Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Студента 2 курса Специальность 46. 02. 01.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 4. 3
Студента 2 курса
Специальность 46.02.01
Михайловой Д. А.
Физическая культура
1.
Подготовительный период
За последнее время роль специальных упражнений в подготовке легкоатлетов чрезвычайно возросла, их используют в течение всего года. Но наибольшее значение они имеют в подготовительном периоде, хотя и в соревновательном периоде их надо выполнять в достаточном объеме (Н. Г. Озолин, 1985).
В легкой атлетике нельзя в полной мере развить силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах, смелость и другие качества, иначе как повторным выполнением специальных упражнений. К тому же они помогают овладевать совершенной спортивной техникой. К специальным относятся также имитационные упражнения.
Как видно из приведенных рисунков, специальные упражнения большей частью представляют собой элемент, часть или связку нескольких движений основного легкоатлетического упражнения. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений, а также по психологической направленности специальные упражнения имели возможно большее сходство с соответствующей частью вашего вида легкой атлетики. Это главное требование.
Однако надо знать, что почти каждое, а тем более сложное специальное упражнение оказывает на спортсмена многообразное влияние, вызывая улучшение функций разных органов и систем организма, требуя проявления различных физических и психических качеств. Вместе с тем уровень проявления этих качеств неодинаков. Важно учитывать все то полезное, что может дать каждое специальное упражнение по всему комплексу своих воздействий. Однако психическая установка на выполнение упражнения должна быть одна: или на овладение техникой, или на проявление силы или быстроты и т. д.
Типы упражнений
Если специальное упражнение в техническом отношении отработано и упрочено, то все внимание спортсмена может быть полностью сконцентрировано на максимальном проявлении физических или скоростных качеств.
Специальные упражнения выполняются со снарядом (набивные мячи, мешки с песком, гантели, штанга, груз на блоке и др.), на снарядах (барьеры).
Специальные упражнения могут выполняться также на тренажерах и специальных устройствах. Они расширяют круг средств специальной подготовки легкоатлетов, позволяя имитировать спортивное упражнение полностью или его отдельные элементы, задавая необходимую специфическую нагрузку при различных режимах мышечной работы, программируя выполнение изучаемых движений. Тренажеры могут помочь в обучении и совершенствовании техники, в развитии двигательных качеств, в одновременном решении задач повышения технического мастерства и уровня физических возможностей.
Высокая эффективность специальных упражнений определяется прежде всего возможностью более избирательно, а следовательно, и в большей мере развивать те или иные мышечные группы, учиться проявлять силу и быстроту в отдельных движениях, достигать большей подвижности в суставах и т.д. При этом надо подчеркнуть, что выполнение этих упражнений требует относительно меньших энергетических и нервных затрат, что позволяет значительно увеличить число их повторений.
Эффективность специальных упражнений зависит от условий, в которых они выполняются. Облегченные условия (меньший вес отягощений или снарядов, пониженная высота препятствий, бег под уклон и др.) необходимы на первых порах при овладении техникой выполнения специальных упражнений, а также для выработки быстроты движений. Затрудненные условия (больший вес отягощений или снарядов, бег и прыжки в гору, вверх по лестнице, через твердые препятствия, по сыпучему грунту и др.) используются для развития силы и повышения мощности отталкивания, воспитания выносливости и волевых качеств.
Для решения задач скоростно-силовой подготовки применяются разнообразные упражнения (В. А. Креер, В. Б. Попов; 1986):
-
с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые упражнения и на гимнастических снарядах; -
с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет) в беге, прыжковых упражнениях, прыжках в высоту и в длину; -
с использованием воздействий внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу, против ветра и по ветру); -
с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями различного веса и вида (манжета весом 0,5 кг, утяжеленный пояс, набивные мячи весом 2—5 кг, гантели и гири весом 16—32 кг, мешки с песком весом 5—15 кг), в упражнениях с использованием блоковых приспособлений и упругих предметов на тренажерах, в метаниях различных снарядов (набивные мячи, камни и ядра различного веса—2—10 кг, гири весом 16—32 кг).
Методические рекомендации
В скоростно-силовой подготовке необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями (В. А. Креер, В. Б. Попов; 1986):
-
При выполнении упражнений необходимо следить за техникой, рисунком движения и ритмом, обращать внимание на амплитуду, угловые значения и на время проявления максимальных мышечных усилий. -
Наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств достигается выполнением упражнений с концентрацией волевых усилий на взрывном характере их проявления. -
Целесообразно в большинстве специальных упражнений направленно и избирательно воздействовать на определенные мышечные группы (обслуживающие стопу, голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, мышцы спины и брюшного пресса). -
В упражнениях необходимо использовать силу предварительно растянутых мышц, их эластичность, постоянно совершенствовать рефлекс на растягивание, выполнять упражнения в режимах упругих пружинистых покачиваний, в прыжковых упражнениях акцентировать проявление взрывных усилий в самом начале движения или при смене направления движения. Чем быстрее выполняется смена направления движения, переход от сгибания к разгибанию, тем больше проявляется воздействие упражнений на опорно-двигательный аппарат спортсмена. -
Малые отягощения (пояс, жилет 0,25—1% от веса спортсмена) следует применять в беге, прыжках или специальных беговых и прыжковых упражнениях, чередуя с выполнением без отягощений. -
Число повторений в одном подходе не должно превышать 20—25 в прыжковых упражнениях, 10—15 в упражнениях с применением малых отягощений, 3—5 в упражнениях со средними отягощениями, 1—2 в упражнениях с большими и максимальными отягощениями. -
При многократном повторении упражнений темп должен увеличиваться постепенно (до максимально быстрых движений). Необходим контроль за проявлением усилий и свободой движений. Натуживание и напряжение недопустимы. -
Нагрузка в силовой подготовке по неделям должна постепенно возрастать как по объему (большее число повторений), так и по интенсивности (увеличение веса отягощений или быстроты выполнения упражнений). Ведущим фактором является увеличение веса отягощения (на 2—3%) через 1—2 микроцикла.
