Файл: Конкурс учебноисследовательских работ Путь к успеху.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 2 пгт. Кировский»
Районный конкурс учебно-исследовательских работ «Путь к успеху»
Основные глобальные проблемы и пути их решения
Выполнил: учащийся 11 класса Мак- сименко Максим Валерьевич
Руководитель: Паршукова Н.Е., учи- тель обществознания и истории пгт. Кировский
2021г.
«Средняя образовательная школа № 2 пгт. Кировский»
Районный конкурс учебно-исследовательских работ «Путь к успеху»
Основные глобальные проблемы и пути их решения
Выполнил: учащийся 11 класса Мак- сименко Максим Валерьевич
Руководитель: Паршукова Н.Е., учи- тель обществознания и истории пгт. Кировский
2021г.
2
Содержание
Введение
3
Глава 1. Глобальные проблемы в современном мире
4 1. Сущность глобальных проблем
4 2. Виды глобальных проблем
4 3. Экологические проблемы
5 4. Демографическая и продовольственная проблема
6 5. Пути решения глобальных проблем
7
Глава 2. Отношение к глобальным проблемам современности
9
Заключение
13
Список литературы
14
Приложение
15
3
Введение
Начиная со второй половины XX века в мире появляются проблемы глобального масштаба: количество людей растѐт, следовательно количество территории, не занятой человеком, уменьшается; строится всѐ больше фаб- рик и заводов; природные ресурсы истощаются; природа загрязняется, и если ничего не предпринимать, то человечество умрѐт как вид в целом, а вместе с ним и весь мир.
Актуальность: Данная тема является актуальной, потому что гло- бальные проблемы человечества существуют в настоящее время и касаются каждого.
Цель исследования: обобщить информацию об основных глобаль- ных проблемах и путях их решения
Объект: глобальные проблемы
Предмет: причины, виды и пути решения глобальных проблем
Задачи исследования:
1.Проанализировать различные виды информации об основных гло- бальных проблемах;
2.Систематизировать информацию о путях решения глобальных про- блем;
3.Провести и проанализировать анкетирование по теме: «глобальные проблемы и пути их решения»;
4.Разработать рекомендации для учащихся, направленные на уменьше- ние влияния человека на природу.
Методы исследования: подбор и анализ литературы, социологический опрос, анализ и обобщение результатов.
4
Глава 1. Глобальные проблемы в современном мире
1. Сущность глобальных проблем
Глобальные проблемы — комплекс проблем человечества, которые затрагивают всех людей, все страны и народы, и создают угрозу будущему человечества. В соответствии с данным определением выделим основные признаки глобальных проблем:
1) носят общечеловеческий характер, т. е. затрагивают интересы всего человечества и отдельных людей практически на любой территории планеты;
2) выступают в качестве объективного фактора экономического и со- циального развития всего мира, равно как и отдельных континентов, регио- нов и стран;
3) изучение и разрешение их предполагает объединение усилий всех или множества людей планеты, стран, правительственных органов и граж- данских организаций на международном уровне;
4) нерешенность глобальных проблем грозит выживанию человече- ства, его будущности.
Из вышеперечисленных признаков следует, что глобальные проблемы приобрели мировой характер. Они охватили различные сферы жизни челове- ка, оказывают влияние на человека и все общество в целом. Усугубление глобальных проблем оказывает негативное влияние на здоровье человека, со- стояние окружающей природы и может привести к исчезновению человече- ства. Глобальные проблемы являются отражение социально - экономической, политической деятельности человечества. Для решения глобальных проблем необходима совместная деятельность различных институтов власти и органи- заций на мировом уровне. Таким образом, глобальные проблемы — это те проблемы, которые затрагивают проблемы всего человечества, и, которые влияют на ход развития экономики и социальной сферы, экологию, полити- ческую стабильность.
2. Виды глобальных проблем
Все глобальные проблемы, по которым я изучал информацию, можно разделить на группы:
Экологические проблемы - выражается в том, что из-за работы заводов и фабрик, машин, работающих на бензиновом и дизельном топливе воздух загрязняется; из-за вырубки деревьев уменьшается площадь лесов; из- за химических отбросов загрязняется вода и почва.
Продовольственная проблема - выражается в том, что во многих странах мира голод, в то время как в развитых странах перенасыщение про- дуктов питания.
