Файл: Курсовая квалификационная работа по направлению подготовки 49. 02. 01 Физическая культура Чурапча 2023.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧУРАПЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Студенки 2 курса среднего профессионального образования
Психологические проблемы профессиональной карьеры тренера
Курсовая квалификационная работа
по направлению подготовки 49.02.01 «Физическая культура»
Чурапча 2023
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧУРАПЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Психологические проблемы профессиональной карьеры тренера
Курсовая квалификационная работа
по направлению подготовки 49.02.01 «Физическая культура»
Работа допущена к ГАК: зав. кафедрой спортивной подготовки и национальных видов спорта Алексеев В.Н., доцент __________________ «___»_____________ 2022 г.
ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС» Федоровой Анны Аркадьевны (подпись) |
Чурапча 2023
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
-
Понятие карьеры, её виды .......................................... -
Деятельность тренера по видам спорта..................................... -
Психологические особенности деятельности тренера.............
Выводы по главе........................................................................
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................
2.1. Задачи и методы исследования.........................................
2.2. Организация исследования .....................................................
Выводы по главе........................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................................
ВВЕДЕНИЕ
Тренер является одной из центральных фигур в спортивной деятельности, от профессионального мастерства которого во многом зависит успешность карьеры спортсмена.
Деятельность тренера по своей сути является педагогической, основное содержание которой заключается в обеспечении учебно-тренировочного процесса, где тренер также решает ряд задач, связанных с восстановительными, психологическими, социальными, воспитательными и оздоровительными целями тренировочного процесса.
Педагогические функции тренера проявляются в процессе непрерывного развития физических, технических, двигательных и других качеств, обеспечивающих успешность занимающихся.
Работа тренера достаточно многопланова. Обязанности тренера напрямую зависят от того, в каком виде спорта он специализируется. Тренеру в процессе работы приходится выполнять функции специалистов из разных областей, он является педагогом, учёным, врачом, менеджером, и дипломатом.
Проблеме профессиональных трудностей, возникающих у тренера - это в педагогической литературе изучены достаточно хорошо, им посвящено значительное количество научных работ, имеющих как сугубо теоретический, так и прикладной характер. В тоже время открытым остоеться вопрос о профессиональных трудностях тренеров
На самом деле профессиональная деятельность в сфере физической культуры и спорта связан со сложностями внешнего и внутренего порядка, которые встречает молодой специалист с приходом на рабочее место.
Состояние напряжённости тренера, вызванное внешними факторами профессиональной деятельности является своеобразным препятствием, характер преодоления которого способствует возникновению у него состояния удовлетворенности или неудовлетворенности.
Работа тренера с разным контингентом спортсменов и в разных видах спорта вызывает определенные трудности, содержание и причины которых определяются не только указанными факторами, но и профессиональной его квалификацией.
Тренер играет важную роль в современном обществе. Он подталкивает человека словом, личным примером достигать вершин. Качество педагогического труда тренера определяется уровнем его подготовки по конкретному виду спорта, психолого-педагогическими знаниями об объекте своей деятельности - юном спортсмене, степенью подготовленности к каждой конкретной тренировке или воспитательному мероприятию.
Актуальность: спортивной психологии проблемы профессиональной деятельности тренера заключается в его педагогическом мастерстве ведения учебно-тренировочного процесса, владении современными научно-обоснованными методами обучения, их успешной реализации.
Объект исследования - процесс изучения психологических проблем профессиональной карьеры тренера.
Предмет исследования - трудности, возникающие в процессе профессиональной деятельности тренера
Цель - изучение трудностей и причин их возникновения в деятельности тренеров с учетом стажа и их профессиональной квалификации.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить качественные характеристики личностных особенностей тренера.
3. Определить трудности, встречающиеся в профессиональной деятельности тренеров.
4. Установить причины, вызывающие эти трудности.
5. Предложить пути преодоления трудностей.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что на основании анализа имеющейся литературы и собственных исследований, предпринята попытка исследовать возникающие в процессе деятельности трудности начинающего тренера и пути их преодоления. А поскольку проблемы тренерской и профессиональной деятельности преподавателей физической культуры исследованы недостаточно, в этом и заключается актуальность нашей работы.
