ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Строение личности – различные подходы»
Мотивационно-динамический
Поведенческо-интеракционистский подход
[1, с. 4].
Взгляд В.Н. Мясищева
Мясищев В.Н. – считал что характер является структурной интеграцией отношения, а также полагал, что единство личности определяется 4 факторами:
1. Направленность
2. Развитие
3. Структура
4. Динамика
Именно структура определяет меру и единство. Структура является частной категорией личности. Структура наиболее видна через потребности личности
[4, с. 106].
Структура личности А. Г. Ковалева
· темперамент (структуру природных свойств);
· направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
· способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
[4, с. 124].
Структура личности по К.К. Платонову
Он положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные (1-2 уровни) и социально обусловленные (3-4 уровни). Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни: - Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства, темперамент и особенности нервной системы. - На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания психических процессов - это память, мышление, восприятие и врожденные способности. - В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания, умения, навыки, привычки, которые были усвоены в процессе социальной жизни. - И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и идеалы человека, его самооценка, интересы и увлечения.
[4, с. 124].
А.Н. Леонтьев
Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.
Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности.
Индивидуально - типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.
[3]
Структура личности по Б.Г. Ананьеву
В структуру личности входят такие свойства:
определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
статус и социальные функции-роли;
мотивация поведения и ценностные ориентации;
структура и динамика отношений.
[7]
Концепция личности Узнадзе
Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.
По Узнадзе существует:
1. диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении;
2. фиксированная установка (дифференцированная).
Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки). Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.
[4, с. 120]
Диспозиционная структура личности В.А. Ядова
Основная идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение
Эти диспозиции организованны иерархически
1. Элементарные фиксированные установки. Они образуются на основе витальных потребностей и в самых простых ситуациях
2. Социально – фиксированные установки(аттитюды) –они формируются на основе потребностей человека в общении, протекающем в малой группе
3. Базовые социальные установки – фиксируют общую направленность интересов личности среди конкретной деятельности, его активности
4. высший уровень – его образует система ценностных ориентаций личности связанных с достижением наиболее важных жизненных целей и формирующаяся благодаря общим соц. условиям под действием экологических, этологических, экономических факторов
[6]
Информационные источники
- Выполнил:
- Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями [5, с. 470].
- Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.
- Основу личности составляет ее структура, т. е. относительно устойчивая связь и. взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
- 1 подход: конституционально-антропометрический (Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Конрад.).
- 2 подход: факторный (Г. Айзенк, Р. Кеттелл).
- 3 подход: блочная стратегия (К.К. Платонов).
- 4 подход: мотивационно-динамический (З. Фрейд, А. Маслоу, К. Роджерс, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б. Г. Ананьев и др.).
- 5 подход: поведенческо-интеракционистский (К. Юнг) [2, с. 144].
- Применяются различные антропометрические методики измерения, характеристики телосложения, нервных процессов и на этой основе делаются выводы о предрасположенности к тем или иным действиям.
- Темперамент-ядро Л. Методы- опросники изучающие типичные способы реагирования, антропометрические методики. Сопоставление результатов. Решающая роль в развитии темперамента приписывалась биологическому фактору [2, с. 144].
- Измеряются поверхностные черты с помощью опросников, потом проводится корреляционный анализ и факторный анализ. Кеттелл делит набор черт на категории:
- Поверхностные (совокупность поведенческих характеристик) и исходные (глубинные, основополагающие)
- Конституциональные (врождённые) и черты, сформированные средой
- Темперамент и динамические черты (мотивация)
- Общие (у всех людей) и уникальные (у отдельных) [4, с. 182].
- Структура состоит из четырех подструктур личностных свойств:
- 1) биопсихические, т.е. типологические и половозрастные свойства личности;
- 2) индивидуальные особенности отдельных психических процессов;
- 3) опыт, как совокупность знаний, умений, навыков, привычек и пр.;
- 4) подструктура направленности и отношений личности.