Демографическая проблема - выражается в том, что в ряде разви- вающихся стран наблюдается демографический взрыв, а в развитых - демо- графическое старение населения.
Таким образом, глобальные проблемы разнообразны и касаются каждо- го человека. Они затрагивают место его обитания и жизнедеятельность. Не-
5 своевременное решение глобальных проблем может привести к нанесению вреда здоровью человека, а также привести к вымиранию человечества.
3.Экологические проблемы
Можно выделить следующие экологические проблемы, актуальные для современного мира:
загрязнение почвы;
загрязнение Мирового океана;
проблема утилизации отходов;
вырубка лесов;
загрязнение воздуха.
На сегодняшний день остро стоит проблема утилизации отходов раз- личных производств. Предприятия могут не ликвидировать опасные отходы производства, что приводит к появлению свалок, хламонакопителей и отва- лов. Руководители компаний не до конца осознают значимость требований к производственному процессу, который не должен способствовать загрязне- нию окружающей среды.
Рассмотрим экологическую проблему во всех ее проявлениях.
Мировой океан играет важную роль в жизни человека. Он поглощает углерод с поверхности своих вод и хранит его в глубинных водах. Если бы не этот процесс, в атмосфере было бы вдвое больше углекислого газа, а планета была бы слишком горячей для жизни. Кроме того, океан это среда обитания животных. Источниками угроз для Мирового океана являются: рыбная ловля, глубоководная добыча ресурсов, загрязнение пластиком и климатические из- менения.
Мусор, плавающий в воде, угрожает жизни морских обитателей. Они принимают пластик за еду и глотают его. Согласно исследованиям, в мире более половины видов китов и дельфинов проглатывают пластик, а в год от него погибают более миллиона морских птиц и 100 тысяч морских млекопи- тающих.
Почва является источником для получения пищи для человека, а так- же основой для строительства, отдыха и жизни людей. Без здоровых почв мы не сможем выращивать продукты питания, ведь большая часть продоволь- ствия, которую мы едим, производится на почвах.
Основными загрязнителями почвы являются мусор, пищевые отходы, строительный мусор, бытовая техника, химические отходы и др. Весь этот мусор собирают в определенных местах, которые называют свалкой. Они за- нимают большие площади земель и являются источниками загрязнения почв.
По площади лесов Российская Федерация занимает лидирующую по- зицию в мире, но лесные массивы истощаются. На это влияют следующие явления: недостаточная эффективность восстановления леса, отсутствие чет- кой и полной законодательной базы в сфере лесного производства; незакон- ная вырубка лесов; недостаточный уровень материально-технического, науч- ного и кадрового обеспечения
2
6
Атмосфера оказывает воздействие не только на человека и биологиче- ский мир, но и на почву и водные ресурсы. Основными причинами загрязне- ния воздуха в крупных городах являются: большое количество транспортных средств, недостаточное использование современных очистительных устано- вок, выбросы промышленных объектов, недостаточность площадей зеленых насаждений.
4. Демографическая и продовольственная проблема
Глобальная демографическая проблема в наше время проявляет себя в таких аспектах, как:
- проблема резкого увеличения населения в странах Азии, Африки и Латин- ской Америки;
- проблема сокращения и старения населения в странах Западной Европы,
Японии и России.
На сегодняшний день количество жителей нашей планеты уже превы- сило семь миллиардов. При этом распределение людей о земле отличается неравномерностью. Таблица «ТОП-10 стран по численности населения» сви- детельствует об этом. Суммарная численность населения 10 крупнейших с тран составляет 4,3 миллиарда человек (таблица 1).
Стоит отметить, что через десятилетие данные будут не актуальны, так как численность населения увеличится, и будет продолжать увеличиваться даль- ше. В 2100 году на третьей позиции данного рейтинга, судя по прогнозам аналитиков, окажется Нигерия, а вот России в топовой десятке стран уже не будет.
Таблица 1
ТОП-10 стран по численности населения
Государство
Население (в млн)
Плотность(чел./кв. км)
Китай
1385 144
Индия
1301 364
США
325 32
Индонезия
261 131
Бразилия
206 22
Пакистан
196 225
Нигерия
187 189
Бангладеш
161 1155
7
Россия
147 8,6
Япония
127 336
С демографической проблемой непосредственно связана продоволь- ственная проблема. Причиной продовольственной проблемы является высо- кие темпы роста численности населения по сравнению с производством про- довольствия, резкое сокращение площадей плодородных земель и запасов пресной воды, необходимых для производства сельскохозяйственной про- дукции. В апреле 2020 года был опубликован Глобальный доклад о продо- вольственных кризисах 2020. В нем утверждается, что около 135 млн. людей живут в условиях острой нехватки еды. Из них более половины - на африкан- ском континенте.