Практическая значимость состоит в том, что, используя созданную модель можно изучать профессиональные качества тренеров, работающих в различных видах спорта, сравнивать их между собой, выявлять типичное и своеобразное в качествах их личности.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1Понятие карьеры, её виды
«Карьера – (итал carriera – бег, жизненный путь, поприще) от лат carrus (телега, повозка) это быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной и другой деятельности, достижение известности и славы, или материальной выгоды.
В широком понимании карьера – это профессиональный прогресс, профессиональный рост, этапы продвижения служащего к высшей ступени профессионализма. Логичным завершением успешной карьеры является высокий профессионализм работника, признанный руководителем организации. Разумеется, что в течение всей трудовой деятельности человека оценка профессионализма может варьироваться.
В узком понимании карьера – продвижение по служебной лестнице, занятие особого статуса в своей профессиональной сфере. В этом случае карьера – это желанный путь вверх, осознано выбранный работником для получения неких моральных бонусов в виде самоутверждения и получения удовольствия от любимой работы. Этой является главным мотивом движения к определен ному статусу (социальному, должностному, квалификационному).
В толковом словаре С.И. Ожегова это слово трактуется следующим образом: карьера это род занятий, деятельности; путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. Этой же точки зрения придерживаются Г.С. Никифоров, и М.А. Дмитриева, трактуя карьеру, как вид занятий, деятельности, а также путь к успехам в служебной деятельности. [с.263]
Обобщая изученные подходы к понятию карьеры, можно выделить следующие ключевые позиции:
карьера рассматривается как процесс, так и результат;
карьера связана с профессиональным и индивидуально-личностным развитием;
карьера – как последовательность опыта работы на протяжении всей трудовой жизни личности, так и получение опыта личностью в пределах конкретного направления профессиональной деятельности, места работы, организации;
карьера – как достижение должностного, социально-профессионального статуса, статусно-ролевой позиции, так и достижение высочайшего уровня саморазвития, самореализации;
карьера – как достижение социального успеха (оценка социумом, коллегами, руководством и т.п.), так и достижение личностного успеха (собственная оценка);
карьера – как личностно-управляемый процесс, так и организационно-управленческий процесс.
«Деловая карьера» — это индивидуально осознанная, обусловленная изменяемыми в течение жизни взглядами, позициями, поведением и опытом последовательность целей личностного развития, структурированных в должностном, профессиональном, статусном или монетарном плане, и процесс достижения этих целей в результате трудовой деятельности, используемой для получения дохода.[c,23]
Виды и типы карьеры:
Внутриорганизационная карьера предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.
Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.
Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.
Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.
Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.
Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение к ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
Основными характеристиками карьеры являются:
- внешняя точка карьеры (плато);
- длина карьеры, т.е. количество позиций от нижней до высшей точки;
- уровень позиции, т.е. отношение числа лиц, занятых на высшем уровне, к числу лиц на данном уровне;
- потенциальная мобильность, определяемая числом вакансий на высшем уровне, отнесенным к числу работников на данном уровне.
Следует отметить, что в целом женщины меньше мужчин ориентированы на карьеру, но женщин руководителей встречается в 2.5 раза больше чем мужчин.
В деловой карьере можно выделить несколько этапов:
1. Подготовительный (18-22 года)
2. Адаптационный (23-30 лет). Середина этого этапа может совпадать с началом карьеры руководителя.
3. Стабилизационный (30-40 лет). Сотрудники окончательно разделяются на перспективных и не перспективных в отношении руководства. Но к концу этого периода все становятся профессионалами. В среднем отечественные руководители пребывают в одной должности 7.5 лет, но те кто добрался до высших эшелонов власти, пребывали в каждой должности в среднем 2-3 года и сменили 10 должностей. Для управляющих высшего звена срок пребывания в одной должности может быть увеличен до 8-10 лет. Практика показывает, что наибольшего успеха добиваются руководители, последовательно продвигающиеся в должности.
4. Консолидационный (40-50 лет). Перспективные руководители продолжают свою карьеру, неперспективные руководители низового уровня осваивают новые сферы деятельности и переходят к «горизонтальной карьере». Иногда на этом этапе у большинства людей возникает так называемый «кризис средней жизни» - расхождение между жизненными целями личности и реальной ситуацией.
5. Этап зрелости (50-60 лет). Этап передачи опыта более молодым специалистам.