- Выделенным основным подструктурам соответствуют также подструктуры характера и способностей [2, с. 146].
Мотивационно-динамический
Поведенческо-интеракционистский подход
- Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности берет в качестве структурных «элементов» те или иные механизмы взаимодействия между личностью и обществом, средой: реакции, навыки, роли и др. При этом индивидные свойства находятся на самой периферии.
- Строение личности обретает иерархический вид, в котором низовым уровнем становятся элементарные поведенческие акты, обусловленные прежде всего индивидными диспозициями человека, органическими потребностями, установками и т.п. [2, с. 149].
- Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход.
- Несколько особняком стоит концепция личности в рамках грузинской психологической школы (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили и др.). Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева (С-Петербург), С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова,В. Д. Небылицына, Л. И. Божович, К. К. Платонова (Москва), В. С. Мерлина (Пермь), Д. Н. Узнадзе (Тбилиси). Из социально-психологических концепций следует выделить диспозиционную структуру личности В. А. Ядова [1, с. 4].
[1, с. 4].
Взгляд В.Н. Мясищева
Мясищев В.Н. – считал что характер является структурной интеграцией отношения, а также полагал, что единство личности определяется 4 факторами:
1. Направленность
2. Развитие
3. Структура
4. Динамика
Именно структура определяет меру и единство. Структура является частной категорией личности. Структура наиболее видна через потребности личности
[4, с. 106].
Структура личности А. Г. Ковалева
· темперамент (структуру природных свойств);
· направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
· способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
[4, с. 124].
Структура личности по К.К. Платонову
Он положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные (1-2 уровни) и социально обусловленные (3-4 уровни). Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни: - Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства, темперамент и особенности нервной системы. - На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания психических процессов - это память, мышление, восприятие и врожденные способности. - В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания, умения, навыки, привычки, которые были усвоены в процессе социальной жизни. - И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и идеалы человека, его самооценка, интересы и увлечения.
[4, с. 124].
А.Н. Леонтьев
- Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.
- Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи [4, с. 110].
Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.
Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности.
Индивидуально - типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.
[3]
Структура личности по Б.Г. Ананьеву
В структуру личности входят такие свойства:
определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
статус и социальные функции-роли;
мотивация поведения и ценностные ориентации;
структура и динамика отношений.
[7]
Концепция личности Узнадзе
Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.
По Узнадзе существует:
1. диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении;
2. фиксированная установка (дифференцированная).
Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки). Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.
[4, с. 120]
Диспозиционная структура личности В.А. Ядова
Основная идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение
Эти диспозиции организованны иерархически
1. Элементарные фиксированные установки. Они образуются на основе витальных потребностей и в самых простых ситуациях
2. Социально – фиксированные установки(аттитюды) –они формируются на основе потребностей человека в общении, протекающем в малой группе
3. Базовые социальные установки – фиксируют общую направленность интересов личности среди конкретной деятельности, его активности
4. высший уровень – его образует система ценностных ориентаций личности связанных с достижением наиболее важных жизненных целей и формирующаяся благодаря общим соц. условиям под действием экологических, этологических, экономических факторов
[6]
Информационные источники
- Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие/ В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 89 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Ведмеш Н.А. Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед». URL: https://psihomed.com/struktura-lichnosti/ (дата обращения: 13.06.2021).
- Иванова, А. Ю. Психология личности: учебное пособие для студентов вузов / А. Ю. Иванова, М. В. Малышкина; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. 260 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология/А. Г. Маклаков— СПб.: Питер, 2016. 583 с.
- Подходы к структуре личности. URL: https://mydocx.ru/12-124762.html(дата обращения: 12.06.2021).
- Структура личности в отечественной психологии. Часть 2. Концепция «человекознания» Б.А. Ананьева. URL: https://www.becmology.ru/blog/psychology/person_rus02.htm(дата обращения: 14.06.2021).