Файл: Российская система социального обеспечения современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения, Нуждаются в разл. видах помощи около 5 млн. граждан старших возрастов, из них 1,5 млн. человек – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, около 300 тыс. человек – в социально – медицинских услугах на дому. Нуждающихся в стационарном социальном обеспечении – 20 тыс. престарелых граждан, из которых более 6 тыс. человек стоит на очереди более 1 года.
Создана и действует сеть из более чем 12 тыс. учреждений социального обслуживания, оказывющихуслуги разным категориям и группам населения.
Организация социального обслуживания требует значительных затрат.
Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в др. формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов.
Применение механизмов финансирования организаций по факту предоставления услуг и обеспечение более широкого распространения практики гос. социального заказа позволят сократить число неэффективных учреждений социального обслуживания, а высвобождаемые средства частично направить на финансирование наиболее востребованных социальных услуг.
С конца 1990-х гг. формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. Её элементы: система прямой государственной поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.
Решение ряда проблем детства обеспечивается специальными федеральными целевыми программами. Так, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и др.
Федеральные целевые программы действуют также в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов».
Новый вид социального учреждения – кризисный центр для женщин, на базе которого ведётся поиск путей организации работы по предотвращению насилия и нормализации взаимоотношений в семье.
Немалым потенциалом отличается дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность.
В России этот сектор составляет около 70 тыс. общественных объединений (тогда как в США, напр., 1,2 млн.). Особое значение приобретает эффективное распределение и использование средств, направляемых на социальные цели. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение государственных и частных средств даёт мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.
Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Действующая система выявления и социальной поддержки семей и населения, находящихся в зоне риска, в виде льгот и пособий нуждается в реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, т. к. сохранение такой системы ведёт к дестимулированию труда, провоцируя рост бедности.
Социальные льготы и выплаты предоставляются в основной по категориальному принципу, независимо от материального положения и трудоспособности получателей.
Основная часть данных социальных трансфертов идёт на поддержку групп населения с доходами выше прожиточного минимума. В малообеспеченные семьи попадает менее 20% общего объёма социальных льгот и выплат.
Совершенствование системы социальной поддержки малоимущих связано с решением двух проблем:
1) преобразованием системы гос. льгот и выплат;
2) законодательным оформлением и практическим применением принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Принципы реформирования системы социальных льгот населению:
-
сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счёт собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов; -
отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат; -
на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством, а также тем категориям населения, которым экономические условия не позволяют прямым способом значительно повышать доходы (инвалиды, ветераны и инвалиды ВОВ и др.); -
остальным льготным категориям населения социальные льготы будут переводиться в одну из форм социальной помощи и предоставляться строго адресно на основе реально учитываемых критериев (величины среднедушевого дохода с учётом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и индивидуумов и т. п.).
В условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки неимущих с целью содействия в преодолении трудной жизненной ситуации собственными силами, обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, её преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат.
Качество оценки нуждаемости повышается с учётом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественная ориентация на определённые слои населения (бедных относительно длительный период или бедных в текущий момент), анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Механизмы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в её преодолении. Это позволит не только повысить эффективность социальных расходов, но и преодолеть традиционное отношение к населению как к пассивному объекту оказания помощи.
1.2. Государственное управление в области социальной защиты населения
Социальная защита населения
Основы осуществления социальной защиты населения составляет социальная сфера экономики, обеспечивающая стабильность развития общества и его переход на постиндустриальную стадию.
Решение социально – экономических задач общественного развития обеспечивается формированием стратегии управления социальной защитой населения.
Функционирование системы социальной защиты населения требуется для обеспечения социальной поддержки граждан.
Социальная защщита населения – это особый социальный институт, который в Российской Федерации находится на этапе своего становления.
Российское государство еще не полностью осуществило переход на новую современную форму упрвления сферой социальной защиты.
Рыночная экономика характеризуется несовершенством в плане решения социальных проблем, что оказывает отрицательное воздействие на социальную защищенность отдельных слоев населения. В этих условияхмеханизм социальной защиты граждан играет ключевую роль, поскольку Российская Федерация является социально ориентированным государством.
Социальная защита представляет собой совокупность целенаправленныхдействий и средств, применяемыхгосударством для обеспечения наиболее уязвимым слоям населения социальной защиты, экономической самостоятельности, достижения социального благополучия, формирующего комплексную возможность решения социальных проблем, обусловленных реалиями рыночной экономики.
Социальную защиту населения обеспечивают следующие объекты социальной инфраструктуры:
-
центры социального обслуживания граждан; -
территориальные центры социальной помощи семье и детям; -
социально – реабилитационные центры для отдельных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних; -
центры помощи детям, которые остались без попечения родителей; -
детям – сиротам; -
трудным подросткам; -
центры психологической помощи гражданам; -
центры экстренной социальной помощи; -
дома ночногопребывания; -
дома престорелых; -
стационарные социальные учреждения; -
учреждения, ответственные за предоставление социальных услуг.
Сфера социальной защиты населения сталкивается с рядом проблем, многие из которых обусловлены недостаточностью финансирования этой сферы.
Существование сферы социальной защиты населения без государственного регулирования в современных условиях невозможно.
Управление в области социальной защиты населения, цели и задачи
Социальная защита населения призвана обеспечить достижение следующих целей:
-
избавить население от состояния нищеты; -
организовать оказание материальной помощи гражданам в условиях экстремальных ситуаций; -
содействовать адаптации уязвимых с социальной точки зрения групп населения к условиям рыночного хозяйства; -
поддерживать особо уязвимые группы и категории граждан.
Государственное управление сферой социальной защиты населения призвано обеспечить поддержку для наиболее уязвимых слоев граждан, сформировать условия их нормальногосуществования.
В качестве одного из основных инструментов государственного управления в сфере социальной защиты населения выступают правовое регулирование, обеспечивающего защиту трудовых прав населения, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, в том числе пенсионное, поддержку малообеспеченных и многодетных семей, одиноких родителей.
Задачи государственного управления сферой социальной защиты населения состоят в следующем:
-
достижение социальной стабильности общества; -
организация системы адресной поддержки уязвимыхграждан; -
максимально возможное преодоление социальногорасслоения общества; -
решение социальных проблем развития российского общества.
1.3. Государственная политика в области социальной защиты
Государственная политика управления в сфере социальной защиты населения подразумевает применение следующих мер:
-
установление минимального размера оплаты труда на уровне, равном или превышающем прожиточный минимум; -
реализация мер обеспечения занятости граждан; -
приближение к величине прожиточного минимума минимального размера пенсионного обеспечения; -
формирование системы выплат компенсационного характера и пособий в отношении наименее защищенных слоев населения; -
формирование системы льгот социального характера, которые гарантируются и предоставляются государством в виде пособий, компенсации; -
внедрение семейной формы устройства детей, которые остались без попечения родителей, и детей – сирот.
Реализация указанных мероприятий обеспечивает развитие важнейших отраслей сферы социальной защиты населения и максимально полное удолетворение духовных и материальных потребностей граждан.
Проблемы социальной сферы касаются всех слоев населения, его категорий и социальных групп.
Как результат, население формирует многообразные социальные потребности, которые государство должно обеспечивать.
Государство в системе социальной защите населения выступает в качестве основного участника, выполняя координирующую роль, регулируя социальную сферу, мобилизируя часть доходов бюджетной системы для финансирования реализации мероприятий социального характера.
Решение проблем социальной защиты населения обеспечивает за счет комплексного подхода к выработке и реализации стратегии государственного управления сферой социальной защиты и социальными процессами.
Направления государственной политики в области социальной защиты
На сегодняшний день исследователи выделяют такие направления