Файл: Введение настоящая дипломная работа посвящена проблеме преодоления феномена выученной беспомощности в процессе обучения. Особую актуальность.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ошибки от неумения применять грамматическое правило возникают у учащихся отчасти от недостаточно четкого анализа языкового явления, к которому относится правило; от неумения учителя подчеркнуть отличие нового для учащихся языкового явления, от малого количества упражнений или от отсутствия развлекательных упражнений, а также того, что учитель не приучает учащихся, к внимательному анализу языковых явлений. В результате такой неудачной работы учителя, у учащихся не образуется достаточно прочной связи данного правила с соответствующими особенностями языкового явления.
. Ошибки, происходящие от невнимательности. Эти ошибки приводят к написанию лишних букв, к пропуску или к перестановке их. Примеры: The new streats were beautiful (вместо streets)new streets were beuatiful (вместо beautiful).
Причиной таких, ошибок является состояние излишней инертности нервного процесса, наступающей под влиянием утомления или при ослаблении у учащихся контроля над орфографией своей письменной речи.
.Ошибки, основанные на неправильном восприятии фразы, когда восприятие фразы определяется у учащегося каким-либо второстепенным ее элементом. К этому же виду ошибок относятся и ошибки, обусловленные незнанием значения какого-либо из членов фразы или непониманием смысла фразы в целом. Это явление чаще всего наблюдается на начальных этапах обучения языку - при списывании, выполнении упражнений и писании диктантов. В этот период изучения языка связь между смысловым содержанием и языковой формой у учащихся еще очень слаба. Большие затруднения представляет даже самое запоминание сочетания слов в предложении. Их правильное лексическое и грамматическое написание требует определенной интеллектуальной активности. Все это часто приводит к тому, то учащиеся сосредоточивают все свое внимание на, отдельных словах или группах слов и преимущественно на их внешней форме, вследствие чего мало осознают смысловую сторону, в частности недостаточно осознают значение отдельных слов в данном контексте. В этих случаях возникает возможность при воспроизведении языкового материала механически заменять слова фразы словами, более известными для учащихся. К этому же роду ошибок надо отнести и все другие, (даже в окончаниях глаголов), если учащийся после предложения учителя вдумается в смысл фразы и сразу же сам исправляет допущенную им ошибку.
В конце этого исследования был обнаружен феномен «выученной беспомощности» у младших школьников. Были выявлены внешние причины развития этого феномена у школьников, а именно: препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке, сформированное нежелание понимать материал, которое вызвано одной из защитных функций ребенка. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.
Таким образом, проведенная диагностика подтвердила, что наиболее распространенными причинами феномена «выученной беспомощности» являются низкая мотивационная сфера, конфликтные отношения с учителями. Наиболее эффективными методами диагностики данного феномена являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Существуют возможности профилактики личностной обученной беспомощности. К ним относится формирование адекватной или даже высокой самооценки у ребенка, уважения к себе. Чувство собственного достоинства повышает устойчивость в ситуации неудачи.
Установлено, что на формирование беспомощности влияет не только опыт длительных неудач, но и опыт длительного, легко достигаемого успеха. Для того чтобы предотвратить формирование личностной беспомощности у детей, важно развивать у них гибкость и оригинальность мышления, вовлекать их в творческий процесс, расширять кругозор, помогать увидеть разнообразие вариантов поведения, возможностей выхода из сложных ситуаций, нестандартных решений. Учителям и родителям необходимо помнить, что профилактика беспомощности всегда эффективнее, чем ее коррекция.
Важным этапом работы педагога по профилактике и преодоление феномена «выученной беспомощности» младших школьников является практическое нахождение тех конкретных причин, которые у данного ученика вызывает ту или иную учебную трудность. Поэтому учителями и психологами должна проводиться проверка всех выдвинутых в данной конкретной ситуации гипотез о вероятных причинно-следственных связях, обусловливающих возникновение данной трудности.
Результаты экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
.В теоретической части второй главы данной дипломной работы были рассмотрены такие аспекты как: специфика иностранного языка как учебного предмета, общая характеристика трудностей, психологические особенности учащихся 9-11 лет, характеристика трудностей по каждому виду речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму) и пути их преодоления.
.Проблема трудностей изучения иностранного языка уже была изучена некоторыми психологами и методистами. Во второй главе была приведена классификация трудности по каждому виду речевой деятельности в соответствии с проделанным исследованием и диагностиками.
.У детей с признаками беспомощности наблюдаются выраженные личностные особенности, совокупность которых в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, наличием невротических симптомов и определёнными поведенческими особенностями представляет собой симптомокомплекс характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня. У детей с признаками беспомощности отмечаются следующие личностные особенности: более выраженная замкнутость, эмоциональная неустойчивость, возбудимость, робость, склонность к чувству вины, фрустрированность.
