Файл: Контрольная работа на тему Этические принципы в психологическом исследовании по учебной дисциплине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Этические принципы в психологическом исследовании
по учебной дисциплине: Методология и методы психологического исследования
Выполнил(а): Носироиа М.
Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20___ г.
Омск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение......................................................................................................................2
1. Этические требования к профессиональной деятельности психолога....................................................................................................................32. Особенности этических принципов психолога в ходе психологического исследования............................................................................6
Заключение.................................................................................................................9
Список используемой литературы.......................................................................10
Введение
Психологическое исследование относится к одной из сложнейших областей в профессиональной деятельности психолога. Психологическое исследование – это деятельность, требующая от экспериментатора наличия соответствующего образования и подобающего уровня мастерства в данной сфере.
Поскольку после 80-х годов, во главу биоэтике встал принцип “уважения прав и достоинств”, к психологу-профессионалу, при психологическом обследовании, приеме на работу по вакансии, или установлении судебно-психилогическом диагноза предъявляются высокие требования, в том числе, и социально-этические. В число данных требований входят и требования к психологическим исследованиям.
Приняв решение провести психологическое исследование, психолог претендует на уровень собственной профессиональной компетентности и берет на себя ответственность за уровень объективности в сообщении о данных проводимого исследования, с учетом интересов своих коллег.
В данном реферате будут разобраны этика психолога, как руководителя психологического исследования, и этические принципы к процессу проведения психологического исследования.
1. Этические принципы профессиональной деятельности психолога
От психолога требуется полное понимание сути и предмета профессиональной деятельности. Он должен владеть необходимым инструментарием для организации и проведения психологических исследований. Даже в рамках определенной специализации, от психолога требуется владение рядом определенных знаний и умений, относящихся к основным сферам психологии.
Этика психолога основывается на моральных и нравственных общечеловеческих ценностях. Совершаемые психологом действия производятся из личного уважения прав и свобод, регламентируемых действующим Законодательством. Определяющими для деятельности психолога предпосылками являются уважение к человеческому праву на всестороннее развитие, создание справедливого и гуманного общества и сближение людей. Этические принципы, и правила работы психолога создают условия, в которых навык психолога постоянно совершенствуется, реальный результат его деятельности является очевидным, а люди, с которыми психолог работает, проявляют к нему уважение.
Основная профессиональная деятельность психолога подразумевает работу с личностью клиента и его внутренним миром. Именно поэтому, главным из требований к профессиональной этике психолога является принцип ненанесения ущерба человеку. Поскольку множество психических процессов носят необратимый характер, психолог всегда руководствуется этическим принципом “не навреди”, сформулированным Гиппократом.
Следующим в этике психолога является принцип профессиональной компетентности, согласно которому, психолог должен трезво осознавать свои способности, права и ограничения, а также действовать в рамках уровня своей компетентности. Данный принцип также подразумевает осведомленность психолога о профессиональной этике своей профессии.
В соответствии с принципом объективности, психолог не должен допускать предвзятого отношения к другому человеку на основании каких-либо субъективных выводов об оном. То же касается и непосредственно работы. Данный принцип также не рекомендует устанавливать тесных отношений с клиентами.
Хотя принцип объективности и требует от психолога сугубо воспринимать клиента, как человека, которому нужна помощь и поддержка, но согласно принципу уважения к клиенту, психолог должен уважать достоинство своего клиента, и проявлять честность по отношению к нему. В процессе работы, данный принцип подразумевает поддержку, симпатию и уважение к клиенту, с которым психолог в данный момент взаимодействует.
Проблемы, выложенные клиентом и разбираемые психологом, должны остаться только между ними обоими. Это гарантируется принципом конфиденциальности, следование которому обеспечивает, что психолог будет надлежаще пользоваться личной информацией, предоставленной клиентом. Не исключается привлечение дополнительных согласованных лиц, производимое с согласия клиента. Надлежащее использование информации третьими лицами также обеспечивается психологом.
Нарушение, подразумевающее случайное или намеренное игнорирование какого-либо из принципов может стать основанием для исключения специалиста из действующего списка психологов РПО. В случае серьезного нарушения, РПО также имеет право на ходатайство о привлечении психолога к судебному разбирательству.
2. Особенности этических принципов психолога в ходе психологического исследования
Сегодня паттерналистическая модель защиты и сохранения жизни уступила место модели максимального благополучия участника исследования. Взяв на себя решение провести психологическое исследование, психолог берет на себя и ответственность за благополучие, как людей, так и животных, и обязуется провести испытуемого через все стадии исследования с максимальной заботой о его достоинстве и благополучии. Разумеется, это включает в себя ограждание испытуемого от разного рода вредных влияний, а также психологического и физического дискомфорта. Использование методов, рискующих повлечь за собой вред испытуемому, запрещено, поскольку уже является нарушением из этического метода медицины “не навреди”, полностью относящегося, в том числе, и к психологам.
Помимо непосредственного руководства, задачей психолога в процессе психологического исследования является установление и поддержание приемлимой этической практики. Этическая практика, в свою очередь, обязует психолога регулярно уведомлять участников исследования о тех аспектах и особенностях используемых методик, которые могут повлиять на дальнейшее желание оных учавствовать в процессе исследования. В свою очередь, участники имеют право задавать психологу любые вопросы, касающиеся процесса исследования. Уважительное отношение психолога к выбору испытуемого должно сохраняться даже в случае отказа оного от дальнейшего участия в ходе исследования. Психологическое исследование против воли испытуемого запрещено, за исключением особых случаев, относящихся к судебной практике и законным постановлениям.
Одним из первых принципов можно указать принцип конфиденциальности. В процессе психологического исследования, данный принцип обеспечивает гарантию, что ставшая доступной психологу информация не будет подвергнута разглашению.
В качестве исключения, о результатах исследования можно сообщить в том случае, когда над испытуемым, или окружающими его людьми нависает вероятность угрозы. Также, данную информацию можно сообщать лицам, имеющим отношение к сфере проведенного исследования. Помимо неразглашения, принцип конфиденциальности отвечает за добровольность участия в исследовании, за осведомление испытуемых об информации, которая может быть передана заинтересованным учреждениям.
Довольно схожим с принципом конфиденциальности является принцип благополучия клиента. Следуя данному принципу, полностью компетентый психолог, запрашивающий личную информацию у клиента, перед этим достоверно установит – осведомлен ли участник испытания о том, каким именно целям послужит личная информация о нем, и как конкретно она будет использована в процессе иследования. По необходимости, на ознакомление с результатами исследования третьими лицами, может потребоваться согласие испытуемого.
С двумя предыдущими принципами связан и прицин неразглашения. Психолог берет на себя контроль над психологическими тестами, и над инструкциями к действию, в том случае, если специфика результатов тестов или методов станут достоянием общественности, либо будут использоваться в качестве средства дискредитации испытуемого. Используемые в ходе психологического исследования тесты и прочие методы исследования, в том числе и те, ценность которых зависит от неосведомленности испытуемого, не должны быть воспроизведены в научных изданиях в том виде, который представит их невалидными. Данная информация будет предоставляться исключительно лицам с профессиональной заинтересованностью, и, соответственно, подлежать подобающему использованию. Непосредственно для участника испытания результаты теста оглашаются в той форме, которая исключит ошибочную интерпретацию или возможность неверного использования предоставленной информации. Свою роль в ходе психологического исследование играет и
принцип ответственности за профессиональную деятельность психолога, в данном случае требующий того, чтобы психолог при публикации результатов проведенного исследования, свел к минимуму вероятность их неккоректного истолкования.
Принцип компетентности отвечает за то, что психолог имеет необходимый навык применения тех, или иных методик, и не станет пользоваться методами, не соответствующими его профессиональному уровню. Однако, данный принцип подразумевает не только применения методик, но и профессиональной компетентности. Низким уровнем компетентности психолога-исследователя может служить так называемый “дефект-центризм”, при котором подход к исследуемому ограничивается центрированием на его особенностях. Данный механизм противостоит нормальному восприятия системы жизненных отношений, а также ценностному и личностному отношению исследователя к субъекту исследования. Это можно заметить по явно выраженному интересу только к исследуемой области, либо по неприкрыто-явственному негативному, ироничному отношению над участником исследования, со стороны психолога.
Принцип объективности в ходе психологического исследования подразумевает одинаково расположительное отношение психолога к испытуемому, независимо от того, кем последний является, и какими особенностями обладает.
(Неиспользованный фрагмент) Правовые требования к трудовой деятельности психолога
Поскольку этика и право являются практически неразрывными понятиями, прежде, чем приступить к разбору непосредственно этических требований к психологическим исследованиям, необходимо осветить правовые требования к работе психологической службы в целом.
Законодательство в сфере психологической помощи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из действующего Федерального Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и нормативных актов.
Обеспечение доступа гражданам, и регуляций отношений осуществляется Федеральным Законом “О психологической помощи населению в Российской Федерации”, согласно которому, любой гражданин в целях получения психологической защиты вправе обратиться к психологу за консультацией и помощью.
Основными субъектами в данном случае являются лица, оказывающие психологическую помощь; специалисты-психологи и непосредственно получатель психологической помощи. Роль основных объектов играет непосредственно понятие психологической помощи, а так же стандарт и качество ее оказания. Регуляцией и контролем деятельности психологов занимается Саморегулируемая организация психологов – некоммерческая организация,