6. Этап подготовки к уходу на пенсию и определения, что делать дальше (старше 60 лет).
Так под карьерой понимают активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни карьеру трактуют как движение человека в пространстве организационных позиций, предполагающие последовательную смену функций статуса, социально - экономического положения. То есть карьера это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации.
Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев. Кроме того, можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры
Типологии карьеры касаются процессуальных характеристик карьеры: пространства, динамики, направления перемещений, скорости, последовательности, способов, возможностей, характера перемещений, этапов, которые, чаще всего связаны с понятием карьерного роста.
В научной литературе понятие «карьерный рост» определяется как:
организационная иерархия, представленная последовательностью работ, выполненных личностью на протяжении жизни, детерминированных установками поведения и связанных с опытом работы;
способность работника воспользоваться шансами для собственного развития и продвижения внутри организации;
повышение позиций работников, которые пытаются получить необходимые навыки и повысить свою эффективность.
Таким образом, мы можно утверждать, что карьерный рост – это, в первую очередь, процессуальная характеристика карьеры.
Ряд исследователей, рассматривая карьерный рост в пределах внутриорганизационной карьеры, охватывающей последовательное изменение стадий развития работника в пределах одной организации, определяют его как процесс, движение, приобретение определенных выгод в профессиональном, статусном, материальном и других аспектах, который происходит в иерархических системах организаций; это процесс последовательного изменения рабочего состояния человека в результате роста его трудового потенциала и реализации жизненных целей для усовершенствования своего способа жизнедеятельности и достижения успеха. Таким образом, карьерный рост обуславливает профессиональное и личностное развитие личности.
Модели карьеры
Карьерный процесс – движение субъекта трудовой деятельности в плоскости деловых, экономических и социальных отношений, в ходе которого происходит изменение его ролей и статусов, а также карьерного потенциала. В связи с этим такое движение может происходить равномерно и стабильно или совершаться скачками с прерыванием, снижением и периодами застоя, быть непрерывным или прерываться, быть устойчивым или неустойчивым. Рассматривая различные характеристики карьерного процесса, отечественные исследователи выделяют также определенные модели карьеры. Так Егоршин А. П., на основании практического опыта исследований реальных карьер руководителей определил четыре модели карьеры, учитывающие основные отличия карьерного продвижения сотрудника.
Модель карьеры «лестница» предполагает постепенный подъем по ступеням служебной иерархии: сотрудник продвигается по службе по мере роста его компетентности; назначается на высшую должность в период максимального развития его профессионального и личностного потенциала; занимает высшую должность определенный период времени, а затем происходит постепенное продвижение вниз по служебной лестнице, предполагающее назначение на менее ответственные должности.
Модель «трамплин» предполагает непрерывное движение вверх по служебной лестнице вплоть до занятия высшей управленческой должности и пребывание на этой должности до завершения карьеры (выхода на пенсию). Негативным аспектом данной карьерной модели является то, что в случае нежелания своевременного завершения карьеры в организации возникает «кадровый застой», который делает невозможным своевременную ротацию кадров в управленческой иерархии.
Модель карьеры «змея» характеризуется последовательной и относительно быстрой сменой различных функциональных областей и должностей на горизонтальном уровне организационной структуры, которая сопровождается вертикальным продвижением по служебной лестнице по мере роста компетентности и достижении определенного возраста.
Модель «перепутье» предполагает пребывание сотрудника в каждой должности в течение ограниченного срока (как правило, до 5 лет) с последующей оценкой его профессионального и личностного потенциала (например, в процессе аттестации) и принятием решения о продвижении по службе, сохранении или же понижении в должности..
1.2 Деятельность тренере по видам спорта
Деятельность тренера в настоящее время является одной из самых сложных среди педагогических специальностей. Это объясняется многими причинами. Студентам, которые намереваются после окончания физкультурного вуза стать тренерами, надо знать эти причины, знать проблемы, которые ожидают их в будущей профессиональной деятельности, и быть готовым преодолевать их.
Одной из главных причин является высочайший уровень достижений в современном спорте, сложности и трудности подготовки спортсменов высокого класса - мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов различного уровня, начиная с областей, городов и кончая первенствами Европы, мира, Олимпийскими играми.