.Существуют возможности профилактики личностной обученной беспомощности. К ним относится формирование адекватной или даже высокой самооценки у ребенка, уважения к себе. Чувство собственного достоинства повышает устойчивость в ситуации неудачи.
.Установлено, что на формирование беспомощности влияет не только опыт длительных неудач, но и опыт длительного, легко достигаемого успеха. Для того чтобы предотвратить формирование личностной беспомощности у детей, важно развивать у них гибкость и оригинальность мышления, вовлекать их в творческий процесс, расширять кругозор, помогать увидеть разнообразие вариантов поведения, возможностей выхода из сложных ситуаций, нестандартных решений. Учителям и родителям необходимо помнить, что профилактика беспомощности всегда эффективнее, чем ее коррекция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нередки случаи, когда при возникновении трудностей ребенок пасует, не пытается найти выход из ситуации, впадает в уныние и даже депрессию. Этот феномен известен в зарубежной психологии под названием выученной (обученной) беспомощности (learned helplessness) (М. Селигман, С.Майер). Специфика феномена характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. При этом выученная беспомощность имеет тенденцию к генерализации, т.е. возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие. Происходит отказ от попыток решить задачи, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов.
Исследователи различают беспомощность ситуативную (временная реакция на не подконтрольные человеку события) и личностную (устойчивая характеристика, которая формируется под влиянием взаимоотношений с окружающими и проявляется в виде дефицита в трех областях - мотивационной, когнитивной и эмоциональной).
Согласно Д.А. Циринг, формирование выученной беспомощности начинается в семье. Матери беспомощных детей проявляют гиперопеку, уделяют ребенку чрезмерно много внимания, склонны к доминированию. Отцы беспомощных детей не устанавливают четких границ и требований к поведению ребенка, не привлекают его к домашним делам, закрепляют слишком мало обязанностей. В то же время такие отцы чрезмерно реагируют на незначительные нарушения поведения, убеждены в полезности для детей максимальной строгости. Обоим родителям беспомощных детей свойственна проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Они склонны видеть в ребенке те черты, наличие которых не хотят признавать в себе.
Существуют возможности профилактики выученной беспомощности. К ним относится формирование у ребенка адекватной или даже высокой самооценки, так как чувство собственного достоинства повышает устойчивость в ситуации неудачи. В то же время установлено, что беспомощность формируется под влиянием опыта длительного, легко достигаемого успеха. Чтобы предотвратить формирование выученной беспомощности у детей, важно развивать у них гибкость и оригинальность мышления, вовлекать их в творческий процесс, расширять кругозор, помогать увидеть разнообразие вариантов поведения, возможностей выхода из сложных ситуаций, нестандартных решений. Учителям и родителям необходимо помнить, что профилактика беспомощности всегда эффективнее, чем ее коррекция.
Согласно полученным данным, феномену «выученной беспомощности» в равной степени подвержены школьники с различными достижениями в учебной деятельности, а именно - каждый четвертый ребенок. Наличие личностной беспомощности не связано с уровнем интеллекта. Беспомощности могут быть подвержены дети как с высокими, так и с низкими показателями интеллекта. Ребенок становится беспомощным, если он привыкает, что от его активных действий ничего не зависит.
Такая высокая степень распространенности состояния, вредного для физического и психологического здоровья детей, указывает на необходимость дальнейших исследований данного феномена.
Обнаружена значимая взаимосвязь уровня успеваемости и атрибутивного стиля, присущего ребенку. Наблюдается следующая тенденция: чем выше успеваемость, тем более ребенок склонен к оптимистическому стилю. Если ребенка-отличника отличает достаточно выраженный оптимизм, то ребенка менее успешного в учебной деятельности характеризует смешанность и неопределенность оптимизма/пессимизма. Это говорит о том, что дети со средним и низким уровнями успеваемости нуждаются в особом внимании со стороны окружающих взрослых для обучения их оптимистическому стилю объяснения своих поступков.
Успешное решение воспитательных задач требует методов, разработанных с учетом возрастной специфики условий и закономерностей формирования личности детей. При этом особое значение приобретает определенная организация детского коллектива, который играет решающую роль в формировании у ребенка общественной направленности, а тем самым всей его личности. На каждом возрастном этапе детский коллектив должен иметь свою специфику - соответствующее потребностям детей данного возраста содержание коллективной жизни и соответствующие формы ее организации. Это обеспечит правильное положение данного коллектива в школе и правильную позицию каждого ребенка в этом коллективе.
Наконец, установленное на основе исследования понимание взаимоотношения между воспитанием и развитием ребенка позволяет выдвинуть один из основных критериев, по которому можно судить о продвижении детей в ходе воспитательного процесса. Это - появление у них устойчивого стремления действовать в соответствии с требованиями воспитания в любых условиях и ситуациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