ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй блок опросника
1.Пол каждого упомянутого человека. | 2 чел. – мужской пол 6 чел. – женский пол |
2. Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, преподаватель, друг, тренер и т.д.). | Мама - папа-сестра- брат и я. Подруга –я - баба Шура (соседка) |
3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях? | Мама, подруга, баба Шура (соседка) |
4. Кто из них живет близко, а кто далеко? | Все живут близко, а родственники далеко, в Хабаровске |
5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством? | Чаще я со своей сестренкой, ей 5 лет |
6. . Кто из названных людей учится вместе с вами? | подруга |
7. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию? | Бабушка по праздникам ходит в Храм |
8. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы? | Подруга, мы ходим в танцевальный кружок |
Третий блок опросника
1. Как вы познакомились с этим человеком? | С подругой Катей – вместе учимся с первого класса, а раньше в садик вместе ходили |
2. Как долго вы с ним знакомы? | 9 лет |
3. Как часто вы с ним встречаетесь? | Ежедневно в школе и 3 раза в неделю на кружке |
4. Как далеко от вас он живет? | На соседней улице |
5. Его возраст. | 12 лет |
6. Его род занятий. | учащаяся |
Качественный анализ взаимодействий
| мама | папа | Бабушка (родная) | сестра | брат | подруга | Учитель танцев | Соседка (б. Шура) | родственники |
Частота контактирования. | ежедневно | 1 раз в два месяца | Примерно 1 раз в две недели | ежедневно | ежедневно | ежедневно | 3 раза в неделю | Почти каждый день у подъезда | Видела всего один раз |
Эмоциональная окраска взаимоотношений. | (красный цвет) Импульсивная жизненная сила. Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. | (черный цвет) черный цвет выражает идею "ничего". Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. | (желтый ) Главной чертой желтого является отражающий свет, а поэтому излучающий во все стороны яркость, невесомую веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению | (красный) Если красный цвет стоит на первом- втором месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. | (коричневый)стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту. | (фиолетовый) Это выражение идентификации. Такая идентификация - это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. | (синий) Представляет собой свободный от раздражения покой. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. | (коричневый)Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела "уничтожено", так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают. | (зеленый) Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление |
Вынужденность контактов. | Развитый контакт, потребность в общении | Вынужденное установление контакта | вхождение в контакт | установление контакта | установление контакта | Развитый контакт, потребность в общении | установление контакта | вхождение в контакт | Вербальное общение по телефону и скайпу |
Оказание конкретной материальной помощи. | «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть» | ||||||||
Симметричность взаимодействия. | Социальные контакты: Устойчивые отношения на микроуровне | формы взаимодействия: · конфликт — скрытое столкновение сторон. | Социальное взаимодействие: вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: микроуровень | Социальное взаимодействие: микроуровень | Социальное взаимодействие: микроуровень | Социальное взаимодействие: приходящие | социальное взаимодействие: · вербальное, или словесное. | Социальное взаимодействие: частичные или временные |
• Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, подругой Катей и бабой Шурой (соседка), когда нет мамы. Совершенно отсутствует контакт с папой, который часто уезжает в командировки, чтобы заработать денег. Отец – дальнобойщик. Родная бабушка постольку – поскольку оказывает посильную помощь в хозяйстве, т. к. она очень старенькая.
• Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой, подругой Катей и соседкой бабой Шурой.
• Вынужденность контактов. С родным отцом девочка – подросток не может найти общего языка и как следствие вынуждена устанавливать с ним контакт.
• Оказание конкретной материальной помощи. «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»
• Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.
Параметры социальной сети подростка:
Размер сети: Респондент нарисовала 9 лиц, это меньше 10, следует говорить о сужении социальной сети.
Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е. людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входит 2 человека: подруга Катя и мама, которая иногда заменяется соседкой бабой Шурой. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки (5) деленное на число потенциально возможных связей (9). В результате получилось 5/ 9 = 0, 555. Этот показатель не приближается к единице, поэтому можно говорить о не плотной социальной сети.
Число родственников: в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.
Количество инструментальных поддержек: В поддержке этой девочки – подростка родители участвуют в недостаточной для этого периода мере. Ей приходиться справляться с домашними делами со своей сестрой, которой 5 лет и которой она отдает немного предпочтения. Людей, участвующих в обсуждении учебных и профессиональных проблем подросток не обозначила. «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»
Количество эмоциональных поддержек: Чаще принимает советы и прислушивается к соседке бабе Шуре, когда мамы нет дома.
Количество друзей:
Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с подругой Катей, с которой она знакома более 9 лет и учится в одном классе. Мама также играет огромную роль в жизни подростка, но в силу того, что ее тоже часто нет дома, за советом подросток вынуждена обращаться к соседке б. Шуре.
Вывод:
В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученицы ограничена и является не полной. Это подтверждают только 9 лиц, которых обозначила девочка. В окружении ребенка больше половины родственников, что говорит о несамостоятельности подростка, тем более в принятии им решения. Школьница утвердительно говорит, что она не нуждается в деньгах, потому что у них все есть. Очевидно, что в семье недостаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи. Нигде не упоминается брат и папа Ольги, а также очень редко родная бабушка. Семья сосредоточена на добывании денег, упуская важность взаимодействия между всеми членами семьи, особенно в подростковый период. Важными для себя людьми школьница выделяет свою маму, подругу, с которой проводит большую часть времени и соседку б. Шуру.
На схеме (рисунке) девочка – подросток для своего изображения взяла зеленый цвет. По методике М. Люшера зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем самоутверждения, либо посредством подтверждения, которого он ждет от других.
Выбор желтого цвета (родная бабушка) на первом месте свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья всегда ориентировано в будущее.
И, наконец, красный цвет на первом месте (мама) перед черным, характеризует безудержные переживания ребенка.
Папа, прорисованный черным цветом, по методике М. Люшера выражает идею "ничего". Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Если это вынужденный отъезд отца из семьи, тогда тоже необходимо вести разъяснительную беседу с детьми и говорить об огромной роли отца в их жизни, поскольку семья многодетная и нуждается в материальном обеспечении.
Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам.Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.