Файл: Урок физики в 7 классе Тема урока Звук. Источники звука.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок физики в 7 классе

Тема урока: «Звук. Источники звука»

Цель урока: сформировать понятие звук, познакомить с источниками и приемниками звука, изучить особенности распространения звука.

Задачи урока: 

Обучающие: систематизировать и углубить знания учащихся о механических волнах, познакомить учащихся с понятием "звук", характеристиками звука; Развивающие: показать связь физики с музыкой, биологией; познакомить с новыми приборами и их назначением; способствовать развитию мышления учащихся, формировать умение обобщать, сравнивать, анализировать и самостоятельно делать выводы.

Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции, умения отстаивать свое мнение, ценить прекрасное, разбираться в музыке; воспитывать коммуникативные качества, умение слушать и слышать, поддерживать устойчивый интерес к предмету.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесные: объяснение, беседа;

наглядные: демонстрация,презентация;

практические: эксперимент;

проблемные: вопросы, задачи.

Должны знать: 1) Механическая волна; 2) Источник волн; 3) Виды волн; 4) Продольная волна; 5) Поперечная волна;

Должны уметь: 1) применять полученные ранее теоретические знания при изучении нового материала; 2) пользоваться камертоном; 3) анализировать демонстрации, эксперименты, делать выводы.

Межпредметные связи: физика, биология, музыка.

Используемая технология: проблемное обучение.


Ход урока.

Этап 1. Организационный момент 1 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш кабинет превратиться в маленькую исследовательскую лабораторию. Мы попытаемся провести небольшие, но самостоятельные открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Вы готовы? Тогда начнем.

Этап 2. Актуализация знаний учащихся 5 мин. Включить музыку

- Что вы слышите? (музыку) Слайд 1

Вы сейчас слушаете «Лунную сонату» Бетховена, великого немецкого композитора. Когда он стал терять слух, это для него, как для музыкантабыло трагедией, но он нашёл оригинальный способ слушать музыку. Он
слушал музыку с помощью трости, которой опирался на рояль, держа другой конец в зубах, или прикладывал к черепу.

- Что такое музыка? (звук, произведенный музыкальными инструментами) Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Тема урока: Звук. Источник звука. Слайд 2

Этап 3. Постановка учебной задачи. 5 мин.

Цель этапа: создание проблемной ситуации, фиксация учебной задачи.

-Что такое звук?

-Какие тела являются источником звука?

-сформулируйте цели нашего урока.

Цель нашего урока- освоить понятие звук, познакомиться с источниками и приемниками звука, изучить особенности распространения звука. Слайд 3

Этап 4. Изучение нового материала 12 мин

Цель этапа: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся

1. Понятие Звук

Мы живем в мире звуков. Одни звуки успокаивают, другие поднимают настроение, третьи вызывают грусть, четвертые зовут к действию, движению. Человек, который не слышит от рождения, не может овладеть речью, мир для него лишен многообразия. В физике есть раздел, который занимается изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями.

Для того чтобы узнать его название, я предлагаю разгадать ребус. Слайд 4


акустика.

- Что такое звук с т.з. физики? (Звук – это механические упругие волны, воспринимаемые нашими органами слуха.) Слайд 5

2. Практическая деятельность учащихся (Класс делится класс на 5 групп исследователей)

-Каждой группе предлагаю получить звук из набора простых предметов.

И сделать вывод об источнике звука.

Вывод: 1. Любой источник звука обязательно колеблется. Слайд 6-7

Физкультминутка: Закройте глаза, снимите напряжение; откройте глаза. Вытяните руки перед собой и начните колебательное движение рук. Прислушайтесь!



Проблемный вопрос: Колебания есть, а звука нет. Почему? (этот звук мы не слышим).

Вопрос: Всякое ли колеблющееся тело является источником звука? (нет)

Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой от 16 Гц до 20000 Гц. Колебания этих частот называются звуковыми. Поэтому колебания руками 16 и более раз в секунду никто не может сделать.

Вывод: не всякое колеблющееся тело звучит.

3. Строение голосового аппарата человека.

-А мы будем являться источником звука?

- Прекрасным примером естественного источника звука является гортань. Как это доказать? Предлагаю всем ученикам фронтально выполнить эксперимент (колебания гортани человека при создании звука «р»).

Проблемный вопрос: -Каково строение голосового аппарата человека? Чтобы это узнать откройте учебник стр.138 и прочитайте.

-За счет чего человек издает звук?

-А как вы думаете, а что является приемником звука? (ухо человека). Слайд 8

- О том, как слышит человек, вы подробно узнаете из курса биологии в 8 классе.

4. Распространение звука.

Мы воспринимаем звуки, находясь на расстоянии от их источников. Обычно звук доходит до нас по воздуху. Но звуковые колебания распространяются не только в газах, но и в жидкостях, твердых телах.

Эксперимент- приложите ухо к краю стола, другое ухо прикройте ладонью. Попросите вашего соседа тихонько постучать карандашом по другому краю стола. Что вы слышите? А теперь проанализируем Таблицу Слайд 9.

-Что можно сказать о скорости распространения звуковых волн?

Вывод: Звук, как и др. волны имеют определенную скорость распространения, и она неодинакова в различных средах.

Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук – от температуры. При повышении температуры она возрастает. Слайд 10

Разные тела по-разному проводят звук. Мягкие и пористые тела – плохие проводники звука. Такие материалы используют для защиты помещения от проникновения посторонних звуков.

Этап 5. Первичное закрепление. 7 мин

Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации.

-А теперь сможете ли вы ответить на следующие вопросы: ТЕСТ

Ответьте на вопросы (ВЕРНО-НЕВЕРНО).


  1. Верно ли, что источником звука являются только колеблющиеся тела?

  2. Верно ли, что при полёте большинство насекомых издают звук голосовыми связками?

  3. Верно ли, что всякое колеблющееся тело является источником звука?

  4. Верно ли, что скорость звука одинакова во всех средах?

  5. Верно ли, что звук –это волна?

  6. Верно ли, что скорость звука в твердых телах меньше, чем в жидкостях?

  7. Верно ли, что акустика занимается изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями?

  8. Верно ли, что ухо человека является приёмником звука?

А теперь обменяйтесь тестом и оцените своего товарища: Слайд 11

4-5 баллов – «удовлетворительно

6-7 баллов – «хорошо

8 баллов – «отлично»

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Этап 6. Задание на дом (1 мин)

§ 38, 43 Задание 29, №1-3 выберите и выполните любое из трех номеров.

Этап 7. Рефлексия (2 мин) - нотный стан + ноты?

Сегодня мы говорили о звуках. Мир полон разных звуков. Звуки - все мы с вами. И дарите друг другу лишь только лучшие звуки своей души. Какие звуки в вашей душе после пройденного урока? Давайте поделимся. Эти звуки изображены в виде нот. Поместим их на нотный ряд. Чем выше линейка нотного ряда, тем ярче впечатления от пройденного урока. Спасибо за урок.