Файл: Билет Власть и социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет № 4. Власть и социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах. Ответ: Основой организации первобытного общества была община- род, племя, их объединения. Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись родовые собрания; старейшины (вожди) , которые избирались из наиболее авторитетных членов рода; военачальники, выполняющие функции власти во время войны. Религиозные функции власти осуществляли жрецы. Все эти должностные лица могли быть смещены собранием рода. Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Роды входили в более крупные объединения- племена, иногда союз племен. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения- социальные нормы. Такими нормами были обычаи. Обычаи регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения. Многие из них были одновременно нормами морали и религии, были связаны с отправлением обрядов и ритуалов. Обычаи исполнялись добровольно, выражали интересы рода, но воспринимались как обязанность. | Билет №6. Общая характеристика основных теорий происхождения г-ва. Ответ: Перечислим 5 основных теорий, происхождения г-ва. Материалистическая Классовая) теория; естественно- правовая теория; органическая; теория насилия и психологическая теория. Материалистическая теория происхождения г-тва исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как результат этих процессов возникло г-во, которое сдерживает противоборство этих классов. Суть органической теории такова: общество и г-во представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функции этого организма. Все неясное в строении деятельности общества и г-ва может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Смысл теории насилия состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и г-ва является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия. Г-во продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Основой естественно – правовой теории происхождения г-ва является положение о том, что г-ву предшествовало естественное состояние человека. Сторонники естественного права считают г-во результатом юридического акта- общественного договора, которым является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или изобретением. Сторонники психологической теории определяют общество и г-во как сумму психологических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть этой теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. | Билет №9 Понятие государства, его сущность и признаки. Ответ: Государство это политическая организация суверенной власти, выполняющая общественно полезные функции и решающая задачи, стоящие перед обществом. Государству присущ ряд признаков, которые отличаются от общества и от различного рода общественных объединений. Во первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Во вторых, государство- это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. В третьих, только государство представляет собой организацию суверенной власти. Государственная власть верховна, независима и неделима. В четвертых, государство представляет собой всеобъемлющую организацию. Оно объединяет весь народ и выступает от его имени. В пятых, только государство для специальных нужд, обороны страны, содержания государственного аппарата собирает со своих граждан и всех организаций налоги. | Билет №24. Функции государства: понятие и классификация, государственно - правовые формы их осуществления. Ответ: Функции государства- это основные правовые направления его деятельности, в которых выбирается сущность государственного управления обществом. Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер. Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами: 1. Содержание каждой функции государства складываются из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. 2. Функции государства охватывают его деятельность в целом. Необходимо отличать функции государства от функций отдельных органов. 3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. 4. Функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности. 5. Функции государства нельзя осуществлять с формами и методами их реализации. | Билет №26. Орган государства: понятие и признаки. Классификация органов государства. Ответ: Орган государства- это составная часть государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни государственного механизма, образующими единое целое. Государственный орган имеет следующие признаки: 1. Органы государства взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита прав и интересов личности, охрана безопасности и целостности государства. 2. Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию. 3. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе др. органов. Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполненных ими задач. Их можно подразделить на три основные группы: представительные органы (законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления); исполнительные органы (глава г-ва, правительство, министерства, ведомства, и др.); судебные ( правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора (суд, прокуратура, нотариат). |
Билет №32. Естественно- правовая теория, ее сущность, достоинства и слабые стороны. Ответ: Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается г-вом, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Понятие естественного права включает в себя представление о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого г-ва. Функциональную разработку теории естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и др. мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости, во французской Декларации прав и свобод гражданина и др. гос. актах. В современном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, т.к. последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений. | Билет №33. Историческая школа права, ее основные идеи, достоинства и слабые стороны. Ответ: Историческая школа права возникла как реакция на доктрину естественного права. Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося постепенно, в ходе исторического процесса и независимо от взглядов законодательной власти г-ва. Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. А юристы извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права. Гуго, Савиньи, Шталь и др. – видные представители исторической школы права. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом. Отрицалась возможность законодательным путем изменить реально существующее право. С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему усмотрению. Законодатель должен познать потребности общественного развития и закрепить их в нормах права. | Билет № 34. Нормативистская теория права, ее основные идеи, достоинства и слабые стороны. Ответ: Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Штаммлером в работе, которая определяет право как внешнее регулирование потребности людей. Основные положения нормативизма изложены юристом Кельзеном. Теория заключается в том, что вся система права имеет ступенчатое строение, т.е. последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Теория доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Заслуга этой теории в том, что она выделила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность. | Билет №36. Психологическая теория права, ее основные идеи, достоинства и слабые стороны. Ответ: Данная теория получила свое распространение в начале ХХ века. Основоположником теории является русский ученый Петрожицкий. Существуют и работы зарубежных авторов- Росса, Эллиота и др. По мнению Пет-го, эмпирическая наука изучает 2 вида события- физическое и психическое. Право, как одно из явлений этого события, принадлежит миру психики и представляет собой императивно- атрибутивное (обязательно- притязательное) переживание людей. Человеческие поступки могут быть свободными и связанными. Сознание внутренней связанности воли именуется Пет-ким этическим сознанием. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. В основе правовых переживаний лежат отрибутивные эмоции долга, а в основе нравственных только императивные этические эмоции. Пет-кий подразделяет право на автономное и позитивное. Право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Многие положения теории Пет-го, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и широко используются современной теорией г-ва и права, даже несмотря на их теоретическую сложность. | Билет №35. Марксистская (материалистическая) теория права, ее основные идеи, достоинства и слабые стороны. Ответ: Данная теория представлена в работах основоположников марксизма- ленинизма и их последователей. В основе теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически государствующего класса. Как и г-во, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово- волевой характер. Марксистско – ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Это положение позже было перенесено нашей юридической наукой на отечественной право. Важный аспект теории проявляется в критике социально- экономических взглядов Лассаля. В противовес взглядам Лассаля, Маркс пишет: «Всякое право есть применение одинакового масштаба к разным людям, которые на деле одинаковы и не равны. Поэтому «равное право» есть нарушение равенства и несправедливости». Если марксизм – ленинизм видит в праве средство закрепления воли и охраны интересов экономически господствующих классов, то представители научных течений концентрируют внимание на соотношение права и г-ва, права и личности. Заслугой данной теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Но, все же, понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором г-во является единственным творцом права, не учитывающим интересы человека. |
Билет № 53. Способы изложения правовых норм в статьях нормативно- правовых актов. Ответ: Если обратиться к статьям нормативно- правовых актов, то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Фактически элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно- правового акта. А иногда и в статьях различных нормативно- правовых актов. Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно- правовых актов: 1. Прямой способ изложения. Его суть состоит в том, что в статье нормативно- правового акта излагаются все три элемента правовой нормы. 2. Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно- правовых актов содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно- правового акта, где находятся недостающие сведения. 3. Бланкетный способ изложения, при котором в статье нормативно- правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. | Билет №37. Социологическая теория права, ее основные идеи, достоинства и слабые стороны. Ответ: Эта теория является одним из основных направлений правоведения ХХ века. Основателем социологического направления является Эрлих. Его книга «Социология права» содержит изложение основных идей этого направления. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально- логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Разновидность социологического направления является теория солидаризма, представленная французским юристом Дюш. Согласно теории, люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. И норма эта источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Хотя эта теория и отвлекается от формальных признаков права, она наполняет его социальным содержанием и доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи этой теории выражают сущность правового г-ва, в котором и само г-во, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага. | Билет № 52. Классификация норм права. Виды правовых норм. Ответ: Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям: 1. По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др. отраслей права. 2. По функциям , которые выполняют нормы права (деление функций на регулятивные и охранительные). 3. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие проводится в зависимости устанавливают нормы обязанность или право. По этому признаку можно выделить нормы: обязывающие, запрещающие и управомачивающие. 4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно- правовых актов. По этому признаку нормы подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. 5. По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специальные. 6. Специализированные нормы права классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования. Они носят дополнительный характер и не содержат определенных правил поведения. Эти нормы права имеют такие разновидности: закрепительные, дефинитивные и нормы- принципы. Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям, но во всех случаях они выполняют роль гос. регулятора общественных отношений, организуют и охраняют общественную жизнь. | Билет №39. Основные принципы и функции права. Ответ: Принципы права - это основные исходные положения юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем всей системы права г-ва. