. фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мьи, жен­щин и де­тей. Её эле­мен­ты: сис­те­ма пря­мой государственной под­держ­ки се­мей с деть­ми; про­фи­лак­ти­ка се­мей­но­го не­бла­го­по­лу­чия; без­над­зор­но­сти де­тей и под­ро­ст­ков; обес­пе­че­ние ра­вен­ст­ва прав муж­чин и жен­щин и воз­мож­но­стей для их осу­ще­ст­в­ле­ния.

Ре­ше­ние ря­да про­блем дет­ст­ва обес­пе­чи­ва­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми це­ле­вы­ми про­грам­ма­ми. Так, про­грам­ма «Де­ти Рос­сии» вклю­ча­ет ряд под­про­грамм: про­фи­лак­ти­ка без­над­зор­но­сти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них; де­ти-ин­ва­ли­ды; де­ти-си­ро­ты и др.

Фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы дей­ст­ву­ют так­же в об­лас­ти со­ци­аль­ной за­щи­ты по­жи­лых – «Стар­шее по­ко­ле­ние», ин­ва­ли­дов – «Со­ци­аль­ная под­держ­ка ин­ва­ли­дов».

Но­вый вид со­ци­аль­но­го уч­ре­ж­де­ния – кри­зис­ный центр для жен­щин, на ба­зе ко­то­ро­го ве­дёт­ся по­иск пу­тей ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по пре­дот­вра­ще­нию на­си­лия и нор­ма­ли­за­ции взаи­мо­от­но­ше­ний в се­мье.


Не­ма­лым по­тен­циа­лом от­ли­ча­ет­ся до­пол­ни­тель­ное не­го­су­дар­ст­вен­ное со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность.

В Рос­сии этот сек­тор со­став­ля­ет около 70 тыс. об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний (то­гда как в США, напр., 1,2 млн.). Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние средств, на­прав­ляе­мых на со­ци­аль­ные це­ли. Дея­тель­ность не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций не­ред­ко обес­пе­чи­ва­ет бо­лее эф­фек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние бюд­жет­ных средств, а объ­е­ди­не­ние государственных и ча­ст­ных средств да­ёт муль­ти­п­ли­ка­тив­ный эф­фект при­вле­че­ния ре­сур­сов из вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков.

Од­но из клю­че­вых ус­ло­вий со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти об­ще­ст­ва – эф­фек­тив­ная ад­рес­ная под­держ­ка се­мей с низ­ким уров­нем до­хо­дов. Дей­ст­вую­щая сис­те­ма вы­яв­ле­ния и со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мей и на­се­ле­ния, на­хо­дя­щих­ся в зо­не рис­ка, в ви­де льгот и по­со­бий ну­ж­да­ет­ся в ре­фор­ми­ро­ва­нии и адап­та­ции к ус­ло­ви­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, т. к. со­хра­не­ние та­кой сис­те­мы ве­дёт к дести­му­ли­ро­ва­нию тру­да, про­во­ци­руя рост бед­ности.

Со­ци­аль­ные льго­ты и вы­пла­ты пре­дос­тав­ля­ют­ся в основной по ка­те­го­ри­аль­но­му прин­ци­пу, не­за­ви­си­мо от ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния и тру­до­спо­соб­но­сти по­лу­ча­те­лей.

Основная часть дан­ных со­ци­аль­ных транс­фер­тов идёт на под­держ­ку групп на­се­ле­ния с до­хо­да­ми вы­ше про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. В ма­ло­обес­пе­чен­ные се­мьи по­па­да­ет ме­нее 20% об­ще­го объ­ё­ма со­ци­аль­ных льгот и вы­плат.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы со­ци­аль­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих свя­за­но с ре­ше­ни­ем двух про­блем:

1) пре­об­ра­зо­ва­ни­ем сис­те­мы гос. льгот и вы­плат;

2) за­ко­но­да­тель­ным оформ­ле­ни­ем и прак­ти­че­ским при­ме­не­ни­ем прин­ци­пов на­зна­че­ния со­ци­аль­ных транс­фер­тов на ад­рес­ной ос­но­ве.

