ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологические особенности современного студента
Выполнила студентка 1 курса магистратуры:
Таги-Заде Елена Петровна
Современные студенты вуза – это молодые люди, которые обладают возможностями последующего интеллектуального развития и отражают важнейший умственный потенциал современного общества, образуя особую социальную группу – студенчество.
Студенчество характеризует этап индивидуализации и совпадает с периодом кризиса поздней юности. Кризис перехода к взрослости включает в себя:
1. Кризис рождения, то есть вхождение в новый образ жизни, принятие ценностно-значимых общественных форм деятельности;
2. Кризис фактического разрыва идеала и реальности, который необходимо преодолеть практическим путем в процессе самоопределения
Студенческие годы с социально-психологической и психологопедагогической позиций, представляют собой многоканальную структуру формирования личности. Студент как особый субъект учебной деятельности за время обучения проходит три стадии самостановления: адаптация, самоопределение, персонализация. Успешная адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.
1. Студенты с высоким уровнем систематичности работы.
2. Студенты со средним уровнем систематичности работы.
3. Студенты с низким уровнем систематичности работы.
Формирование личности студента
Качественными психолого-педагогическими новообразованиями студенческого возраста являются: самосознание, самооценка, внимание к личному внутреннему миру, интерес к самому себе как части социума и способность понимать других людей.
Психологическая особенность студенческого возраста – устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности студента является построение и осуществление жизненных планов. Таким образом, центральное психологическое образование студенческого периода – стремление к самоопределению и построение жизненных планов на будущее.
Воспитание полноты ответственности, социальной активности, способности к самодисциплине и самоорганизации у каждого студента – важный фактор становления личности. Чем глубже студент осознает социальную значимость своих обязанностей, тем выше уровень его социальной зрелости. Нравственное воспитание предполагает выработку у студента ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, идеалов и стремлений, культуры общения.
Развитие личности студента
Современное студенчество составляет большую социальную группу, которая показывает интеллектуальный потенциал нашей страны. Основу этой группы составляет молодёжь в возрасте от 18 до 25 лет. Большинство поступает в ВУЗ сразу после школы. В 2023 году в России насчитывалось около 4 миллиона студентов Вузов. Статистика гласит, что менее 30% окончивших ВУЗы, работают по специальности.
Нынешнее поколение студентов называют поколением «Z». Это молодые люди, родившиеся после 1995 года. Для них характерно , «клиповое» мышление.
Они способны быстро перерабатывать информацию, но в малых объемах. Это связано с возможностями цифрового пространства. Дети буквально с самого раннего детства получают большие объемы информации.
-основным интернет-ресурсом для них являются социальные сети;
-нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях;
-менее амбициозны, чем дети из других поколений;
- более ориентированы на и более индивидуалистичны;
- неограниченный доступ к информации придает им уверенность в своих взглядах, которые не всегда правильны;
- общению в вертуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей;
- ценят честность и откровенность;
-с каждым годом увеличивается количество студентов на заочном отделении.
Отдельно можно обозначить следующие тенденции — ежегодное увеличение иностранных студентов и сокращение количество бюджетных мест.
Основные социальные и психологические черты нынешнего студента:
Происходит увеличение среднего студенческого возраста не только в России, но и в мире. В современной России нет ограничений для поступления в ВУЗы на очное отделение (в советские времена было до 35 лет).
Интересный факт
- Желанием поступить в любой ВУЗ, с целью побыстрее получить диплом. Это связано с непростой ситуацией на рынке труда и с тем, что Вузы не всегда занимаются трудоустройством своих выпускников (как в советские времена).
- Рекомендациями друзей, знакомых и родственников. Те, кто не определился с собственными предпочтениями, часто используют этот вариант.
- Стремлением получить определенную профессию. Такое стремление бывает у молодых людей с ярко выраженными наклонностями и способностями.
Чем руководствуются студенты при выборе ВУЗа:
Важно задуматься об усилении диалогичности обучения, воспитания и профориентационной работы, специальной организации психологопедагогического взаимодействия, возможности создания условий для студентов отстаивать свои взгляды, цели, задачи, жизненные позиции в образовательном процессе ВУЗа. Следовательно, только в результате совместных действий студент сможет осознать носителем общественных ценностей, а в итоге социально полезной личностью с развитым самосознанием и профессиональной ответственностью. Таким образом, определен возрастной и социально психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза как многогранная, динамичная, восприимчивая, предприимчивая, креативная личность.
Вывод
Спасибо за внимание!