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах- конституциях, преамбулах законов, кодексах. Принципы обусловлены характером общественных отношений. Существуют 3 основных группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые. 1. Общие принципы определяют существенные черты права в целом. К их числу относятся: принцип соц. свободы; принцип соц. справедливости; принцип демократизма; принцип гуманизма; принцип равноправия; принцип единства юридических прав и обязанностей; принцип ответственности за вину; принцип законности. 2. Межотраслевые принципы- это руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. 3. Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Функции права- это основные направления его воздействия на общественные отношения. Можно выделить экономическую, социальную и др. функции права, соответствующие функциям г-ва. По субъектам гос. власти различают законодательную, исполнительную и судебную функции права. Задачу упорядочения общественных отношений, введения их в рамки социальной справедливости решает регулятивная функция. Задачу охраны регулируемых общественных отношений от посягательств правонарушителей решает охранительная функция права. | Билет №51. Норма права: понятия и признаки. Структура нормы права. Ответ: Если право представляет собой систему норм, то норма права является образом типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Оно определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Существуют такие признаки нормы: Норма права имеет представительно- обязывающий характер; норма права устанавливается государством; ее реализация обеспечивается мерами гос. принуждения; нормы права выступают гос. регулятором типовых общественных отношений. Структура нормы права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза- элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. Диспозиция- элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Санкция- элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры гос. взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. |
Билет №47. Нормативно- правовой акт: понятие, структура, виды. Ответ: Нормативно- правовой акт является основным источником права современного государства. В нем находят выражение нормы, которые регулируют наиболее важные общественные отношения. Другие источники права играют дополнительную, частичную или вспомогательную роль, не обладая общерегулятивной значимостью. В нормативно- правовых актах содержатся нормы, учитывающие интересы и меньшинства и большинства, координируют их в зависимости от конкретных общественных отношений в данный период времени. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет не всегда определенный характер. Поэтому юридическая наука рассматривает источники права в единстве с содержанием правовых норм. Нормативно- правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Он обладает следующими признаками: 1. Нормативно- правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов г-ва или всенародным волеизявлением. 2. От нормативно- правового акта следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. 3. В нормативно- правовых актах содержатся только нормы права. 4. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям. 5. Нормативно- правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет такие атрибуты: название акта; наименование органа, принявшего акт. | Билет №46. Понятие и виды форм права. Источники права. Ответ: Источники права- специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Источниками права являются официальные гос документы, в которых закрепляются юридические нормы (закон, указ президента, постановления правительства и др.). В этих актах содержатся правила поведения исходящие от соответствующих органов г-ва. Правила имеют общеобязательные значение. Различаются следующие основные формы правила: 1. Правовой обычай- это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как норма. 2. Юридический прецедент или юридическая практика- судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому г-во придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. 3. Нормативно- правовой акт- акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно- правовой акт занимает ведущее место. Это может быть конституция, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. На определенных этапах истории человечества религиозное право играло существенную роль. И даже в настоящее время распространенным источником права в арабских и нескольких других странах остаются мусульманские религиозные возрения. А источниками мусульманского права являются Каран, Сунна, Иджма и Кияс. Шариат составляет то, что называют мусульманским правом. | Билет №49. Правовой обычай как источник права. Ответ: Правовым обычаем называется санкционированное г-вом правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Г-во санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. И эти обычаи приобретают характер общеобразовательных правил поведения. Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Одни отводят ведущую роль обычаю среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей правотворческой и правоприменительной деятельности руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. Это преувеличение, роли обычая как источника права характерна для социологической и исторической школы права. А вот юридический позитивизм, наоборот, считает обычаи устаревшим источником права, не имеющим собственного практического значения в современной жизни. И это правильно с той точки зрения, что в большинстве современных стран основным регулятором общественных отношений является право, нормы которого создаются государством. Традиции же только на торговое право и некоторые институты уголовного права ( участие присяжных). Примером древних правовых обычаев могут являться такие источники рабовладельческого права, как Законы Драконта, Законы Х11 таблиц, и др. | Билет №48. Законы: понятие, признаки и виды. Соотношение понятий «закон» и «право». Ответ: Закон- это нормативно- правовой акт, принимаемый высшим представительным органом г-ва в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения потребностей и интересов населения страны. Это основной источник права, как нормативно- правового акта, обладающего высшей юридической силой: 1. законы принимаются высшими представительными органами г-ва, либо путем референдума; 2. законы принимаются по наиболее существенным вопросам общественной жизни; 3. законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно- правовым актам; 4. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого- либо органа г-ва; 5. законы представляют собой ядро всей правовой системы г-ва. Определяющее положение законов в системе нормативно- правовых актов г-ва выражает одно из основных требований законности- верховенство закона в регулировании общественных отношениях. Конституционные законы определяют основные начала г-го и общественного строя, правовое положение личности и организаций. Основные же законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные сферы общественной жизни. | Билет №50. Юридический прецедент как источник права. Ответ: Суть этого понятия состоит в том, что ранее состоявшиеся решения государственного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Различаются судебный и административный прецедент. Родина прецедентного права- Англия. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе нарушается стабильность общественного права и становится под угрозу само его существование. Прецедентная форма права до сих пор широко используется в Англии, а также в США. В странах романо- германских систем права судебной практики роль судебной практики обычно не выходит за рамки толкования закона. Русская дореволюционная теория права признавала, что закон дополняется нормами, создаваемыми судебной практикой, хотя и это мнение не было общепризнанным. Отечественная наука более позднего периода и вовсе считает, судебная практика не может быть полноценным источником права, а роль ее чисто вспомогательная. |
Билет №64. Систематизация нормативно- правовых актов: понятие и виды. Ответ: Систематизация нормативно- правовых актов – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. При ее проведении устраняются противоречия между правовыми нормами, изменяются устаревшие нормы и создаются новые. Группируются нормы по определенным системам признакам и сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. Сложную проблему представляет собой систематизация правовых норм в тех странах где действует обычное или прецедентное право. А вот в тех странах, где действует каноническое право без систематизации норм не обойтись. На сегодняшний день существуют три основных формы систематизации нормативно- правовых актов: консолидация, инкорпорация и кодификация. 1. Кодификация – это деятельность правотворческих органов г-ва по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно- правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. По своему содержанию кодификационные акты делятся на: основы законодательства; кодекс; устав, положение. 2. Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно- правовых актов действующих в одной области общественных отношений, в единый, сводный нормативно- правовой акт без изменения содержания. 3. Инкорпорация – объединение в сборники или собрания действующих нормативно- правовых актов в определенном порядке без изменения, содержания. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. В свою очередь, официальная бывает хронологической и систематической. | Билет №65. Инкорпорация законодательства, понятие и ее виды. Ответ: Инкорпорация - способ систематизации действующего права, путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом или ином порядке. В отличие от кодификации не преследует цели обновления содержания правовых актов. Однако, инкорпорация дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения. Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. Официальной инкорпорацией является упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно- правовых актов, которые впоследствии имеют официальный характер. Различают 2 вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную. Хронологическая инкорпорация- систематизация, при которой упорядочение нормативно- правовых актов, производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. Систематическая инкорпорация – упорядочение по предметному признаку- по сфере гос деятельности, отраслям и институтам права. При неофициальной инкорпорации происходит внешняя обработка законодательства, которая может проводиться организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. | Билет №66. Кодификация законодательства. Ответ: Кодификация- процесс сведения к единству нормативно- правовых актов путем переработки их содержания. Кодификация всегда носит официальный характер. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего материала, внутренне увязываются части нормативно- правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификация характеризуется такими принципами: 1) кодификацией занимаются только компетентные органы на основании законных полномочий; 2) в результате кодификации создается совершенно новый нормативно- правовой акт, отличающийся от действующего; 3) кодифицированный акт является сводным; 4) кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни; 5) создаваемые акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Существует 3 основных вида кодификационных актов: 1. Кодекс- самый распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни и требующих правовой упорядоченности. 2. Основы законодательства – акт, устанавливающий важнейшие положения определенной отрасли права или сферы гос управления. 3. Устав, положение кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами. | Билет №67. Информационная служба по законодательству. Ответ: Эта служба ведет учет вновь поступающего законодательства, осуществляет поиск и выдачу правовой информации потребителю. Существуют следующие виды учета правового материала: 1. Конкретный учет. Все сведения о поступающих нормативно- правовых актах вносятся в банк данных. Это наиболее оперативный вид учета. 2. Журнальный учет. Поступающие нормативно- правовые акты регистрируются в журнале по алфавитному, предметному или хронологическому признаку. Это самый простой вид учета. 3. Карточный учет. В этом случае заполняются карточки в алфавитном порядке по тематическому признаку с указанием вида, номера акта, его названием и наименованием органа его принявшего. Справочная работа осуществляется ручным, механизированным и автоматизированным способами. При ручном способе (журнальный, картотечный учет) составляется специальный алфавитно- предметный словник. В нем изложен перечень тематических вопросов, по которым осуществляется поиск и выдача информации. Этот способ применяется в небольших учреждениях где потребность в нормативно- правовом материале невелика. Механический способ осуществляется на основе применения различных технических средств, ускоряющих поиск информации и позволяющих оперативно отрабатывать поступающий материал. Автоматизированный способ основывается на применении компьютерной и лазерной техники. Этот способ наиболее эффективный и оперативный. | Билет № 68. Реализация норм права: понятие и формы. Ответ: Реализация норм права – воплощение их предписаний в поведении людей. Различаются следующие формы реализации норм права: 1. Осуществление (использование) прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. Например, нормы, закрепляющие право участвовать в выборах, или владеть своим имуществом. То есть, участники могут совершать действия, которые дозволены нормами права. 2. Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении, активных действий, которые предписываются нормами права. Например, обязанность должника вернуть долг. Особенность заключается в том, что субъекты должны независимо от собственного желания, совершать действия, предусмотренных нормой. 3. Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, закрепленных юридическими нормами. То есть, суть нормы состоит в несовершении действий, которые наносят вред государству, личности или обществу. Эта форма носит пассивный характер. Все вышеперечисленные формы считаются непосредственными, т.к. предписания реализуются самыми участниками общественных отношений. |
Билет № 69. Применение права как особая форма реализации права. Основные стадии правоприменительной деятельности. Отчет: Применение норм права- это властная деятельность компетентных гос органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и определенных лиц. Характерными признаками применения права являются: 1. правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные гос органы или уполномоченные органы; 2. деятельность по применению норм права имеет государственно - властный характер; 3. содержание правоприменительной деятельности выражаются в издании индивидуальных предписаний; 4. применение норм права осуществляется в установленном законом порядке. Необходимость в применении норм права возникает в случаях, когда в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом решения в отношении конкретного лица; когда имеются препятствия для использования прав гражданами и организациями; когда юридические обязанности не исполняются добровольно; когда совершено преступление и требуется определить меру взыскания правонарушителю. Существует 3 стадии правоприменительной деятельности. 1. Установление фактических обстоятельств дела. Этот процесс должен быть обоснованным и законным. Должны быть установлены следующие факты: кто, когда и где совершил преступление, каким способом, и каковы мотивы. Факты устанавливаются с помощью свидетельских показаний, осмотра места происшествия, экспертизы, др. исследований. 2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельством. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию фактическим обстоятельствам дела. Анализ выбранной нормы включает проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. 3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. | Билет №54. Система права: понятие и структура. Классификация отраслей права, их краткая характеристика. Ответ: Система права- это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в г-ве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Право как система характеризуется такими признаками: 1. право- органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Также для системы права характеры единство и взаимосвязь норм, ее составляющих; 2. будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, отрасли и подотрасли права. В сфере реализации права возможно условное деление права на частное и публичное. В идеальном случае частные и публичные интересы должны совпадать. Основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно- организованными структурами общества. Традиционно к частному праву относят не отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое право и др.). К публичному праву относятся отрасли г-венного , уголовного, адм-ного права. Системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение. Основным элементом системы права является отрасль права. Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы – институты права. Правовой институт – комплекс норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественного отношений. Система права объединяет следующие отрасли: 1. Конституционное право закрепляет основы общественного и государственного г-ва, основы правового положения граждан. 2. Административное право регулирует общественные отношения, сложившиеся в процессе осуществления исполнительно- распорядительной деятельности органов г-ства. 3. Земельное право регулирует общественные отношения в области охраны и использования земли, ее недр, лесов, вод, что является материальной основой жизнеобеспечения общества. 4. Финансовое право совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности. 5. Гражданское право регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. 6. Гражданско- процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. 7. Трудовое право регулирует общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. 8. Семейное право регулирует брачно- семейные отношения. 9. Уголовное право комплекс норм, устанавливающих какое поведение является преступным и какое наказание применяется за его совершение. 10. Уголовно- процессуальное право – нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. 11. Исправительно- трудовое право- регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно- трудовым воздействием. | Билет №55. Предмет и метод правового регулирования как основания для выделения отрасли права. Ответ: Наиболее существенными основаниями для деления системы права на отрасли является предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования- это то, на что воздействует право. Право воздействует на общественные отношения, которые являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Нормы права регулируют различные по своему содержанию общественные отношения различными методами. Каждая отрасль имеет свой метод правового регулирования. И главной чертой, определяющей различия в способах воздействия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В некоторых отраслях преобладает метод запрета недозволенных действий, в других- равенства сторон, в третьих- метод властного обязывания. Отраслями права используются методы воздействия в зависимости от характера общественных отношений. Метод правового регулирования – это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. То есть, метод непосредственно определяется предметом правового регулирования. | Билет №57. Система законодательства и ее соотношение с системой права. Ответ: Система права- это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей жизни. Система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа объединяются в группы норм и регулируют определенные отношения. В формировании системы законодательства значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью новой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения. И законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, но не волен изменять содержание норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений. Итак система законодательства- совокупность источников права, которые являются сферой выражения правовых норм. И поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве правовые нормы получают свое выражение. