Файл: Психосоматические расстройства у детей критерии факторы формирования и методы коррекции и психотерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психосоматические расстройства у детей: критерии факторы формирования и методы коррекции и психотерапии

Психосоматические заболевания — одна из основных проблем педиатрии нынешнего века.

Число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, расстройствами сердечно-сосудистой системы, заболеваниями мочевыводящих путей и желчного пузыря, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, различными аллергиями с каждым годом возрастает.
И это при том, что в целом качество детского медицинского обслуживания если не улучшается, то, по крайней мере, остается стабильным. Значит, причины такого роста заболеваемости именно внутренние, их надо искать в самих детях, в их организме, в окружающей их обстановке.

Психосоматические расстройства - это заболевания, которые проявляются на уровне физиологии, но имеют психологическую подоплёку. Те заболевания, которые чаще всего принято считать психосоматическими, на самом деле имеют давно изученные и вполне конкретные причины появления. Хотя повышенный уровень стресса может служить провоцирующим фактором для обострения

Факторы развития психосоматических расстройств в детском возрасте:

  • Соматические факторы (особенности детского организма, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию)

К соматической части данной проблемы можно отнести следующие факторы:

  • генетическая предрасположенность к тому или иному заболеванию (наличие подобных болезней у родителей или близких родственников);

  • осложнения в первые месяцы беременности мамы или какие-либо вредные воздействия на протекание бере­менности (курение, алкоголь, психологические травмы, инфекционные заболевания и т.п.) в тот период, когда формируются внутренние органы будущего ребенка;

  • нейродинамические сдвиги в организме ребенка, т.е. различные нарушения деятельности центральной не­рвной системы;

  • стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни младенца;

  • гормональный дисбаланс или биохимические отклоне­ния в организме ребенка в раннем возрасте.

  • Социально-психологические факторы

  • Особенности отношений в семье.

  • Нарушение привязанности.

  • Тип семейного воспитания.

  • Индивидуальные черты личности ребенка (повышенная чувствительность, чрезмерно бурная реакция, затруднения в адаптации к новым условиям).

  • Сложности отношений в детском саду и школе.

  • Низкий уровень жизни семьи.

  • Длительное воздействие на ребенка психотравмирующей ситуации.


Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

— срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);

— неправильное построение режима для ребенка;

— неправильные воспитательные приемы;

— отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

— создание односторонней аффективной привязанности;

— отсутствие единого подхода к ребенку.

К школьным стрессовым ситуациям можно отнести:

• отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом;

• неспособность ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности; сверстников;

• смена школьного коллектива;

• негативное отношение учителя;

• пребывание в закрытых детских учреждениях (интернатах, детских домах, больницах, санаториях и т.д.);

• неспособность справиться с учебной нагрузкой.

Жалобы, предъявляемые больными, касаются тех органов или систем, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы (сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой). Симптомы обычно бывают двух типов, ни один из которых не указывает на физическое расстройство затрагиваемого органа или системы.

Первый тип симптомов, на котором во многом основывается диагностика, характеризуется жалобами, отражающими объективные признаки вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потливость, покраснение, тремор.

Второй тип характеризуется более идиосинкратическими, субъективными и неспецифическими симптомами, такими как ощущения мимолетных болей, жжения, тяжести, напряжения, раздувания или растяжения. Эти жалобы относятся больным к определенному органу или системе (к которым может относиться и вегетативная симптоматика).

У многих больных с этим расстройством имеются указания на наличие психологического стресса или затруднения и проблемы, которые представляются связанными с расстройством. В некоторых случаях могут также присутствовать незначительные нарушения физиологических функций, такие как икота, метеоризм и одышка, но сами по себе они не нарушают основного физиологического функционирования соответствующего органа или системы.


Для достоверного диагноза требуются все следующие признаки:

— симптомы вегетативного возбуждения, такие как сердцебиение, потливость, покраснение, тремор, которые имеют хронический характер и причиняют беспокойство;

— дополнительные субъективные симптомы, относящиеся к определенному органу или системе, озабоченность и огорчение по поводу возможного серьезного (но часто неопределенного) заболевания этого органа или системы, причем повторные объяснения и разуверения на этот счет врачей остаются бесплодными;

— отсутствуют данные о существенном структурном или функциональном нарушении данного органа или системы.

Сюда же следует отнести любые другие расстройства ощущений, возникающих вне связи с органическими расстройствами, которые тесно связаны по времени со стрессорными событиями:

— «Истерический ком» (ощущение кома в горле, вызывающее дисфагию), а также другие формы дисфагии.