В данном случае речь идет не о рекреационном спорте на заводах, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях общего типа (школы, вузы), а о так называемом спорте высших достижений, олимпийском, профессиональном.
Еще одной причиной, порождающей проблемы в тренерской работе, является наличие «конкурентов» в спортивно-тренировочной деятельности спортсменов.
Деятельность тренера по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие и физическое совершенствование личности.
Тренер по виду спорта в совершенстве должен знать:
– принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов;
– теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений;
– основные психолого-педагогические закономерности организации учебно-тренировочного процесса;
– дидактические возможности различных средств подготовки спортсменов;
– закономерности возрастно-половых особенностей занимающихся спортом, методы развития основных физических качеств и двигательных навыков;
– особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей;
– санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом;
– особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования.
Работу тренера трудно регламентировать. Помимо общих педагогических функций – учебно-тренировочной, воспитательной, организаторской, психологической (гностической) и др. – тренер выполняет также специфические функции – судейскую, секундантскую, материально-технического обеспечения, научно-исследовательскую и др.
Воспитательная деятельность тренера направлена на формирование у воспитанников черт «спортивного характера», имеющих свои особенности в каждом виде спорта. Коммуникативная деятельность тренера включает, в частности, умение отличить межличностный конфликт от естественного спортивного конфликта (спортивного соперничества).
Собственная спортивная деятельность тренера являются необходимым компонентом подготовки юных спортсменов. Они важны для лучшего прочувствования тренером нюансов двигательных действий, обеспечивающих успех в данном виде спорта.
Особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности - постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Тренер должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих учеников нравственные, волевые качества. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.
Ещё одной особенностью деятельности тренеров является их оторванность от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта до девяти месяцев в году). Для тренера практически не бывает выходных дней, так как в будние дни он проводит тренировки, а в выходные курирует своих спортсменов на соревнованиях.
Это создаёт напряжённость в семейных отношениях и трудности в воспитании собственных детей.
В процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общении с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов.
Специфические особенности деятельности тренера:
-
Вероятность достижения поставленных целей (выключение музыки при выступлении в синхронном плавании);Специфическая регламентация труда (подготовка к уроку занимает намного больше времени, чем сама тренировка); -
Существенная зависимость от одарённости своих учеников; -
Высокий эмоциональный фон деятельности, значительное число конфликтных ситуаций и периодические действия в экстремальных ситуациях; -
Внеранговая конкуренция; -
Обучение двигательным действиям, которое тренер никогда не выполнял сам с оптимальным результатом.
Эффективность деятельности тренера зависит от объективных и субъективных факторов.
Объективные – природно-климатические условия местности.
Субъективные:
-
возрастные и половые особенности спортсмена; -
личностные качества тренера (профессиональная компетентность, организаторский талант, обладание ораторским искусством); -
личностные качества спортсмена (врождённые качества и способности к восприятию двигательной информации, антропометрические качества - рост, вес и т.д., строение мышц); -
состав у населения традиций и интересов (массовость).
Уровни деятельности тренера:
Уровень начальной подготовки: тренер имеет цель - привлечение юных спортсменов, создание базы общефизической подготовки и отбор детей пригодных к данному виду спорта;
критерий эффективности на данном уровне - количество регулярно занимающихся и переданных на следующий этап спортсменов, выполнение разрядных нормативов.
Уровень углублённой специализации: цель специализация в избранном виде спорта (игровое амплуа); критерий эффективности - количество подготовленных спортсменов 1-го и 2-го разрядов, а так же результаты в городских, областных, районных соревнованиях.
Уровень базового мастерства: цель - выявление одарённых спортсменов; критерий эффективности - результаты в юношеских чемпионатах страны, количество спортсменов переданных в сборные, количество подготовленных КМС и МС.
Уровень высшего спортивного мастерства - МС и МСМК: цель - подготовка спортивного резерва для сборной страны, выступление в чемпионате страны; критерии эффективности - количество подготовленных МС и МСМК, количество спортсменов переданных в сборную, результаты на международных чемпионатах.
Уровень высших достижений - сборные команды страны: цель - достижение максимальных результатов в международных соревнованиях, поддержание спортивного долголетия; критерий эффективности - результаты в международных соревнованиях, призовые места, мировые рекорды.