Прин­ци­пы ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы со­ци­аль­ных льгот на­се­ле­нию:

  • со­хра­ня­ет­ся пра­во на на­зна­че­ние и пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных льгот и вы­плат на­се­ле­нию за счёт соб­ст­вен­ных средств ре­гио­нов и хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов;

  • от­дель­ные со­ци­аль­ные льго­ты, пре­до­с­тав­ляе­мые по про­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти льгот­ни­ка, от­ме­ня­ют­ся с од­но­вре­мен­ным по­вы­ше­ни­ем за­ра­бот­ной пла­ты или пе­ре­во­дят­ся в фор­му ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат;

  • на дан­ном эта­пе льго­ты со­хра­ня­ют­ся у ка­те­го­рий гра­ж­дан, имею­щих осо­бые за­слу­ги пе­ред оте­че­ст­вом, а так­же тем ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, ко­то­рым эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия не по­зво­ля­ют пря­мым спо­со­бом зна­чи­тель­но по­вы­шать до­хо­ды (ин­ва­ли­ды, ве­те­ра­ны и ин­ва­ли­ды ВОВ и др.);

  • ос­таль­ным льгот­ным ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния со­ци­аль­ные льго­ты бу­дут пе­ре­во­дить­ся в од­ну из форм со­ци­аль­ной по­мо­щи и пре­дос­тав­лять­ся стро­го ад­рес­но на ос­но­ве ре­аль­но учи­ты­вае­мых кри­те­ри­ев (ве­ли­чи­ны сред­не­ду­ше­во­го до­хо­да с учё­том рас­по­ла­гае­мой соб­ст­вен­но­сти; де­мо­гра­фи­че­ских ха­рак­те­ри­стик се­мей и ин­ди­ви­дуу­мов и т. п.).


В ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных фи­нан­со­вых ре­сур­сов наи­бо­лее эф­фек­тив­ны спо­со­бы борь­бы с бед­но­стью: ра­цио­на­ли­за­ция со­ци­аль­ной под­держ­ки не­иму­щих с це­лью со­дей­ст­вия в пре­одо­ле­нии труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции соб­ст­вен­ны­ми си­ла­ми, обес­пе­че­ние боль­шей пер­со­ни­фи­ка­ции и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции при ока­за­нии со­ци­аль­ной по­мо­щи, её пре­иму­ще­ст­вен­но зая­ви­тель­ный ха­рак­тер и ад­рес­ный прин­цип со­ци­аль­ных вы­плат.

Ка­че­ст­во оцен­ки ну­ж­дае­мо­сти по­вы­ша­ет­ся с учё­том ря­да клю­че­вых мо­ментов: точ­ность и дос­то­вер­ность оп­ре­де­ле­ния по­лу­ча­те­лей по­мо­щи, эф­фек­тив­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рас­хо­дов, пре­иму­ще­ст­вен­ная ори­ен­та­ция на оп­ре­де­лён­ные слои на­се­ле­ния (бед­ных от­но­си­тель­но дли­тель­ный пе­ри­од или бед­ных в те­ку­щий мо­мент), ана­лиз мо­ти­ва­ции по­лу­ча­те­лей по­мо­щи к са­мо­стоя­тель­но­му уве­ли­че­нию до­хо­дов.

Ме­ха­низ­мы пре­дос­тав­ле­ния по­мо­щи ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям и оди­но­ким гра­ж­да­нам при­зва­ны сти­му­ли­ро­вать тру­до­спо­соб­ных бед­ных, на­хо­дя­щих­ся по не­за­ви­си­мым от них при­чи­нам в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, к ак­тив­но­му са­мо­стоя­тель­но­му уча­стию в её пре­одо­ле­нии. Это по­зво­лит не толь­ко по­вы­сить эф­фек­тив­ность со­ци­аль­ных рас­хо­дов, но и пре­одо­леть тра­ди­ци­он­ное от­но­ше­ние к на­се­ле­нию как к пас­сив­но­му объ­ек­ту ока­за­ния по­мо­щи.

1.2. Государственное управление в области социальной защиты населения

Социальная защита населения

Основы осуществления социальной защиты населения составляет социальная сфера экономики, обеспечивающая стабильность развития общества и его переход на постиндустриальную стадию.

Решение социально – экономических задач общественного развития обеспечивается формированием стратегии управления социальной защитой населения.