Продовольственная проблема приводит к задержке роста и истоще- нию детей, к недоеданию, голоду и ухудшению здоровья населения, возрас- танию конфликтов и росту напряжѐнной обстановки в отдельных регионах.
5. Пути решения глобальных проблем
В научном сообществе дискуссионным является вопрос о научных прогнозах дальнейшей судьбе человечества. Пессимистический подход пред- полагает, что в середине XXI века полностью истощаться природные ресур- сы земли и наступит кризис. Кроме того, загрязнение окружающей среды до- стигнет таких масштабов, что население планеты начнѐт умирать. В рамках оптимистического подхода считается, что в мире может настать кризис, но человек может найти новые ресурсы, а также установить равновесие между обществом природой. Какие же существуют пути решения глобальных про- блем?
Один из возможных путей решения экологических проблем является принятие законодательных мер, которые в первую очередь будут направлены на ликвидацию накопленного предприятием вреда.
При решении экологических проблем необходимо уделять внимание научно-техническим разработкам. Они позволяют создать технические нов- шества как для предотвращения появления экологических проблем на этапе производства, так и борьбы с их последствиями. Для уменьшения загрязне- ния воздуха возможно использовать очистительные фильтры. Несомненно, необходимы специальные органы власти, которые контролировали бы состав воздуха, почвы и воды.
Для решения демографических проблем необходимо проводить госу- дарственную политику в странах, где темпы роста достаточно высокие, с це- лью сдерживания рождаемости, а в странах, где население быстро стареет - делать условия их жизни максимально комфортными, доступными и финан- сово независимыми.
Для решения продовольственной проблемы необходимо повышать продуктивность сельскохозяйственных культур, выводить более продуктив- ные породы домашнего скота, более полно использовать биологическую
8 продуктивность Мирового океана, внедрять энергосберегающие технологии, снизить потребление природных ресурсов за счет рационального использо- вания.
Таким образом, каждая из глобальных проблем требует особого вни- мания и принятия определенных мер. Но справиться с данными проблемами в рамках одной страны невозможно. Только сотрудничество на международ- ном уровне позволит решить глобальные проблемы.
9
Глава 2. Отношение к глобальным проблемам современности
Я решил провести своѐ исследование среди учащихся старших классов, направленное на выявление интереса к глобальным проблемам.
Цель исследования: определить отношение к глобальным проблемам учащихся старших классов.
Для того, чтобы познакомиться с мнениями подростков, я разработал анкету из вопросов, текст которой представлен в приложении.
В анкетировании приняли участие подростки от 15 до 17 лет, учащиеся
9-10 классов.
Всего в опросе приняли участия 20 человек.
Анализ проведенного анкетирования:
1. Я спросил у участников опроса - понимают ли они значение терми- на «Глобальные проблемы человечества»? Ответы показали, что в основном значение термина «Глобальные проблемы человечества» учащимся понятны.
Большинство учащихся считают, что глобальные проблемы человечества – это масштабные, мировые, проблемы, задевшие весь мир в целом.
2. На вопрос «Какие, по вашему мнению, существуют глобальные проблемы?» (см. диаграмма 1) большинство ответили «загрязнение воздуха»
(16), истощение сырьевых ресурсов(9), загрязнение мирового океана (7).
Учащиеся не отметили такую проблему как загрязнение почвы, возможно они не задумывались о том, что почва также может подвергаться негативно- му воздействую.
Диаграмма 1. Какие, по вашему мнению, существуют глобальные проблемы?
3. При ответе на третий вопрос («Что является главным фактором загрязне- ния окружающей среды?») (см. диаграмма 2) было выявлено, что 55% уча-
0 2
4 6
8 10 12 14 16 18
Какие, по вашему мнению, существуют
глобальные проблемы?
10 щихся считают, что человек является одним из источников загрязнений. На втором месте находится промышленность (30%). Стоит отметить, что учащи- еся не видят угрозы со стороны сельского хозяйства. Скорее всего, они не информированы об использовании пестицидов и минеральных веществ, ко- торые могут способствовать загрязнению почвы.
