Файл: Урок физики в 7 классе Тема урока Звук. Источники звука.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок физики в 7 классе
Тема урока: «Звук. Источники звука»
Цель урока: сформировать понятие звук, познакомить с источниками и приемниками звука, изучить особенности распространения звука.
Задачи урока:
Обучающие: систематизировать и углубить знания учащихся о механических волнах, познакомить учащихся с понятием "звук", характеристиками звука; Развивающие: показать связь физики с музыкой, биологией; познакомить с новыми приборами и их назначением; способствовать развитию мышления учащихся, формировать умение обобщать, сравнивать, анализировать и самостоятельно делать выводы.
Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции, умения отстаивать свое мнение, ценить прекрасное, разбираться в музыке; воспитывать коммуникативные качества, умение слушать и слышать, поддерживать устойчивый интерес к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесные: объяснение, беседа;
наглядные: демонстрация,презентация;
практические: эксперимент;
проблемные: вопросы, задачи.
Должны знать: 1) Механическая волна; 2) Источник волн; 3) Виды волн; 4) Продольная волна; 5) Поперечная волна;
Должны уметь: 1) применять полученные ранее теоретические знания при изучении нового материала; 2) пользоваться камертоном; 3) анализировать демонстрации, эксперименты, делать выводы.
Межпредметные связи: физика, биология, музыка.
Используемая технология: проблемное обучение.
Ход урока.
Этап 1. Организационный момент 1 мин.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш кабинет превратиться в маленькую исследовательскую лабораторию. Мы попытаемся провести небольшие, но самостоятельные открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Вы готовы? Тогда начнем.
Этап 2. Актуализация знаний учащихся 5 мин. Включить музыку
- Что вы слышите? (музыку) Слайд 1
Вы сейчас слушаете «Лунную сонату» Бетховена, великого немецкого композитора. Когда он стал терять слух, это для него, как для музыкантабыло трагедией, но он нашёл оригинальный способ слушать музыку. Он
слушал музыку с помощью трости, которой опирался на рояль, держа другой конец в зубах, или прикладывал к черепу.
- Что такое музыка? (звук, произведенный музыкальными инструментами) Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.
-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Тема урока: Звук. Источник звука. Слайд 2
Этап 3. Постановка учебной задачи. 5 мин.
Цель этапа: создание проблемной ситуации, фиксация учебной задачи.
-Что такое звук?
-Какие тела являются источником звука?
-сформулируйте цели нашего урока.
Цель нашего урока- освоить понятие звук, познакомиться с источниками и приемниками звука, изучить особенности распространения звука. Слайд 3
Этап 4. Изучение нового материала 12 мин
Цель этапа: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся
1. Понятие Звук
Мы живем в мире звуков. Одни звуки успокаивают, другие поднимают настроение, третьи вызывают грусть, четвертые зовут к действию, движению. Человек, который не слышит от рождения, не может овладеть речью, мир для него лишен многообразия. В физике есть раздел, который занимается изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями.
Для того чтобы узнать его название, я предлагаю разгадать ребус. Слайд 4
акустика.
- Что такое звук с т.з. физики? (Звук – это механические упругие волны, воспринимаемые нашими органами слуха.) Слайд 5
2. Практическая деятельность учащихся (Класс делится класс на 5 групп исследователей)
-Каждой группе предлагаю получить звук из набора простых предметов.
И сделать вывод об источнике звука.
Вывод: 1. Любой источник звука обязательно колеблется. Слайд 6-7
Физкультминутка: Закройте глаза, снимите напряжение; откройте глаза. Вытяните руки перед собой и начните колебательное движение рук. Прислушайтесь!
Проблемный вопрос: Колебания есть, а звука нет. Почему? (этот звук мы не слышим).
Вопрос: Всякое ли колеблющееся тело является источником звука? (нет)
Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой от 16 Гц до 20000 Гц. Колебания этих частот называются звуковыми. Поэтому колебания руками 16 и более раз в секунду никто не может сделать.
Вывод: не всякое колеблющееся тело звучит.
3. Строение голосового аппарата человека.
-А мы будем являться источником звука?
- Прекрасным примером естественного источника звука является гортань. Как это доказать? Предлагаю всем ученикам фронтально выполнить эксперимент (колебания гортани человека при создании звука «р»).
Проблемный вопрос: -Каково строение голосового аппарата человека? Чтобы это узнать откройте учебник стр.138 и прочитайте.
-За счет чего человек издает звук?
-А как вы думаете, а что является приемником звука? (ухо человека). Слайд 8
- О том, как слышит человек, вы подробно узнаете из курса биологии в 8 классе.
4. Распространение звука.
Мы воспринимаем звуки, находясь на расстоянии от их источников. Обычно звук доходит до нас по воздуху. Но звуковые колебания распространяются не только в газах, но и в жидкостях, твердых телах.
Эксперимент- приложите ухо к краю стола, другое ухо прикройте ладонью. Попросите вашего соседа тихонько постучать карандашом по другому краю стола. Что вы слышите? А теперь проанализируем Таблицу Слайд 9.
-Что можно сказать о скорости распространения звуковых волн?
Вывод: Звук, как и др. волны имеют определенную скорость распространения, и она неодинакова в различных средах.
Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук – от температуры. При повышении температуры она возрастает. Слайд 10
Разные тела по-разному проводят звук. Мягкие и пористые тела – плохие проводники звука. Такие материалы используют для защиты помещения от проникновения посторонних звуков.
Этап 5. Первичное закрепление. 7 мин
Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации.
-А теперь сможете ли вы ответить на следующие вопросы: ТЕСТ
Ответьте на вопросы (ВЕРНО-НЕВЕРНО).
-
Верно ли, что источником звука являются только колеблющиеся тела? -
Верно ли, что при полёте большинство насекомых издают звук голосовыми связками? -
Верно ли, что всякое колеблющееся тело является источником звука? -
Верно ли, что скорость звука одинакова во всех средах? -
Верно ли, что звук –это волна? -
Верно ли, что скорость звука в твердых телах меньше, чем в жидкостях? -
Верно ли, что акустика занимается изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями? -
Верно ли, что ухо человека является приёмником звука?
А теперь обменяйтесь тестом и оцените своего товарища: Слайд 11
4-5 баллов – «удовлетворительно
6-7 баллов – «хорошо
8 баллов – «отлично»
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, надеюсь, что узнали много нового и интересного.
Этап 6. Задание на дом (1 мин)
§ 38, 43 Задание 29, №1-3 выберите и выполните любое из трех номеров.
Этап 7. Рефлексия (2 мин) - нотный стан + ноты?
Сегодня мы говорили о звуках. Мир полон разных звуков. Звуки - все мы с вами. И дарите друг другу лишь только лучшие звуки своей души. Какие звуки в вашей душе после пройденного урока? Давайте поделимся. Эти звуки изображены в виде нот. Поместим их на нотный ряд. Чем выше линейка нотного ряда, тем ярче впечатления от пройденного урока. Спасибо за урок.