Файл: Этика выгодных связей Васильев Павел.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Этика выгодных связей

Васильев Павел

23/01/МПКВд-2,4-1

Апрель 2023 г.

Определение

Решение деловых и личных проблем в нарушение

существующего юридического, экономического и морального порядка,

за счет использования положения отдельных людей, имеющих

привилегированный доступ к товарам или услугам, весьма

распространено в России. Слово «блат» знакомо каждому русскому

человеку. «Достать по блату», «приняли в вуз (на работу) по

блату», «сделали что-то по блату» и подобные выражения

встречаются в нашей речи довольно часто. Нильс Нильсон, специально

исследовавший проблему блата в СССР и современной России,

сформулировал несколько вопросов, которые, по его мнению,

способны прояснить нравственную природу конкретного

поступка. В случае если некое лицо, наделенное определенными

полномочиями (как говорят у нас, «используя служебное

положение»), оказало вам некую услугу, необходимо задать себе

следующие вопросы:

Определение

3. Считать ли это секретным договором? Можно ли это открыть другим, не попав в неловкое положение или без негативных последствий?

Определение

Это, конечно, не однозначный тест, но он поможет нам понять, насколько приличен этот поступок.

Одним из наиболее известных проявлений «этики выгодных связей», хотя и носящей, как правило, кратковременный характер, является взятка.

Определение

Почему люди делают неправильный этический выбор?

По мнению Сола У. Геллермана, объяснения восходят к четырем рационализациям, на которые люди опирались на протяжении веков, чтобы оправдать сомнительное поведение:

• вера в то, что деятельность “на самом деле” не является незаконной или аморальной;

• что это в наилучших интересах отдельного человека или корпорации;

• что это никогда не будет раскрыто;

• или что, поскольку это помогает компании, компания будет потворствовать этому.

Согласно исследователям, существуют три культурные традиции, лежащие в основе современных деловых операций:

Замкнутый круг (круговая порука)

Система взаимных услуг

Обмен подарками

Этика выгодных связей

Этика выгодных связей

Комплаенс

Представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям, или нормам.

В рамках нашего вопроса, регламентирует соблюдение стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и

Комплаенс

Открытость

с другой стороны, открыто говорить о

своей деятельности.

Это необходимо для создания доверия.

Библиография по теме: Этика выгодных связей

1. Gellerman S. W. Why "good" managers make bad ethical choices // Harvard Business Review, 64 (4), 1986. https://hbr.org/1986/07/why-good-managers-make-bad-ethical-choices

Этика выгодных связей

Васильев Павел

23/01/МПКВд-2,4-1

Апрель 2023 г.

Определение

Решение деловых и личных проблем в нарушение

существующего юридического, экономического и морального порядка,

за счет использования положения отдельных людей, имеющих

привилегированный доступ к товарам или услугам, весьма

распространено в России. Слово «блат» знакомо каждому русскому

человеку. «Достать по блату», «приняли в вуз (на работу) по

блату», «сделали что-то по блату» и подобные выражения

встречаются в нашей речи довольно часто. Нильс Нильсон, специально

исследовавший проблему блата в СССР и современной России,

сформулировал несколько вопросов, которые, по его мнению,

способны прояснить нравственную природу конкретного

поступка. В случае если некое лицо, наделенное определенными

полномочиями (как говорят у нас, «используя служебное

положение»), оказало вам некую услугу, необходимо задать себе

следующие вопросы:

Определение

1. Имеет ли данное лицо законные права на продукты или услуги, которые он предоставил вам? Или он фактически крадет их? Какова природа его власти вести себя так в данном случае? Кому на самом деле принадлежат эти продукты или услуги? 2. Имеют ли другие люди, кроме вас, подобную возможность? Основное соображение в вопросах правосудия, к которому мы еще вернемся, заключается в «равных возможностях». Справедливо ли распространяется услуга или возможность, и все ли в организации имеют равный доступ к ней?

3. Считать ли это секретным договором? Можно ли это открыть другим, не попав в неловкое положение или без негативных последствий?

Определение

Это, конечно, не однозначный тест, но он поможет нам понять, насколько приличен этот поступок.

Участие в такого рода сделках предполагает ответные услуги. Принцип «ты — мне, я — тебе» разрушает деловые, общественные, правительственные организации и отношения между людьми. Ценность человека начинает определяться не его заслугами, профессионализмом и человеческими качествами, а способностью что-либо «достать» конкретному лицу или исполнить любое его указание. Однако ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров или услуг может принять более сложную форму. Речь идет о ситуации, когда вы
представляете не свои личные интересы, а интересы организации.

Одним из наиболее известных проявлений «этики выгодных связей», хотя и носящей, как правило, кратковременный характер, является взятка.

Определение

Взятка - это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения. Получение и дача взятки государственным гражданским и муниципальным служащим является одним из проявлений коррупции.
Действия по передаче и приёму взятки противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса Российской Федерации. Ответственность за получение взятки квалифицируется ст.290 УК РФ. Дача взятки ст.291 УК РФ.

Почему люди делают неправильный этический выбор?

По мнению Сола У. Геллермана, объяснения восходят к четырем рационализациям, на которые люди опирались на протяжении веков, чтобы оправдать сомнительное поведение:

• вера в то, что деятельность “на самом деле” не является незаконной или аморальной;

• что это в наилучших интересах отдельного человека или корпорации;

• что это никогда не будет раскрыто;

• или что, поскольку это помогает компании, компания будет потворствовать этому.

