Файл: 1 Понятие национальной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, региональных и муниципальных информационных систем и сетей связи, включая телекоммуникационные системы, информационные ресурсы и общественные отношения в информационной сфере, правовое регулирование которых Конституцией РФ отнесено к предметам совместного ведения РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Подавляющее число процессов в сфере государственного и муниципального управления (как и в сфере любого управления вообще) являются информационными и составляют замкнутый цикл:

- получение органами управления информации;

- обработка полученной информации;

- принятие управленческих решений (формирование управляющих воздействий);

- доведение управленческих решений до исполнителей;

- контроль исполнения;

- получение информации о результатах управления.

Применительно к сфере государственного и муниципального управления (ГМУ) информационные процессы можно определить как процессы получения, использования и преобразования информации в ходе выполнения соответствующим органом власти или его должностным лицом нормативно закрепленной за ним функции или задачи.


Типовыми информационными процессами в сфере ГМУ являются:

- ведение документооборота (прием, подготовка, оформление, учет, согласование и рассылка документов, обеспечение таким образом внутреннего и внешнего циклов движения организационно-распорядительной и другой требуемой в повседневной работе документальной информации);

- накопление информации в целях ее сохранения и облегчения поиска требуемой информации;

- анализ информации и на его основе прогноз и планирование, обеспечение принятия управленческих решений;

- принятие управленческих решений и доведение их до исполнителей;

- информирование населения (публикация материалов в СМИ, ведение сайта в Интернете, ответы на запросы юридических и физических лиц).

Перечисленные информационные процессы мы будем рассматривать только в контексте их реализации с помощью компьютерных систем.

Компьютерная система (КС) – это организационное и техническое объединение следующих взаимосвязанных элементов:

·     технических средств обработки и передачи данных (средств вычислительной техники и связи);

·     методов и алгоритмов обработки в виде соответствующего программного обеспечения;

·     информации (массивов, наборов баз данных) на различных носителях;

·     персонала и пользователей системы, объединенных по организационно-структурному, тематическому, технологическому или другим признакам для выполнения автоматизированной обработки информации с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов информационных отношений.

По терминологии в области защиты информации о несанкционированного доступа КС относится к автоматизированным системам.

Основными носителями и средствами передачи информации в КС являются:

- средства хранения информации (магнитные диски, оптические диски, ОЗУ, ПЗУ и т.д.);

- средства отображения информации (мониторы, дисплеи, принтеры, бумажные носители, графопостроители и т.д.);

- средства передачи информации (аппаратура передачи приема информации, линии связи, модемы т.д.).

Участвующие в информационных процессах субъекты и объекты вступают между собой в различные информационные отношения.

Информационные отношения

 – это вид общественных отношений, связанных с процессами сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации с использованием ЭВМ, их систем и сетей.

В качестве субъектов информационных отношений в сфере ГМУ выступают:

- органы управления всех уровней и направлений;

- госслужащие (чиновники, персонал КС);

- юридические лица (коммерческие и общественные организации);

- граждане.

Различные субъекты информационных отношений могут выступать в качестве:

- источников (поставщиков) информации;

- пользователей (потребителей) информации;

- собственников (владельцев, распорядителей) информации;

- участников процессов обработки и передачи информации (сюда относятся и специалисты по защите информации).

 

2 Виды информации и информационных ресурсов в сфере ГМУ

 

С тематической и функциональной точки зрения информация бывает:

- организационно-распорядительной;

- нормативно-правовой;

- планово-финансовой;

- социально-экономической и др.

По правовому режиму доступа информация бывает открытой (общедоступной) и ограниченного доступа.

Документированная информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.

Конфиденциальная информация – это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Информации, отнесенной к гостайне, присваивается один из грифов секретности:

- особой важности;

- совершенно секретно;

- секретно.

Конфиденциальной информации в органах государственной власти и государственных учреждениях присваивается гриф «Для служебного пользования».

Персональные данные – это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах в жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные, включаемые в состав государственных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, региональных и муниципальных информационных ресурсов, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями отнесены к категории конфиденциальной информации.

Вот лишь некоторые примеры персональных данных:


- имущественное положение;

- состав семьи и место ее жительства;

- распределение имущественных прав в семье;

- отношения в семье или отношения с другими людьми;

- документально зафиксированный порядок перераспределения имущественных прав в случае гибели членов семьи;

- сведения о фактах биографии;

- состояние здоровья и скрытые физические недостатки;

- связи, пристрастия, увлечения, привычки и пороки;

- убеждения, оценки и взгляды;

- имеющиеся права наследования;

- име6ющиеся права на интеллектуальную собственность;

- имеющиеся права на претензии к другим владельцам собственности.

Бесконтрольное хранение и распространение этих сведений может нанести значительный, а порой непоправимый вред человеку. Так, в России ежегодно исчезают около 100 тысяч человек! Некоторые из них бегут от долгов или меняют образ жизни, обрывая старые связи. Но таких немного, а вот куда деваются остальные?!

В действующей нормативно-правовой базе РФ существует более 30 видов тайн и конфиденциальной информации. Между ними подчас имеются противоречия и нестыковки, что объективно требует совершенствования законодательства в данной сфере.

 

3 Состояние и перспективы информатизации сферы ГМУ

 

В соответствии с Законом РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информатизация – это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – это фиксируемая (накапливаемая) каким-либо способом информация.

К сожалению, информатизация сферы ГМУ в РФ происходит в целом весьма хаотично и со значительным отставанием от требований времени. Так, например, по результатам исследований, проводимых в Санкт-Петербурге, эффективность использования информации в управлении городом характеризуется следующими данными:

- только 10 – 15% информации используется для обоснования и принятия решений;

- соотношение между входной и выходной информацией в различных системах управления составляет от 4:1 до 40:1;


- объем дублирующей информации в системах управления достигает 30% от ее общего объема.

Такому положению дел способствовало отсутствие системной государственной политики в информационной сфере. В настоящее время реализуется, утвержденная правительством РФ в 2002 году, федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная на период 2002 – 2010 годы. Основными целями программы являются:

- повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных технологий;

- создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации;

- расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.

За прошедшие 8 лет реализации данной программы в России произошли существенные изменения в сфере информационных технологий. Само существование нашего факультета обязано данной программе. За эти несколько лет Интернет стал доступен каждому желающему, каждый школьник и даже дошкольник знакомы с компьютером, электронный документооборот прочно вошел в наш обиход.

Таким образом, при условии выполнения программы компьютерные технологии к концу первого десятилетия ХХI века станут основой повседневной деятельности органов государственного и муниципального управления, а компьютерные системы – ее главными инструментами.

Лекция № 5

Защита информации предприятия, анализ защищенности

локального объекта

 

Введение

 

На предыдущей лекции мы начали изучение нового раздела дисциплины – раздела № 2 «Проблемы региональной информационной безопасности» и познакомились с проблемами информационной безопасности в сфере регионального и муниципального управления. Данной лекцией мы заканчиваем теоретическую часть раздела № 2. Тема лекции № 5 «Защита информации предприятия, анализ защищенности локального объекта».

В контексте данной лекции под предприятием мы будем понимать не только различные предприятия всех форм собственности, но и учреждения, организации, учебные заведения и т.п. Под локальным объектом будем понимать информационно-управляющую систему предприятия.

 

1 Общие сведения о предмете