Функционирование системы социальной защиты населения требуется для обеспечения социальной поддержки граждан.

Социальная защщита населения – это особый социальный институт, который в Российской Федерации находится на этапе своего становления.

Российское государство еще не полностью осуществило переход на новую современную форму упрвления сферой социальной защиты.

Рыночная экономика характеризуется несовершенством в плане решения социальных проблем, что оказывает отрицательное воздействие на социальную защищенность отдельных слоев населения. В этих условияхмеханизм социальной защиты граждан играет ключевую роль, поскольку Российская Федерация является социально ориентированным государством.


Социальная защита представляет собой совокупность целенаправленныхдействий и средств, применяемыхгосударством для обеспечения наиболее уязвимым слоям населения социальной защиты, экономической самостоятельности, достижения социального благополучия, формирующего комплексную возможность решения социальных проблем, обусловленных реалиями рыночной экономики.

Социальную защиту населения обеспечивают следующие объекты социальной инфраструктуры:

  • центры социального обслуживания граждан;

  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;

  • социально – реабилитационные центры для отдельных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних;

  • центры помощи детям, которые остались без попечения родителей;

  • детям – сиротам;

  • трудным подросткам;

  • центры психологической помощи гражданам;

  • центры экстренной социальной помощи;

  • дома ночногопребывания;

  • дома престорелых;

  • стационарные социальные учреждения;

  • учреждения, ответственные за предоставление социальных услуг.

Сфера социальной защиты населения сталкивается с рядом проблем, многие из которых обусловлены недостаточностью финансирования этой сферы.

Существование сферы социальной защиты населения без государственного регулирования в современных условиях невозможно.

Управление в области социальной защиты населения, цели и задачи

Социальная защита населения призвана обеспечить достижение следующих целей:

  • избавить население от состояния нищеты;

  • организовать оказание материальной помощи гражданам в условиях экстремальных ситуаций;

  • содействовать адаптации уязвимых с социальной точки зрения групп населения к условиям рыночного хозяйства;

  • поддерживать особо уязвимые группы и категории граждан.

Государственное управление сферой социальной защиты населения призвано обеспечить поддержку для наиболее уязвимых слоев граждан, сформировать условия их нормальногосуществования.

В качестве одного из основных инструментов государственного управления в сфере социальной защиты населения выступают правовое регулирование, обеспечивающего защиту трудовых прав населения, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, в том числе пенсионное, поддержку малообеспеченных и многодетных семей, одиноких родителей.


Задачи государственного управления сферой социальной защиты населения состоят в следующем:

  • достижение социальной стабильности общества;

  • организация системы адресной поддержки уязвимыхграждан;

  • максимально возможное преодоление социальногорасслоения общества;

  • решение социальных проблем развития российского общества.

1.3. Государственная политика в области социальной защиты

Государственная политика управления в сфере социальной защиты населения подразумевает применение следующих мер:

  • установление минимального размера оплаты труда на уровне, равном или превышающем прожиточный минимум;

  • реализация мер обеспечения занятости граждан;

  • приближение к величине прожиточного минимума минимального размера пенсионного обеспечения;

  • формирование системы выплат компенсационного характера и пособий в отношении наименее защищенных слоев населения;

  • формирование системы льгот социального характера, которые гарантируются и предоставляются государством в виде пособий, компенсации;

  • внедрение семейной формы устройства детей, которые остались без попечения родителей, и детей – сирот.

Реализация указанных мероприятий обеспечивает развитие важнейших отраслей сферы социальной защиты населения и максимально полное удолетворение духовных и материальных потребностей граждан.

Проблемы социальной сферы касаются всех слоев населения, его категорий и социальных групп.

Как результат, население формирует многообразные социальные потребности, которые государство должно обеспечивать.

Государство в системе социальной защите населения выступает в качестве основного участника, выполняя координирующую роль, регулируя социальную сферу, мобилизируя часть доходов бюджетной системы для финансирования реализации мероприятий социального характера.

Решение проблем социальной защиты населения обеспечивает за счет комплексного подхода к выработке и реализации стратегии государственного управления сферой социальной защиты и социальными процессами.

Направления государственной политики в области социальной защиты

На сегодняшний день исследователи выделяют такие направления