Согласно исследователям, существуют три культурные традиции, лежащие в основе современных деловых операций:

    • замкнутый круг (круговая порука)

1
    • система взаимных услуг

2
    • обмен подарками

3

Замкнутый круг (круговая порука)

Это система отношений, в которой профессионалы делятся по принципу «свой – чужой». К «своему» кругу принадлежат родственники, друзья, близкие коллеги – все должны защищать друг друга. Если профессионал не входит в этот круг он является «чужаком», чью работу нужно ставить под сомнение. Эта схема отношений проявляется в самых разных сферах деятельности: в бизнесе, в профессиональной деятельности, в служебных отношениях. Так, есть выражение «семейный бизнес», т. е. экономическая активность, в которой задействованы все члены семьи.

Система взаимных услуг

Это система отношений, когда оказанная услуга обязывает ее получателя возвратить ее в будущем. А когда услуга возвращена, то первый профессионал, оказавший услугу, снова обязан отплатить за услугу. Так складываются прочные отношения в виде взаимных обязательств по оказанию услуг друг другу. Постоянство и прочность таких отношений дает возможность войти в замкнутый круг, сделать человека «своим». В результате профессионалы не хотят оказывать услуги «чужакам», а чтобы иметь успех в продвижении по карьерной лестнице, получать посты, чины, звания необходимо вписаться в систему взаимных услуг. Добиться входа в такую систему может помочь обмен подарками.

Обмен подарками

Это не просто набор дружеских жестов. Как пишет специалист по данному вопросу Дж. Фейдиман: «Подарки являются просто катализаторами. При идеальных обстоятельствах этот процесс должен стать нескончаемой цепью событий, включая визиты, подарки, дружеские жесты и услуги, которые льются рекой от участника к участнику в течение всей их жизни».

Этика выгодных связей

  • С психологической точки зрения этику выгодных связей нужно понимать, как стремление окружить себя преданными надежными партнерами, что весьма важно, если окружающий мир воспринимать как враждебный. Враждебность внешнего мира является данностью этики выгодных связей, так как сама эта этика создает несправедливость в отношениях с внешним миром. Несправедливость и ложь влечет враждебность в отношениях.
  • С утилитаристской точки зрения этика выгодных связей не может быть оправдана, так как в ней благо большинства подменяется благом меньшинства – «своих людей». С точки зрения И. Канта, моральный поступок только тогда морален, когда совершен на основе доброй воли, а не ради того, чтобы в ответ получить услугу или подарок. С позиции этического кодекса этика выгодных связей также аморальна, так как она препятствует здоровой конкуренции внутри профессии.

Этика выгодных связей

  • Оценивая этику выгодных связей негативно, хотелось отметить этический ригоризм этих оценок. Ясно, что этика выгодных связей, родственные отношения были, есть и будут влиятельными факторами в профессиональных отношениях даже в западных странах, причем далеко не всегда отрицательными. В то же время, понимая негативный характер данного явления, профессиональные сообщества должны создавать механизмы социальной мобильности для привлечения в профессию наиболее талантливых кадров.


Возможные решения

Комплаенс

Представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям, или нормам.

Берет на себя часть системы управления/контроля в организации, связанную с комплаенс-рисками — рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексов поведения и так далее. Комплаенс-риски в конечном итоге могут проявляться в форме применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, финансовых или репутационных потерь как результат несоответствия законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса.

В рамках нашего вопроса, регламентирует соблюдение стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и

Комплаенс

обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов. К сфере комплаенса относится также специфические области, такие как противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании регулирующему законодательству, защита информационных потоков, противодействие мошенничеству и коррупции, установление этических норм поведения сотрудников и т. д. Писаные правила, регламентирующие отношения и предполагающие карательные меры, формализуют отношения профессионалов. Основным признаком профессионала становится способность выполнять профессиональную деятельность, личные взаимоотношения исключаются.

Открытость

Открытость является наилучшим способом развеять посторонние подозрения относительно мотивов и действий компаний. Открытость не панацея для улучшения взаимоотношений между бизнесом и обществом, но стремление действовать в открытой системе лежит в основе подобных взаимоотношений. Бизнес должен быть открытым для мнений общества и,

с другой стороны, открыто говорить о

своей деятельности.

Это необходимо для создания доверия.


«Каждая профессия должна давать средства к жизни. Каждая профессия почетна, если ведется честно: честный сапожник, трудолюбивый и искусный в своем деле, лучше нечестного или же неталантливого ученого»




Михаил Захарович Третьяков (1801–1850)

Библиография по теме: Этика выгодных связей

1. Gellerman S. W. Why "good" managers make bad ethical choices // Harvard Business Review, 64 (4), 1986. https://hbr.org/1986/07/why-good-managers-make-bad-ethical-choices

2. Борисов В.К., Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса. 4-е издание. Классический университетский учебник. Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова — М.: Издательствo Проспект Издательство Московского университета, 2010. - 349 с. https://djvu.online/file/CU7B6veGZ2Ys3 3. "ПАМЯТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ" (УТВ. РОСОБОРОНЗАКАЗОМ). – Кодексы online. 2023. https://tkrfkod.ru/zakonodatelstvo/pamjatka-gosudarstvennogo-grazhdanskogo-sluzhashchego-rossiiskoi-federatsii-o-merakh-po/