Файл: Введение настоящая дипломная работа посвящена проблеме преодоления феномена выученной беспомощности в процессе обучения. Особую актуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку, М.; Просвещение,1969.

  2. Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык, М.; Знание,1961

  3. Батурин Н.А., Выбойщик И.В. Анализ подходов к профилактике и коррекции выученной беспомощности. // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов/ Под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000. -Т.2. - 166с, с. 116-127.

  4. Беляев Б.В. Методика и психология, //ИЯШ,1963, №6.

  5. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранному языку. М.; Просвещение, 1965.

  6. Беляев Б.В. Психология владения иностранным языком; Докт. Диссертация, МГПИИЯ, 1960, стр. 552.

  7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, М.; Просвещение,1966.

  8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2006. - 534 с.

  9. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл; Академия, 2006. - 336 с.

  10. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться, //ИЯШ,1996, №4.

  11. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. //ИЯШ, 1995, №2, стр.4.

  12. Жинкин Н.И. Механизмы речи, М.; Просвещение, 1958.

  13. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи, М.; Просвещение, 1967.

  14. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-4ых классов, //Известия АПН РСФСР, вып.78, М.1956.

  15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.

  16. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2011. - 69 с.

  17. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. -СПб.: Питер, 2006. - 558с.

  18. Коростелёва, И.С. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания / А.К. Коростелёва, В.С. Ротенберг // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 60-71.

  19. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения, М.; Педагогика,1974.

  20. Мельникова, Н.Н. Коррекция выученной беспомощности: принципы групповой работы с детьми 9-11 лет // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов /под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. -Т. 2. - С. 127-134

  21. Методика обучения иностранным языкам, под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, М.; Высшая школа, 1982.

  22. Немов Р.С. Психология, т. 2, М.; Владос, 1999.

  23. Никифорова О.А. Анализ ошибок в письменных работах по иностранному языку, //ИЯШ,1954, №2.

  24. Общая методика обучения иностранным языкам, под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлина. М.; Просвещение, 1967.

  25. Олкинуор Е. Психологический анализ трудностей в учебной деятельности школьников, //Вопросы психологии, 1983, №4.

  26. Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г. Постников // Педагогика. - 2004. - №5. - С.61-66.

  27. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.2; Пер с нем./ Под Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - 243с.

  28. Циринг, Д.А. Личностная беспомощность у детей: структурные компоненты и их взаимосвязи // Теоретико-методологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. - Ч. 1. - С. 5-11.

  29. Циринг, Д.А. Психология выученной беспомощности: учеб. пос. / Д.А. Циринг. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 120 с.

  30. Циринг Д.А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Здравоохранение. Физическая культура. -2005. - Вып. 6. - С. 176-180.

  31. Ожёгов, С. Словарь русского языка, 23-е издание. - М.: Русский язык, 1991. - 915 с.

  32. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Анкета «Почему ты учишься?»

Учащемуся предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать любые 3 варианта ответа, которые отражают его мнение.

Обработка результатов:

Анализ ответов учащихся позволяет выявить наличие трех видов мотивов учения:

·внутренних (ответы 3, 5, 7),

·внешних положительных (ответы 1, 4, 6)

·внешних отрицательных (ответы 2, 8, 9).

Если ребенок, выбирает 2 ответа, которые соответствуют одной группе мотивов, например внутренних и 1 ответ - из другой группы, то это свидетельствует о том, что у него преобладают внутренние мотивы учения.

Если ребенок выбирает по 1 ответу из 3 разных групп, то можно предположить о том, что мотивационная сфера недостаточно сформирована.

МОТИВЫМотивационная сфера недостаточно сформирована (по 1 ответу из 3 разных групп)ВНУТРЕННИЕ №3,5,7ВНЕШНИЕПоложит. №1,4,6Отриц. №2,8,9

Анкета «Почему ты учишься?»

Инструкция для учащихся по выполнению:

«Внимательно прочитай каждое утверждение. Выбери и обведи кружком любые 3 варианта ответа, которые отражают твое мнение».

На уроках английского языка я занимаюсь, потому что:

1.Уроки проходят интересно

.Обязан(а) посещать уроки

.Люблю английский

.Мне нравится учитель

.Нравится выполнять задания, слушать учителя

.Хочу принимать участие в конкурсах по английскому языку

.Мне нравится урок английского языка

.Не хочу быть отстающим

.Не хочу быть хуже других

ИмяВнутренняя мотивацияВнешняя Полож./Отриц.НесформированнаБудевич ЮлияПолож.Бусло АртемОтриц.Быстрова Елена+Гуцу ПавелОтриц.Конончук ЮлияПолож.Лесин ДарьяОтриц.Мельник Михаил+Пашкевич АнтонОтриц.

Приложение Б

Анкета «Адаптивность урока английского языка среди младших классов»

Инструкция: Детям раздаются листы с тестом, где они должны отметить вариант ответа, который схож с их эмоциональной составляющей на уроке английского языка. На вопросы, где нужно самому ответить, дети должны написать не больше 4х предложений. На всю работу отводиться 15 мин. Поблагодарить за работу.

.Как вы относитесь к предмету «Английский язык»?



·очень нравится

·нравится

·безразлично

·не нравится

·очень не нравится

. Ваша цель на уроке английского языка…

·получение информации;

·получение знаний;

·попытаться понять и усвоить как можно больше;

·выбрать для себя необходимое;

·внимательно слушать учителя;

·получить хорошую отметку;

·пообщаться с друзьями

. Как вы готовитесь к уроку?

·регулярно к каждому уроку

·только тогда, когда чувствую, что учитель спросит

·выполняю только то, что считаю важным

. Как вы оцениваете свои результаты?

·доволен, когда получаю высокую оценку

·доволен, что расширил спектр своих знаний

.Постоянно ли выполняешь домашнее задание?

·да

·нет (указать причину)

. Хорошие отметки по английскому языку - это результат

·моего напряжённого труда;

·труда учителя;

·подготовленности и понимания темы;

·везения;

·добросовестного отношения к учёбе;

·таланта или способностей.

.Обучение в школе и знания нужны мне для…

.Какие трудности вы можете испытать в процессе подготовки домашнего задания по английскому языку?

Приложение В

Методика «Лесенка»

Рисунок к методике:

Групповое изучение самооценки младшего школьника

Учебные материалы: у каждого ученика - бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

Инструкция

. «Ребята, возьмите карандаш и послушайте задание. Перед Вами лист бумаги, на котором нарисована лестница. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) - хорошие, здесь (показать четвертую) - ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) - плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) - самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

. Повторить инструкцию еще раз.

. Поблагодарить ребят за работу.

Интерпретация результатов

При анализе полученных данных исходите, пожалуйста, из следующего:


Ступенька 1 - завышенная самооценка

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 - адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», - и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 - заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 - низкая самооценка

По нашей статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8-10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», - и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).


Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника - без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь:

«Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, - это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность - основные способы повышения самооценки школьников.

«Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений - одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом - основные причины конфликтов в детской среде. В