Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1603
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
294
Структура урока — соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Субкультура — комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре деленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Тест — стандартизированная процедура измерения.
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология — проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.
Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).
Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
Учебная программа — нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
Учебный план базисный — основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.
Учение — целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Форма воспитательной работы — организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.
Форма обучения (как дидактическая категория) — внешняя сторона организации учебного процесса.
Форма организации обучения — конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
295
Функции управления — виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Ценности (духовные) — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
Экстериоризация — перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей.
Эмпатия — способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.
296
С
ОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики .. 3
1. Становление научной педагогики ........................................... 3 2. Объект, предмет и функции педагогики ......... '. ....................
3. Система педагогических наук ................................................ 12 4. Связь педагогики с другими науками .................................... 14
Вопросы для самоконтроля .................................................. 16
Основная литература............................................................. 17
Дополнительная литература .................................................. 17
Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания ................. 17
1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности ................................................................................ 17 2. Движущие силы и основные закономерности развития личности
20
3. Факторы, влияющие на формирование личности ................. 24
Вопросы для самоконтроля ................................................... 27
Основная литература ............................................................. 27
Дополнительная литература .................................................. 27
Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс
28 1. Сущность образования как педагогической категории ......... 28 2. Генезис образования как социального явления ..................... 33 3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности 39 4. Российские и международные документы по образованию .. 43
Вопросы для самоконтроля ................................................... 48
Основная литература ............................................................. 48
Дополнительная литература .................................................. 49
Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований 49 1. Понятие методологии педагогики .......................................... 49 2. Методологические принципы педагогического исследования 53 3. Методы педагогического исследования ................................. 54 4. Структура педагогического исследования ............................. 60
Вопросы для самоконтроля ................................................... 63
Основная литература ............................................................. 63
Дополнительная литература .................................................. 64
297