Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации фгаоу во Урфу имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина»
Институт экономики и управления
Кафедра теории, методологии и правого обеспечения ГМУ
Оценка работы______________
Руководитель от УрФУ Банных Г.А.
Тема реферата по дисциплине «Введение в специальность»
Уровни государственного и муниципального управления
Студент: Эренбург Э.Н.
Специальность (направление подготовки) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Группа ЭУ-123801(4)
Оглавление
Введение.................................................................................................................3Глава 1. Основы системы ГМУ…………………………………………..…..…4
Глава 2. Характерные черты государственной власти……………..…....……8
Глава 3. Уровни власти………………………………...………………………..9
Заключение………..………………………………………………….…………13
Список использованной литературы………..………………………..........….15
Введение
Актуальность темы- тема «Уровни Государственного и муниципального управления» актуальна, так как государственная власть необходима в управлении государством, обществом и процессами, происходящими в них, а знание уровней власти является неотъемлемым при изучении закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права;
Цель работы- рассказать о том, какие существуют уровни государственного и муниципального управления, углубить слушателей в тему и разобрать каждый уровень власти отдельно;
Объект работы- Государственное и муниципальное управление;
Предмет работы -Уровни государственного и муниципального управления.
Основная часть
Глава 1. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГМУ
Основу системы ГМУ составляют
вертикальные и горизонтальные связи, создающие устойчивые для каждого территориального образования-будь то государство, регион или муниципальное образование-структуры управления, определяющие характер работы составляющих эти структуры социальных институтов.
Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти или иначе - уровни ГМУ, тогда как горизонтальные - на ветви власти - ветви ГМУ.
Роль власти в государственного управлении заключается в следующем-"Власть- это реальная сила, обеспечивающая принятие и претворение в жизнь государственных решений".
Основными принципами формирования системы государственного управления являются:
1) принцип разделения властей;
2) принцип комплементарности;
3) принцип субсидиарности;
4) принцип суверенности;
5) принцип демократизма;
6) принцип гомогенности.
Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским энциклопедистом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти в структуре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок реализации власти не оставляет места для проявления нелегальных центров управления. Дефицит власти способствует тому, что функцию управления социальной системой берут на себя дисфункциональные структуры. Деятельность таких структур способствует разрушению общества, утрате им способности пропорционально удовлетворять основополагающие потребности всех его представителей.
Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне Принцип обусловливает необходимость в предварительном распределении управленческих функций между уровнями управления. Принцип субсидиарности имеет два измерения:
вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное измерениевключает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Динамичный характер происходящих в городах процессов требует учета соответствия имеющихся потребностей населения и властных полномочий, вверенных уровням государственного и муниципального управления
Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местном уровнях. В триаде исполнительная – законодательная – судебная ветви власти горизонтальное измерение принципа субсидиарности устанавливает устойчивую последовательность в организации социальной политики: если законодательная ветвь задает правовые рамки такой политики, а исполнительная власть определяет ее реальные направления, то судебная – контролирует механизмы ее реализации в конкретных социальных и политических условиях. В соответствии с принципом субсидиарности власть должна быть разделена между властными структурами главным образом в связи с сокращением дистанции между властью и представляющим ее населением. Увеличение численности населения способствует увеличению числа управленческих уровней и определению их взаимосогласованной политики, главным критерием эффективности которой является максимальное удовлетворение потребностей всего населения, а также строгое распределение сфер ответственности между субъектами власти.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка».
Будучи атрибутивным признаком государства, суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муниципальных органов власти, разработке программ территориального развития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения общественности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.
Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.
Глава 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Характерные черты государственной власти:
-
распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной); -
носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов); -
опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей); -
осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); -
организует население по территориальному признаку; -
устанавливает систему налогов; -
характеризуется легитимностью и легальностью.
Глава 3. УРОВНИ ВЛАСТИ
Уровни власти — это вертикально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим.
Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и порядке передачи командной информации. Уровни власти задают способ разделения административной ответственности между должностными функциями в организационной структуре. Причем число уровней зависит от количества этих функций и степени их специализации.
Система ГМУ содержит два основных уровня управления: государственный и муниципальный. Функции обоих уровней существенно различаются, но в совокупности способны определять эффективный режим развития общества.
Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований
В Российской Федерации выделяют следующие уровни власти:
-
федеральный уровень; -
региональный уровень; -
местный уровень.
Органы разных уровней власти представляют государственные органы РФ, субъекты РФ, органы местного управления. Государственная власть -это разновидность публичной власти. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная или судебная) имеет свои органы управления на каждом уровне.
На федеральном уровне законодательную власть в РФ осуществляет высший законодательный орган:
-
Федеральное Собрание, включающее Верхнюю палату, Государственную Думу и Нижнюю – Совет Федерации. Федеральный Совет осуществляет властные полномочия через принятие законов и законодательных актов, обязательных на территории всей России.
Исполнительная власть на федеральном уровне представляет собой систему федеральных органов – Правительство России и Федеральные органы исполнительной власти (федеральные агентства и территориальные органы, федеральные службы, министерства). Взаимодействие и функционирование органов государственной власти обеспечивает Президент РФ, который является гарантом Конституции и главой государства.
Судебная власть на федеральном уровне – это система судов федерального значения (Конституционный, Верховный и другие федеральные).
На региональном уровне происходит формирование собственных законодательных органов, отличающихся по структуре, что обусловлено национальными и историческими особенностями региона.
В федеративное устройство РФ входит 85 региональных парламентов