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают. Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Например, первичным элементом системы законодательства является статья нормативно- правового акта, которая не всегда содержит все 3 структурных элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства: 1. Отраслевое законодательство, содержащее нормы, которые регулируют определенный вид общественных отношений являющийся предметом одной отрасли права. 2. Внутриотраслевое законодательство выражающее нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений. 3. Комплексное законодательство, включающее нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни. | Билет № 58. Понятие, основные черты правоотношений. Структура правоотношений. Ответ: Правоотношение- это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права. Существуют характерные признаки правоотношений: 1. правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм; 2. участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями; 3. правоотношения имеют, сознательноволевой характер; 4. правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Структура правового отношения имеет 4 необходимых элемента: 1. Субъекты правоотношений- это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Объем дееспособности зависит от возраста, здоровья, родства субъектов, законопослушности субъектов и религиозных убеждений субъектов. 2. Объект правоотношения- это то, на что воздействует правоотношение. То есть, объектом правоотношения является фактическое поведение его участников. Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть разным по содержанию. Например, в имущественных правоотношениях объектов является такое поведение людей, которое направленно на удовлетворение определенных жизненных благ. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение, их участников. 3. Субъективное право- представляемая и охраняемая г-вом возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объектом права. 4. Юридическая обязанность- предусмотренная законодательством и охраняемая г-вом необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта. |
Билет № 76.
Общая характеристика юридического состава правонарушений.
Ответ: Правонарушение имеет сложное строение, структуру. Оно состоит из 4 элементов: субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны. Каждый из названных четырех элементов структуры правонарушения имеет самостоятельное значение лишь в качестве элемента правонарушения и вне его сам по себе не существует. При отсутствии хотя бы одного элемента, деяние меняет свое качество и может быть чем угодно, но не правонарушением.
1. Субъектом правоотношения могут быть индивидуальные лица и организации, обладающие правоспособностью.
2. Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Субъективная сторона предполагает ответственность за противоправное деяние при наличии вины правонарушителя.
Вина характеризует также психологическое отношение субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного деяния и выражаются в двух формах – умысле и неосторожности.
Умысел имеет место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, предвидит и желает наступление вредных последствий своего поведения.
Неосторожность как форма вины бывает 2 видов:
а). самонадеянность лицо предвидит вредные последствия своего поведения, но рассчитывает избежать их (в новом УК – легкомыслие);
б) небрежность – лицо не предвидит вредных последствий своего поведения, но может и должно их предвидеть.
3. Объектом правонарушения являются общественные правоотношения, которые регулируются нормами права.
Вредоносное воздействие на объект правонарушение оказывают действия правонарушителя, которые составляют четвертый элемент правонарушения – его объективную сторону.
4. Объективная сторона состава правонарушения включает противоправность и общественную опасность поведения субъекта. Однако, для признания ряда правонарушений помимо противоправности деяния требуется наличие материального или морального вреда, либо причинение вреда здоровью человека, окружающей природе, животному или растительному миру.
Билет № 20.
Федерация как форма государственного устройства: понятие, признаки, виды.
Ответ: Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных гос образований в одно союзное государство. В разных странах федеративное государство имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации. Все же можно выделить общие черты наиболее характерные для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.д.
2. Верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным и гос органам. Конституция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией.
3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, судебные и исполнительные органы.
4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном гос устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерации осуществляют союзные гос органы.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, характер и структуру гос устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
Национальные федерации характеризуются более сложным, гос устройством. Но основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различии степени, суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим гос органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных гос образований.
Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это федеральное объединение национальных государств, которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.
В нашей стране имеются признаки и национальной и территориальной федерации.