Файл: Семинар История социологии. Основные направления современной социологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар 2. История социологии. Основные направления современной социологии
-
Возникновение социологии
Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.
Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).
Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.
А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.
Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».
прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации.
Данный процесс включает в себя следующие стадии:
1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;
2) создание специализированных периодических изданий;
3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;
4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;
5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.
Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.
-
Социология в России
В развитии социологии в России можно выделить несколько этапов: I этап. - вторая половина 19 века - 1917 год. – Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Существование разнообразных теорий и концепций развития общества и человека. 1. Концепция о «культурно-исторических типах» (Н. Данилевский); 2. Субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса (Н. Михайловский); 3) Географическая теория (И. Мечников); 4. Учение о социальном прогрессе (М. Ковалевский); 5. Теории социальной стратификации и социальной мобильности (П. Сорокин); 6. Неопозитивизм (К. Тахтарев, А. Звоницкая); 7) Юридическая школа социологии (С. Муромцев, Л. Петражицкий);8) Марксизм (Г. Плеханов, В. Ленин, П.Б. Струве). II этап - (1917 г. - начало 30- х г. ХХ века - Неоднородный и сложный период. Первоначально происходит признание новой властью социологии как науки. Создаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, был открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с 13 социологическим отделением в университете Петрограде, была введена научная степень по социологии, происходит издание обширной специализированной литературы. В эти годы активно изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции. III этап - (1930 – середина 1950-х гг). – Социология была объявлена «лженаукой» и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены на долгие годы. IV. этап – (конец 1950-х – 1986 г.) - Возрождение началось с наступлением «оттепели», да и то под прикрытием экономической и философской наук. Теоретическая социология отождествлялась с историческим материализмом. В 1970-80-е гг. конкретные социологические исследования осуществлялись, но проводились они под жестким контролем со стороны партийных органов, а их результаты подвергались строгой цензуре и практически не публиковались. Восстановлена в своих правах социология была в 1986 году. V. этап - (конец 1980-х гг.- настоящее время) - современный этап социологии. С конца 1980- х гг. начинается современный этап развития советской и российской социологии. Характеризуется изучением самых различных проблем социальной жизни общества. Назовем некоторых отечественных социологов: В.Н. Лавриненко, В.А. Ядов, В.И. Добреньков, А.Г. Дугин, С.С. Фролов, В.И. Кравченко и др.
-
Структурный анализ
Метод социологии, позволяющий выяснить значение отдельного соц. явления для функционирования и развития определенным образом структуризованного соц. целого. При А. с. в ходе сравнительного изучения соц. феноменов выделяются большей частью формальные элементы, взаимосвязь которых и рассматривается как основа сохранения в неизменном виде структуры данной системы. -
Функциональный анализ
Один из основных методологич. подходов в современном обществоведении; сущность А.ф. состоит в выделении элементов соц. взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и роли в некоторой связи, определенность которой влечет за собой ее системное рассмотрение. В том или ином виде А.ф. присутствовал во всех соц. теориях, в которых имелись принципы системного исследования общества. При этом сразу возникла и оказалась очень стойкой аналогия между обществом и организмом (см. Органицизм). Соответственно, элементы обва выделялись по принципу органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идеи есть у Платона и Аристотеля, Г. Гоббса и Б. Спинозы, Г. Спенсера и Э.Дюркгейма, которому принадлежит одна из первых в социологич. литературе формулировок определения функции. В полной мере специфика функционального подхода (то, что позже К.Дэвис назвал "мифом о А.ф. как специальном методе в социологии и антропологии") была акцентирована последователями Э. Дюркгейма в сфере культур-антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др.), противопоставлявшим А.ф. каузально историч. подходу, кот. требует для объяснения определенного явления найти его причины и условия возникновения. А.ф. позволял, по их мнению, отказаться от трудных, часто безнадежных поисков того и другого, т. к. нахождение функции обществ. явления уже само по себе может считаться его объяснением. Анализируя их взгляды, Р. Мертон выделил три основных постулата А.ф.:
1)постулат функционального единства общества (согласованность функционирования всех его частей),
2) постулат универсального функционализма (все обществ. явления функциональны),
3) постулат необходимости
.
5.Структурно-функциональный анализ
Структурный функционализм – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т. е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, состоящей из структурных элементов, вносящих вклад в ее поддержание и воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы (паттерны) деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, т. е. ее положительная роль в социальной системе, – это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы каких-либо действий обусловливает их закрепление в качестве элементов системы, т. е. превращение в паттерн (образец). Логика исходной концепции определяет стратегию социологического исследования как структурно-функциональный анализ. Социолог, наблюдая какое-либо социальное явление, стремится выявить его функции и тем самым дать функциональное объяснение факта его существования.
Есть два пути структурно-функционального анализа:
1) определить те условия, выполнение которых необходимо для существования социальной системы, и выявить в системе структурные элементы, способствующие выполнению этих условий, т. е., имея представление о функциях, выявлять соответствующие им структуры;
2) описать те структуры, которые обнаруживаются в исследуемой системе, и выявить их влияние на воспроизводство системы, т. е., имея представление о структурах, выявлять свойственные им функции. Образцом стратегии структурно-функционального анализа первого типа служит
теория социальных систем, разработанная классиком структурного функционализма в социологии, выдающимся американским исследователем Талкоттом Парсонсом (1902–1979) в работах «Структура социального действия» (1937) и «Социальная система» (1951). Согласно Парсонсу любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:
1) система должна быть адаптирована к окружающей среде, т. е. приспособлена к особенностям: а) природы человека как биологического организма и как личности; б) физико-органической среды обитания людей, жизнедеятельность которых она организует и упорядочивает; в) культуры как системы ценностей;
2) система должна быть саморегулируемой, т. е. при изменении в окружающей среде в ней должны вырабатываться цели (направления изменений структуры) и функционировать механизмы реализации этих целей;
3) система должна быть внутренне интегрирована, т. е. между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи и функционирование элементов должно быть скоординированным;
4) система должна быть структурно стабильной, т. е. в достигнутом системой состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.
Эти четыре требования обусловливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал, соответственно, адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание латентного образца. По первым буквам английских названий функций (adaptation, goal attainment, integration, latent pattern maintenance) – концепцию Парсонса принято именовать схемой AGIL.
-
Системный анализ
Системный анализ объекта исследования - один из этапов разработки программы социологического исследования. Суть его состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом. -
Символический интеракционизм
Символический