Диаграмма 2. Что является главным фактором загрязнения окружающей сре- ды?
4. Результат ответа на вопрос «Можете ли вы внести свой вклад в решение глобальных проблем?» (см. диаграмма 3) показал, что 57% соблюдают чисто- ту на улицах, 14% участвуют как волонтеры в экологических программах, 5% ничего не делают. Данный результат можно объяснить тем, что в современ- ном обществе не организованы условия для соблюдения экологических норм.
Так, раздельный сбор мусора можно осуществить только в крупных городах, где стоят для этого баки.
10%
30%
0%
55%
5%
Что является главным фактором
загрязнения окружающей среды?
транспорт промышленность сельское хозяйство деятельность человека атомные электростанции
11
Диаграмма 3. Можете ли вы внести свой вклад в решение глобальных про- блем?
5. Ответ на вопрос, «Какие меры, на ваш взгляд, необходимы в настоящее время для улучшения экологической ситуации?» (см. диаграмма 4) показал, что 47% считаю необходимы совместные усилия стран по созданию про- грамм по решению глобальных проблем, 13% - повышать экологическую культуру, 13% - увеличить ответственность за загрязнение окружающей сре- ды.
57%
0%
0%
14%
5%
0%
24%
0%
Можете ли вы внести свой вклад в решение
глобальных проблем?
соблюдаю чистоту на улицах осуществляю раздельный сбор мусора использую эко-материалы в быту (бумажные пакеты, сберегательные лампочки) участвовать как волонтер в экологических программах экономлю ресурсы (воду, бумагу, электроэнергию) пользуюсь экологическими видами транспорта ничего
12
Диаграмма 4. Какие меры, на ваш взгляд, необходимы в настоящее время для улучшения экологической ситуации?
Таким образом, учащиеся осознают существование глобальных про- блем и их актуальность в современном мире. По их мнению, глобальные проблемы возникают под влиянием деятельности человека. По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что учащиеся понимают важ- ность решения данных проблем и осознают, что их решение зависит от каж- дого из нас. В связи с этим нами были разработаны рекомендации(см. при- ложение 2), направленные на уменьшения влияния человека на природу. Тем самым, при соблюдении данных советов появиться возможность к решению экологических глобальных проблем.
13%
13%
7%
47%
20%
Какие меры, на ваш взгляд, необходимы в
настоящее время для решения глобальных
проблем?
Увеличение ответственности за загрязнение окружающей среды
Повышения уровня экологической культуры
Больше внимания к данным проблемам со стороны власти
Совместные усилия стран по созданию программ по решению глобальных проблем
Затрудняюсь ответить
13
Заключение
Глобальные проблемы современности отличаются тем, что выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты, от их решения зависит существование человечества. Поэтому необходимы совместные усилия всех стран и народов. Если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то это может привести к гибели человечества.
На сегодняшний день глобальные проблемы требуют решения с по- мощью совместных усилий государств и стран. Необходимо собирать стати- стические данные, проводить наблюдения и исследования состояния гло- бальных проблем. На основе полученных данных государства должны разра- ботать ряд мероприятий по предотвращению глобальных проблем.
Наиболее актуальными в современном мире являются проблемы свя- занные с экологией, истощением сырьевых и энергетических ресурсов, ро- стом населения и нехваткой продовольствия.
Угрожающий характер глобальных экологических проблем во многом связан с колоссально возросшими средствами воздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) его хозяйственной дея- тельности.
Одним из главных путей решения является принятие поправок в эко- логическое законодательство, которое позволит ужесточить наказания за нарушения экологии. Самым важным является изменение потребительского отношения человека к природе.
В результате опроса учащихся выяснилось, что главной проблемой является экологическая, а именно загрязнение воздуха; главным фактором загрязнения является человек и то, что человек является субъектом деятель- ности, способным как нанести вред природе, так и сохранить еѐ. Также по итогам проса выяснилось, что опрошенные стараются соблюдать чистоту на улицах и то, что для решения глобальных проблем требуются совместные усилия стран.
Мной предпринята попытка обобщить информацию о глобальных проблемах современного мира, а также разработаны рекомендации учащим- ся, которые позволят уменьшить негативное влияние человека на природу.