— Психогенная кривошея и другие расстройства, сопровождающиеся спазмоидными движениями (исключая синдром Туретта).

— Психогенный зуд (исключая специфические кожные расстройства, такие какалопецию, дерматиты, экзему или уртикарию психогенного генеза (F 54)).

— Психогенную дисменорею.

— Скрежетание зубами.

1У. Классификация психосоматических расстройств у детей.

Классификация психосоматических расстройств у детей строилась на разных принципах: патогенетическом, анатомо-физиологическом (локализованном), возрастном, синдромальном и т.д.

По локализации — психосоматические нарушения пищеварительной, кожной, двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, на­
рушения терморегуляции, речи и выделительных функций и алтические проявления психосоматического характера с относительно кратковременной
фиксацией в каком-либо органе или системе.

По качественным и количественным особенностям патологических проявлений — психосоматические реакции, состояния и психосоматические заболевания.

По распространенности — условно моносистемные и полисистемные психосоматические (функциональные) расстройства, т.к. при этом поражается не только соматическая, но и психическая сфера.


По степени клинической выраженности депрессивных проявлений — субдепрессия, скрытая депрессия, средневыраженная депрессия (дистимия, дисфория) и выраженная депрессия.

По генезу депрессивных нарушений — эндогенная, психогенная и резидуально-органическая депрессия.

По качестенным особенностям (синдромалъной структуре), лежащим в основе психосоматических и сопутствующих им аффективных (депрессивных) расстройств, — астеническая, тоскливая, тревожная и смешанная (астенотревожная и тревожно-тоскливая) депрессии.

Большинство врачей группируют психосоматические расстройства по воз­растному признаку.

В младенческом возрасте к этим расстройствам относят колики третьего месяца, метеоризм, аэрофагию, срыгивания, жвачку (мерицизм), анорексию грудного возраста, извращение аппетита (симптом Пика), недостаточную при­бавку массы тела, тучность, остановку развития, функциональный мегаколон, приступы нарушения дыхания, спастический плач, нарушения сна, запор (кон-стипация), энкопрез, внезапную смерть младенца.

В дошкольном возрасте наблюдают такие психосоматические расстройства, как запор, понос, «раздраженный кишечник», боли в животе, циклические рвоты, отказ от жевания, анорексия и булемия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и др.

У детей школьного возраста и подростков к числу психосоматических расстройств относят мигрень, «ростовые боли», рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегетососудистую дистонию, бронхиальную астму, нервную анорексию, булимию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, энкопрез, энурез, расстройства менструального цикла и др.
Психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков.

Психотерапия предполагает: обязательный учет при составлении индивидуальной программы всех основных характеристик как личности пациента, так и клинической картины психосоматического расстройства (клиническая форма, этап заболевания и ведущий психосоматический синдром, психопатологическая типология аффективного расстройства (депрессии), лежащего в его основе, сопутствующая психопатологическая и соматоневрологическая симптоматика, характеристика внутренней картины болезней).


Индивидуальная — разговорная психотерапия (глубинно-психологическая или конфликт центрированная) основана на взаимодействии врача и личности больного. Этот метод целесообразно использовать на этапе индивидуального психологического консультирования, при выявлении психосоматических расстройств, а также при амбулаторных приемах во время катамнестического наблюдения.

Основные задачи:

— глубокое изучение личности больного;

— выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению болезненного состояния;

— достижение осознания больным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием;

— помощь в разумном разрешении 1психотравмирующей ситуации;

— изменение взаимоотношений больного с окружающими, коррекция неадекватных реакций и форм поведения.

Практически во всех случаях индивидуальная психотерапия у детей и подростков должна сочетаться с семейной психотерапией, которая направлена на изменение совокупных и взаимосвязанных взаимоотношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Многие из психологических факторов, вызывающих отрицательное эмоциональное реагирование, формируются под воздействием семейного окружения, особенно в раннем детстве, в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому проведение семейной психотерапии при психосоматических расстройствах является почти всегда обязательным.

Цель семейной психотерапии – ориентация родителей и прародителей в вопросах воспитания, играющих значительную роль в формировании завышенного уровня притязаний и, как следствие этого, в возникновение эмоциональных нарушений, а также корректировка воспитательных подходов с устранением возникших личностных изменений и профилактикой неадекватных аффективных реакций.

Суггестивная психотерапия в форме внушения в гипнотическом или бодрствующем состоянии, аутогипноз направлена на улучшение настроения, ослабления болезненных ощущений и переживаний, оптимизацию состояния отдыха и мобилизацию ресурсных сил организма.

Весьма эффективными методами, суггестивной психотерапии, детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: