Файл: Соколова Л. В. 2018 Основы неиропсихологии учеб пособие для студ уч реждении высш проф образования А. Р. Лурия. 8е изд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой
организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.
14. Функциональная специфичность больших полушарий — специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными полушарными закономерностями.
15. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Перечисленные понятия входят в основной понятийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека, разработанной в отечественной нейропсихологии Л.С.Выготским и А.Р.Лурия.
Все вместе эти понятия (и первого и второго класса) составляют определенную систему знаний, или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации.
Изучая нарушения ВПФ важно знать следующие понятия:
Нейропсихологический синдром— закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).
Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним — факторный анализ).
Проводя СА, необходимо придерживаться следующих пунктов:
- выявление симптомов нарушения ВПФ;
- квалификация симптомов через поиск причин, которая лежит за симптомами.
В результате СА изначально получаем первичное нарушение – нарушение, ставшее причиной последующих изменений ВПФ, - которое связано с выпадением конкретного звена функциональной системы. Далее выявляются вторичные нарушения – это расстройства функциональной системы в целом. Третичные нарушения – это то, что уже осталось от компенсации, - связаны с компенсаторными перестройками, то есть функциональная система пытается заменить пораженную систему.
Наличие первичного дефекта, связанного с «собственной функцией» данного мозгового участка, неизбежно приводит к нарушению целого ряда функциональных систем, т. е. к появлению целого симптомокомплекса, или синдрома, составленного из внешне разнородных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом симптомов. Анализ таких синдромов, нахождение общих звеньев, лежащих в основе входящих в них симптомов, и составляет необходимый этап психологического исследования нарушений, возникающих при очаговых поражениях коры головного мозга. Этот анализ целого синдрома дает возможность в значительной степени повысить вероятность того предположения о локализации очага поражения, которое могло возникнуть при констатации одного симптома. Поэтому квалификация синдрома в целом является необходимым этапом клинического анализа нарушений высших корковых функций при очаговых поражениях мозга. Характеризуя синдром в целом и выделяя общие звенья, объединяющие целые группы функциональных систем, мы по существу возвращаемся к фактам, хорошо известным в современной психологии.
Пример: Нарушение речи может быть как первичным нарушением, связанным с выпадением конкретного звена, отвечающего за речь: органическая дисфункция языка, речевого аппарата, так и вторичным нарушением, которое характеризуется нарушением речи вследствие слуховой, зрительной дисфункции. Компенсация как третичный дефект проявляется, как реакция на попытку заменить патологичный орган или функцию на другой. В случае речевого третичного нарушения нарушенная речь заменяется тактильными, голосовыми или двигательными процессами. Это позволяет человеку осуществлять общение и взаимодействие, используя другие способы.
Цель СА – поиск фактора.
Синдромный анализ основан на трех основных положениях:
1) СА предполагает тщательную качественную квалификацию характера нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), а не просто их констатацию. Под качественным анализом понимается определение формы нарушения психической функции (т. е. первичного дефекта или первичного нарушения).
2) СА заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом, что в свою очередь дает основание для топического диагноза.
3) СА заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных функций. При любом ограниченном корковом очаге поражения одна группа психических функций нарушается, другие остаются сохранными.
Основное практическое значение использования синдромного анализа нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга состоит в постановке топического диагноза.
Определение пораженного фактора — конечная цель синдромного анализа; сам фактор — объяснительная причина нейропсихологического синдрома в целом.
Фактор — это структурно-функциональная (или морфофизиологическая) единица работы мозга, определяющая характер нейропсихологического синдрома.
Типы факторов:
- Модально-специфические факторы, связанные с работой корковых отделов различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.
- Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга (инертность/подвижность нервных процессов, активация/дезактивация, спонтанность/аспонтанность).
- Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий головного мозга. Данные факторы отражают процессы взаимодействия (интеграции) разных анализаторных систем, процессы переработки информации, уже преобразованной в коре больших полушарий.
- Полушарные факторы, связанные с работой всего левого или правого полушария мозга.
Характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии: 1) абстрактное или конкретное мышление; 2) осознанность—неосознанность психических функций и состояний; 3) сукцессивный—симультанный способы организации ВПФ.
- Факторы межполушарного взаимодействия. Данные факторы обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур.
- Факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур головного мозга.
- Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга.
Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции.
Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует связывать не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций — определенный нейропсихологический синдром.