Упражнения на развитие различных групп мышц
Рассмотрим упражнения скоростно-силовой подготовки, направленные на развитие различных групп мышц, принимающих активное участие в беге.
Упражнения для развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и навыков, проявляемых в беге (В. А. Креер, В. Б. Попов; 1986):
-
Движения руками и ногами как при беге, то же с гантелями в руках и тяжелыми прокладками в кроссовках. Обратить внимание на полное отведение ноги назад. -
Ходьба на передней части стопы, прыжки на двух ногах с отягощением, со сменой положения ног, на одной ноге с продвижением вперед, по ступенькам вверх и вниз. -
Бег по кругу (виражу) диаметром 10—15 м поочередно в обе стороны, медленный бег с продвижением за счет акцентированного разгибания стопы, бег со старта и с ходу в гору и под уклон. -
Быстрая смена ног в выпаде без подпрыгивания, то же с отягощением на поясе и на плечах (мешок с песком), с гантелями в руках. -
Лежа на спине, животе, быстрая смена положения ног с широкой и ограниченной амплитудой, с тяжелыми прокладками в кроссовках. -
Поднимание и толчки набивного мяча ногами. -
Движения с сопротивлением резины, партнера. -
Из упора лежа сзади быстрый подъем тела и ноги. -
Лежа на животе, пружинистые сгибания голени с помощью партнера. Пружинистые отклоны назад, стоя на коленях. -
Упражнения в парах. Спортсмен удерживает две или одну ногу под различными углами с активным воздействием партнера. Партнер упругим покачиванием 20—25 раз отводит ногу вперед или назад на 10—15°, затем плавно опускает ее в исходное положение. При другом режиме покачивания спортсмен начинает движение при активном сопротивлении партнера.
2.
№ | Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приемов спортивных игр | Описание |
1 | Упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса |
|
2 | Упражнения для развития силы мышц туловища |
|
3 | Упражнения для развития силы мышц ног |
|
… | Упражнения для развития прыгучести: |
|
| Упражнения для развития игровой выносливости волейболистов: |
|
Упражнения выполняют в максимально быстром темпе. В каждой паузе используют упражнения, различные по своему воздействию. Такой вид тренировочной работы дает возможность совершенствовать технико-тактическое мастерство, способствует воспитанию скоростно-силовых и волевых качеств |
3.
Сценарий спортивного корпоратива на природе
Спортивный корпоративный праздник «Огонь олимпа»
Этот праздник можно проводить на загородных площадках, туристических базах, в парках, на базах отдыха, в больших спортивных залах.
Действующие лица:
-
1-й ведущий -
2-й ведущий -
Геракл -
Сопровождающие члены команд в сказочных костюмах -
Коллективы художественной самодеятельности
Гости праздника колонной подходят к центральной площадке. Ведущие на фоне музыки, встречают их приветствиями и приглашениями. (Эти приветствия можно записать и на фонограмму.)
1-й ведущий.
На спортивную площадку
Приглашаем всех сейчас.
Праздник спорта и здоровья
Начинается у нас.
Кто всех быстрей, кто всех ловчей —
Нам очень интересно!
Пусть слышится веселый смех
И не смолкает песня.
Соревноваться в праздник, побеждать!
Где вы еще таких спортивных видели?
А кто они, не стыдно нам сказать.
Они зовутся — Победители!
Почтенная публика, уважаемые гости!
Бросьте печалиться, хмурится, бросьте.
Просим подходить, и просим не сердиться.
Просим вас всех от души веселиться!
Всех без исключения приглашаем на веселье!
Будем пляски плясать, будем в игры играть!
Будем петь, стихи читать!
Будем праздник продолжать.
Веселись, честной народ!
Праздник, праздник к нам идет.
Больше шуток, больше смеха,
Нам погода не помеха.
Веселись, честной народ!
Праздник, праздник всех нас ждет.
Кто не знает, сообщаем.
Праздник — спортивный, необычный —
Мы встречаем.
Откладывать открытие праздника
Нам больше нет резона!
Внимание, внимание!
Замечательный праздник
Здоровья и спорта.
Звучат фанфары. Девушки исполняют задорный спортивный танец. (Можно пригласить коллектив спортивного танца.)
1-й ведущий. В гору Олимп преобразился сегодня... (назвать площадку, где будет проводиться праздник). Встретились, дружбой спортивной полны, славные сыны...
В битве спортивной пусть побеждает сильнейший, в воле к победе, в азарте, люди, богам вы равны. Спортивный праздник нынче отметим достойно. Пусть всюду песни звучат и заглушают на старте биение сердец. Кличем победы окрестности пусть огласятся! Торжественен будет час награждения героев — Олимпиады венец.